Валентин КОСТОГРЫЗ: "Готовы пожертовать независимостью, чтобы стать сильнее"

Дата публикации: 04 июня 2003

В известной песне военных лет поется: «А вместо сердца — пламенный мотор». Вот уже без малого 50 лет на омской земле в ОМКБ конструируют эти самые авиационные сердца. В прошлом номере «КВ» появился рассказ бывшего главного конструктора ОМКБ о прошлых днях этого предприятия, путь которого отнюдь не был усыпан розами. «КВ» решили продолжить разговор и расспросили о днях нынешних генерального директора ОАО «ОМКБ» Валентина КОСТОГРЫЗА.

— За счет чего сейчас существует ОМКБ?

— Мы целенаправленно занимались и занимаемся разработкой малоразмерных авиационных двигателей, по этой тематике остались единственными в России. В 1991 году вовремя сориентировались и стали заниматься ремонтом двигателей 10Б, впоследствии получили лицензию. Самолетов Ан-28, на которых стоят эти двигатели, осталось еще немало, так что работы пока хватает. Но, к сожалению, сами Ан-28 нигде не ремонтируют, хотя этот самолет в своем классе не имеет аналогов: при большой грузоподъемности взлетает, как истребитель, с маленьких, необорудованных площадок. Если никто не возьмется за ремонт Ан-28, то скоро все эти самолеты выработают свой ресурс, а мы останемся без заказов на ремонт.

С ОМО им.Баранова сотрудничаем по двигателю ТВД-20 и ВСУ-10, хотя обороты по ним сократились, но конструкторское сопровождение осталось. ВСУ-10 востребован, ведь без них просто встанут самолеты ИЛ-86 и — 96. На президентском самолете тоже установлена наша ВСУ-10. Но самую значительную долю средств нам дает тема беспилотныхлетательных аппаратов. Мы совместно с екатеринбургским АКБ «Новатор» участвуем в программе зарубежных поставок.

На участие в этой программе нам постоянно не хватает оборотных средств, это происходит из-за особенностей финансирования. Мы получаем аванс, потом следует промежуточный платеж, а окончательный расчет — только после поставки заказчику. А все наши поставщики требуют оплату в течение трех месяцев. Наши попытки убедить смежников перейти на другие варианты расчетов ни к чему не привели.

— Ну и как вы выкручиваетесь?

— Вынуждены брать кредиты, хотя это и невыгодно, и порой проблематично. Мы много леткредитовались в Сбербанке, но после реорганизации омского отделения возникли большие сложности по оформлению кредита. Поэтому вынуждены были начать работать с екатеринбургским банком «Северная казна» и Банком Москвы, где кредит оформляется за неделю, а не за месяц, как в Сбербанке.

— Среди предприятий ВПК сейчас наметилась тенденция вступать в интегрированные холдинги. А ОМКБ собирается с кем-то объединяться?

— Если раньше крупные заводы вели натуральное промышленное хозяйство, стараясь все делать самостоятельно, то сейчас это совершенно невыгодно. Без кооперации не выжить, поэтому, безусловно, собираемся входить в какой-нибудь холдинг. В советские годы мы были юридически независимы, но входили в какие-то структуры, а с 1988 года стали полностью самостоятельными. В советской системе лишняя подчиненность мешала работать, а теперь готовы пожертвовать своей независимостью ради того, чтобыстать сильнее в крупной структуре.

Варианты вхождения в формирующиеся холдинги не раз обсуждались на совете директоров, но окончательный выбор нам еще предстоит сделать. Наш партнер «Рыбинские моторы» в прошлом году вошел в состав московского НПО «Сатурн», с которым мы тоже работаем по кооперации. Если бы нас туда позвали или государство, как наш главный акционер, распорядилось, чтобы мы к ним присоединились, то ОМКБ пошло бы на это с радостью. Но пока «Сатурн» не отвергает нас, но и твердо не говорит, что готов принять в свою структуру.

Другое направление — объединиться с ОМО им.Баранова, но емудля этого нужно акционироваться. Предполагается создание структуры, куда войдут ОМО им.Баранова, НПО «Салют», КБ им.Климова, ну и мы, если пригласят. Также возможно вхождение в состав группы «Тактическое оружие», которая занимается ракетными комплексами, а мы их основные поставщики.

Еще одним вариантом может статьобъединение с новосибирским ПО им.Чкалова, для которого мы разработали двигатель ТВД-20-03. Но это наименее определенное направление, потому, что ПО им.Чкалова входило в структуру Сухого, теперь собирается объединиться с авиазаводами — то ли с Иркутском, то ли из Комсомольска-на-Амуре. Российское авиационно-космическое агентство (РАКА), в которое мы входим, не ведет целенаправленной координации по организации холдингов. Ощущается какое-то противодействие этому процессу, то ли со стороны директоров предприятий, то ли со стороны чиновников.

— А вообще ОМКБ получает какую-то организационную или финансовую поддержку со стороны государства?

— Со стороны РАКА нет никакойкоординации, каждое предприятие должно само заботиться о заказах. В Москве открыто говорят: что найдете, то и ваше. Вот уже два года ОМКБ живет без бюджетного финансирования. Хотя оно и составляло не более 10% от нашего бюджета, но позволяло разрабатывать и сертифицировать двигатель ТВД-20. А потом бюджетные вливания прекратились под предлогом того, что средства выделяются только «головнякам».

В прошлом году мы подавали заявку на конкурс по разработке авиадвигателя мощностью 800 лошадиных сил, кроме нас в нем участвовали еще три фирмы. Согласно условиям конкурса половину затрат на разработку и сертификацию должно было взять на себя государство. Победило в конкурсе КБ им.Климова, у которого были предварительные разработки, и оказалось, что на один бюджетный рубль разработчик должен вложить четыре своих.

— А сейчас в ОМКБ разрабатываются новые двигатели?

— Новых разработок по двигателям мы не ведем, да и вообще в России не осталось ни одной фирмы, которая могла бы создать авиационный двигатель раньше чем через 10-12 лет. В США две фирмы занимаются разработкой и изготовлением авиадвигателей, в Европе -1, а у нас в этой сфере продолжают работать десятки предприятий. На Западе новый двигатель создают за 3-4 года, а у нас просто никто не готов оплачивать расходы по разработке.

— Значит, по сравнению с советским период ваши возможности сократились?

— Если раньше было твердое государственное финансирование, то нынче о нем приходится только мечтать. К тому же совершенно не развиты ни кредитная, ни лизинговая системы. Современная компьютерная техника позволяет в считанные минуты провести расчеты, на которые раньше уходили недели. Но ни одно российское КБ за счет собственных средств не сможет разработать новый двигатель.

За последнее десятилетие у нас на 30% сократились обороты и количество работников, но за счет гражданских заказов сумели выстоять. Производственных площадей нам как не хватало, так и не хватает, консервации оборудования тоже удалось избежать. Из производственных мощностей, бог миловал, ничего не потеряли, а вот две базы отдыха, в Чернолучье и Называевском районе, сохранить не удалось из-за непосильных земельных налогов.

Сейчас проводим полную инвентаризацию помещений и оборудования, ведь когда акционировались, все оформлялось на скорую руку. Рассматривался вопрос о выкупе земель под нашими объектами, но 36 млн рублей для нас сумма непосильная, поэтому решили взять их в аренду. Все наше имущество застраховано, ведь без этогои кредит оформить нельзя.

— Для всех предприятий остро стоят вопросы старения производственных фондов и кадров. Насколько ониактуальны для ОМКБ?

— Чтобы оставаться конкурентоспособными, необходимо проводить техническое перевооружение, приобретать современное оборудование. У нас принят план техперевооружения, на него ежегодно выделяются средства из прибыли. Мы сотрудничали с компанией «Самсунг» по испытанию компрессоров, за счет этого контракта создали современный стенд для проведения испытаний. В результате на порядок уменьшилась трудоемкость, а точность возросла.

К сожалению, за последние годы мы потеряли много квалифицированных кадров. По некоторым направлениям потери невосполнимы. Мы доплачиваем молодым специалистам, чтобы привлекать их и удерживать, выплачиваем приличные пособия при рождении ребенка и к свадьбе, приобретаем для сотрудников бесплатные путевки. 30 человек обучаются в техническом университете за наш счет. Благодаря всем мерам средний возраст наших работников в последние три года сокращается на 1 год: с 49 до 46 лет.

— Какие перспективы просматриваются у ОМКБ?

— Ближайшая перспектива — заняться модернизацией наших двигателей. Перейти от выживания к подъему позволит вхождение в интегрированную структуру. Кто вложит инвестициив маленькое предприятие? А у крупного больше шансов получить инвестиции. Войдя в холдинг, мы сможем специализироваться на отдельныхчастях двигателя, как это давно происходит на Западе. Узкая специализация позволит уменьшить себестоимость и повысить конкурентоспособность.

У нас заключены твердые контракты по 2007 год включительно, работы столько, что не справляемся. Собираемся подключить ПО «Полет» к работам по нашим изделиям — это будет выгодно и нам и им. То, что мы, несмотря ни на что, остаемся в авиакосмической сфере, позволяет смотреть в будущее с оптимизмом.

— Принимает ли ОМКБучастие в ВТТВ-2003 и на какие результаты рассчитывает?

— Мы участвовали во всех четырех ВТТВ, но не только ни разу никаких контрактов не подписали, но даже переговоров не вели. ОМКБ регулярно принимает участие в специализированных выставках в Москве, вот они приносят если не пользу, то имидж. У нас есть свой сайт, мы ведем активную электронную переписку с потенциальными клиентами. Принимаем участие в ВТТВ, но без всяких иллюзий на то, что это принесет нам хоть какую-то пользу.

— Ну и в заключение наш традиционный вопрос: как проводите свое свободное время?

— Я увлекаюсь охотой, рыбалкой, особенно зимой. На даче больше работаю, чем отдыхаю. В студенческие годы входил в сборные института по ручному мячу и футболу, пел в хоре, а теперь хожу в группу здоровья, играю в волейбол, люблю попеть в хорошей компании. Многочитаю — фантастику, приключения, историческую литературу, по-прежнему люблю смотреть советские комедии прошлых лет.

Валентин Григорьевич родился 25 февраля 1947 года в поселке Вересово Архангельской области. После окончания 11 классов поступил в Куйбышевский авиационный институт на факультет авиационных двигателей. В 1971 году по распределению попал в Омское моторостроительное КБ, начал с должности конструктора бригады турбин, потом стал начальником бригады редукторов. В 1983-м его избрали освобожденным секретарем парткома ОМКБ, а в 1985-м назначили главным конструктором. В 1993 году после акционирования был избран генеральным директором ОАО «ОМКБ».

Имеет ученую степень кандидата технических наук.

Женат, имеет дочь, внучку.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/06/22/valentin_kostogriz_gotovi_pozhertovat_nezavisimostyu__chtobi_stat_silnee