Но не слушали "газели" и по-прежнему галдели

Дата публикации: 14 мая 2003

Противостояние частных перевозчиков и департамента транспорта грозит вылиться в судебные разбирательства. 

Обвинения в адрес руководства департамента транспорта прозвучали на пресс-конференции с участием индивидуальных предпринимателей, представителей АТК «Автолайн» и руководителя Омского антимонопольного управления МАП РФ Сергея СУМЕНКОВА. Представители АТК «Автолайн» заявили, что намерены обратиться в арбитражный суд Омской области, если департамент транспорта не вернет им деньги, которые они платили по договорам об организации маршрутных перевозок пассажиров. В настоящее время перевозчики этой транспортной компании прекратили заключение таких договоров, поскольку антимонопольное управление считает их незаконными.

Сегодня в Омске работает 1847 «Газелей», принадлежащих частным перевозчикам. Они осуществляют перевозки по 128 маршрутам. В 2002 году на дорогах было выявлено более 15 тысяч правонарушений, совершенных частными маршрутками. По информации ГИБДД УВД области, только в первом квартале 2003 года по вине водителей частных маршрутных такси произошло 35 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 2 человека, а 55 получили травмы. При надзоре за работой «маршруточников» ГИБДД УВД области за последнее время выявило 2,5 тысячи фактов нарушения правил дорожного движения, 9 фактов вождения машины в нетрезвом состоянии и 27 случаев вождения «Газелей» без разрешающей категории «Д».

Игры по правилам

Сегодня между департаментом транспорта и некоторыми частными перевозчиками сложились довольно-таки сложные отношения. Открытое противостояние между «маршруточниками» и чиновниками началось после того, как на одном из заседаний городского Совета на обсуждение были вынесены Правила организации транспортного обслуживания населения, согласно которым выделение маршрутов должно проходить на конкурсной основе (см. «КВ» №).

Принятие Правил, по мнению директора департамента транспорта Анатолия БОРИСОВА, позволит организовать работу на рынке частных перевозок. «Мы за рыночные отношения, но в рамках закона, надо, чтобы они были более цивилизованными, направленными на безопасность движения. Пока же частные перевозчики настроены только на зарабатывание денег», — говорит Анатолий БОРИСОВ.

Тем не менее частные перевозчики не согласны с мнением Анатолия БОРИСОВА. Они уверяют, что готовы работать по Правилам, но только не в таком виде, в каком они представлены на рассмотрение городского Совета. Как заявил президент АТК «Автолайн» Иван МЕНЯЙЛОВ, на ближайшем заседании горсовета представители компании намерены высказать депутатам свою точку зрения. В своем нынешнем виде они якобы пролоббированы «блатными» фирмами, «особо приближенными к руководству департамента транспорта».

Информация о неких 4-5 фирмах, которые поделили между собой весь рынок частных перевозок, впервые открыто прозвучала в докладе старшего помощника прокурора города Натальи ПОПОВОЙ на заседании координационного совета при мэре по вопросам законности, правопорядка. Обращения ряда водителей в прокуратуру города, как сообщила представитель прокуратуры, свидетельствуют о том, что департамент транспорта отказывает некоторым водителям в предоставлении маршрутов, ссылаясь на отсутствие свободных. В то же самое время, как заявила Наталья ПОПОВА, маршруты можно без проблем купить за 4-5 тысяч рублей на стороне у неких 4-5 фирм, которые поделили между собой все городские маршруты и торгуют ими. Более того, считает представитель прокуратуры, в данном случае эти частные фирмы подменяют департамент транспорта и, не неся практически никаких затрат, получают приличную прибыль.

О том,что это за фирмы и под чьим контролем они находятся, рассказал на пресс-конференции Илья ОРЛОВ. В числе особо приближенных к руководству департамента транспорта им были названы компании «Астро», «Здоровый быт», «Омская транспортная фирма», «Сибтранслайн», ИП ГЕВОРГЯН (первые три фирмы контролирует некий Рафаэл ХАЧАТРЯН, остальные — бывший директор департамента транспорта Виктор ТОЛПЕКИН).

Подтверждением того, что именно эти фирмы пользуются поблажками в департаменте транспорта, по словам Ильи ОРЛОВА, служит предоставленная им копия договора (между фирмой ООО «Здоровый быт», департаментом транспорта и МУ «Центртранс») об организации маршрутных перевозок. Согласно договору, фирма (пункт 2.3.13) должна «предоставлять льготы по бесплатному проезду... инвалидам всех групп, ветеранам ВОВ, труда, участникам чеченских событий, участникам событий в Афганистане». Из пункта 2.3.14 договора следует, что на основании предоставления льгот по бесплатному проезду категориям граждан, указанных в пункте 2.3.13, перевозчики вместо 70 рублей платят департаменту транспорта 20 рублей с одной машины (в 2002 году, 30 рублей — сегодня).

Подобные договоры заключены и с другими вышеназванными фирмами, утверждает Илья ОРЛОВ.

Документов, подтверждающих факт торговли вышеназванных фирм маршрутами, представители «Автолайна» предоставить не смогли. Тем не менее это смог подтвердить индивидуальный предприниматель, присутствовавший на пресс-конференции. По его словам, сегодня в ИП ГЕВОРГЯН можно купить маршрут за 6 тысяч рублей (раньше за 4-5 тысяч). На один и тот же маршрут, как сказал ИП, может быть продано одновременно неограниченное количество разрешений, что и является причиной такого огромного количества маршруток на дорогах города. Как уверяет Илья ОРЛОВ, департамент транспорта не ведет учет машин на том или ином маршруте, хотя, согласно правилам пассажирских перевозок, количество автобусов, маршруток, выходящих на маршруты, должно просчитываться и не превышать определенного уровня.

Анатолий БОРИСОВ отрицает тот факт, что кто-то еще, кроме департамента транспорта, выдает документы на право эксплуатации подвижного состава на маршрутной сети города. Документы, по заявлению Анатолия БОРИСОВА, подписываются только директором департамента.

Частные перевозчики намерены обращаться в суд

С 7 апреля, как следует из предписания Омского антимонопольного управления МАП РФ, департамент транспорта должен прекратить заключать с частными перевозчиками договора об организации маршрутных перевозок пассажиров, согласно которым «маршруточники» должны платить определенную сумму с каждого транспортного средства департаменту транспорта. Как следует из договора, полученные департаментом средства идут в том числе на оказание консультационных услуг перевозчикам, на изготовление паспортов маршрутов, схем маршрутов и прочее.

В связи с этим частные перевозчики АТК «Автолайн» прекратили заключение договоров с департаментом транспорта и сейчас требуют вернуть им все деньги, которые они платили по договорам. В случае если департамент не вернет деньги, частные перевозчики намерены обратиться с исковым заявлением в арбитражный суд.

Валентин ЮРЬЕВ.

Сергей СУМЕНКОВ, руководитель Омского антимонопольного управления МАП РФ:

— Сама по себе природа договора не противоречит законодательству. В соответствии с ГК существует такое понятие, как свобода заключения договора. Тем не менее в данном случае заключение договора является правом допуска на маршрут. Мы считаем, что систему надо вообще строить без заключения таких договоров.

Налог — косвенная форма регулирования рынка. Предприниматель, который заплатил налог, уже заплатил государству все деньги, которые он обязан заплатить. Придумывать какие-то дополнительные платежи — это не совсем тот путь, по которому следует идти. Желание собрать деньги превалирует над желанием вести контроль.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/05/19/no_ne_slushali_gazeli_i_po-prezhnemu_galdeli