но без арбитражного управляющего.
24 апреля арбитражный суд Омской области рассмотрел дело по банкротству ФГУП «Сибзавод им. Борцов революции», но так и не назначил никого проводить там процедуру наблюдения. Из трех рекомендованных Минюстом омских арбитражных управляющих Евгения ВИТКОВСКОГО, Сергей СИБИЧЕНКО суд пока не выбрал самого достойного, потому что рекомендация из Москвы поступила по факсу. Определение о введении на Сибзаводе первой стадии процедуры банкротства — наблюдения суд вынес еще 17 марта, но наблюдать никого не назначил, заявление о признании Сибзавода банкротом в суд подал и о.и директора завода Александр СЕМИКИН.
Экономическое харакири
В том, что федеральный Сибзавод обанкротят, можно было не сомневаться, после того, как большую часть его имущества за символическую цену приобрела областная администрация. Как и предсказывали «КВ», завод решили банкротить только после того, как с лихвой истекли 6 месяцев после распродажи его имущества,конкурсные торги состоялись 29 апреля 2002 года. Дело в том, что согласно закону сделки, совершенные за полгода до подачи заявления о банкротстве, могут быть оспорены в суде. Конечно, добиться отмены торгов, когда покупателем выступила областная власть, практически нереально, но все же решили подстраховаться.
Еще одна причина, по которой не спешили с банкротством, — это 1 420 работников Сибзавода, которых окончательно перевели в областное одноименное предприятие только в феврале. Вот уж когда не осталось ни имущества, ни работников, 4 марта и.о. директора завода Александр СЕМЫКИН направил в арбитражный суд заявление о признании ФГУП «Сибзавод им. Борцов революции» банкротом и даже заплатил 1 000 рублей госпошлины.
Как указано в этом заявлении, заводу рекомендовал обратиться в суд территориальный орган ФСФО по Омской области, который в своем письме от 15 декабря 2002 года проявил озабоченность по поводу проявления признаков неплатежеспособности у Сибзавода". Причем о том, что федеральное предприятие лишилось почти всего своего имущества, в терагентстве, видимо, ничего не «знали», да и письмо направили только после того как получили уведомление от судебного пристава о том, что арестовывать на заводе уже нечего.
В заявлении о банкротстве предельно откровенно признается, что «по состоянию на 1 января 2003 года какая-то деятельность у предприятия практически отсутствует, исключена возможность загрузки производственных мощностей ввиду отсутствия собственного имущества, а также денежныхсредств».
Мои долги — мое богатство
Как ни странно, на балансе Сибзавода все же осталось имущества на 37,9 млн рублей. Маловато будет, если учесть, что значительная часть этой суммы приходится на общежития, продать которые будет достаточно проблематично. Есть и дебиторская задолженность на 37,7 млн рублей, но вряд ли ее удастся взыскать арбитражному управляющему, если сам завод так и не смог этого сделать.
А вот кредиторская задолженность завода воистину впечатляет. У Сибзавода есть восемь счетов в Омскпромстройбанке и Сбербанке, на которые предъявлено для списания денежных средств в безакцептном порядке распоряжений на 714,8 млн рублей. Остается только догадываться, кому предприятие задолжало такую сумму, если, как утверждается в заявлении, размер задолженности по обязательным налоговым платежам всего 317 млн рублей. И уж совсем незначительной на этом фоне выглядит задолженность по зарплате в 15 млн рублей.
Не вполне понятно, кстати, почему вообще фигурируют долги по зарплате, ведь их вроде бы обязалась погасить и даже погашает областная администрация. Для арбитражного управляющего, которого все никак не назначит суд, Сибзавод предложил установить вознаграждение в размере 15 000 рублей. Негусто, если учесть, что только на страхование ответственности после назначения, исходя из активов Сибзавода, арбитражному управляющему придется раскошелиться не на одну сотню тысяч рублей.
В определении суда по поводу банкротства Сибзавода рассмотрение дела после проведения процедуры наблюдения назначено на 26 августа. Из-за затянувшегося неназначения арбитражного управляющего эта дата, возможно, сдвинется. Потом будет конкурсноепроизводство, и к 2005 году ФГУП «Сибзавод им. Борцов революции» де-юре прекратит свое существование.
Понятно, что все кредиторы, в первую очередь государство, получатс гулькин нос. Получается, что региональная государственная ветвь, переведя на себя активы Сибзавода, «кинула» ветвь федеральную. Впрочем при полном непротивлении со стороны последней. Вряд ли передовой опыт по переводу федеральной собственности в областную будет иметь дальнейшее широкое применение. Хотя кто знает. Вот, к примеру, завод им. Козицкого пока федеральный и расположен в самом центре города. Правда, долгов у него поменьше, но для банкротства в случае чего хватит.