На табачной фабрике "Омская" началась процедура банкротства

Дата публикации: 16 июня 2003

Совет директоров предприятия считает, что таким образом предприятию удастся преодолеть кризис. 

30 мая акционеры ОАО «Табачная фабрика „Омская“ одобрили введение на предприятии процедуры финансового оздоровления. Такое предложение сделал совет директоров. Впрочем первый шаг по направлению к банкротству уже был сделан. 4 марта арбитражный суд ввел на фабрике процедуру наблюдения. Временным наблюдателем назначена Аглая ЛЯСМАН.

Акцизы подскочили на 70%

Отчетный доклад по итогам 2002 года, сделанный на собрании генеральным директором ОАО «Табачная фабрика „Омская“ Яковом ОБЕРДЕРФЕРОМ, был краток. Фабрика впервые закончила год с убытками, которые составили 36 миллионов рублей. При объеме производства в 156 млн рублей начисленные за год налоги с учетом пени и штрафов составили 53 миллиона. Самостоятельно справиться с ростом долгов предприятие не в силах: ему требуются инвесторы и передышка.

Последние пять лет размер акцизов на табачные изделия увеличивался ежегодно, а в январе 2003 года резко подскочил почти на 70%. В начале нынешнего года Международный валютный фонд представил правительству России доклад, где утверждается, что акцизы в нашей стране все равно маловаты: доля налогов в розничной цене сигарет на российском рынке составляет всего 28%, тогда как в Польше этот показатель равен 74%, а в Германии 73%. Уже сейчас идут дискуссии о том, насколько поднимать табачный акциз в 2004 году. Отечественные производители уже не возражают, но требуют ужесточить налоговое бремя на дорогие сигареты.

19 мая директора 24 табачных фабрик, в том числе и омской, обратились к законодателям с призывом увеличить переменную часть акциза. Дело в том, что в 2002 году табачники платили твердые 39,2 рубля с каждой тысячи сигарет с фильтром и 11,2 рубля — без фильтра. С 2003 года ситуация изменилась: производители платят за каждую тысячу сигарет с фильтром не только 50 рублей, но и 5% от отпускной цены завода-изготовителя (соответственно для продукции без фильтра — 19 рублей, плюс те же 5%).

— Мы предлагаем увеличить переменную часть до 10%, — говорит Яков ОБЕРДЕРФЕР. — В ином случае выходит, что удельный вес налога в каждой пачке дорогих сигарет много меньше, чем дешевых. А значит, цену этих элитных сигарет можно снижать, приближая к массовым сортам. Тот, кто покупает дорогой табак, может себе позволить платить за каждую пачку на рубль-два больше.

Таким образом отечественные производители пытаются бороться с демпингом международных табачных конгломератов, прочно утвердившихся на российской земле.

Были когда-то и мы рысаками

Пример омской фабрики показывает, что бороться с потоком укрупнения и поглощения тщетно. Сильное течение все равно снесет. Еще в 1999 году предприятие работало в три смены, зарплата былана уровне ведущих предприятий нефтехимии, чтобы устроиться на работу, необходимо было пройти жесткий конкурс. Более 100 человек было занято торговлей в тридцати собственных магазинах. Фабрика входила в десятку крупнейших налогоплательщиков региона. В 2001 году „Омская“ попыталась даже завоевать Москву, отгружая туда продукцию вагонами. Но конкуренты не дремали: они предложили столичным оптовикам сигареты того же класса, но дешевле. Москва была потеряна.

А в 2002 году выяснилось, что число курильщиков в России не изменилось, а вот сигарет для них всех выпущено больше, чем они в состоянии выкурить.

— Мы были вынуждены продавать свой товар ниже себестоимости, — рассказал корреспонденту „КВ“ Яков ОБЕРДЕРФЕР. — Лишь бы не потерять рынки сбыта.

В 1999-м, на подъеме спроса, в Германии была приобретена машина, упаковывающая 400 пачек в минуту, в Италии — технологическая линия Сигма-гамма, увеличившаявозможности производства сигарет в два раза, в Голландии — установка соусирования, уменьшающая содержание смол и никотина. Изготовленные с их помощью новые сорта сигарет „СуперЛегкие“ и „Марго“ получили премии навыставках. Но за оборудование платили, придержав деньги, предназначенные для уплаты налогов. Как утверждает сейчас руководство фабрики, предполагалось, что увеличится производство сигарет, появятся деньги и предприятию удастся с лихвой возместить и сами налоги, и накопившуюся пеню. Сигарет, да, действительно, стали выпускать больше, а вот деньги не появились: упал спрос.

В „невестах“

Если за 2000 год общая выручка на фабрике от продажи товаров, работ и услуг составляла 249, 5 млн рублей, то в 2001-м она упала до 191,6 млн рублей, а в 2002-м, как уже было отмечено, — до 156 миллионов. При том, что увеличились налоги, подорожали электроэнергия и тепло, подросли другие необходимые расходы.

В 2000-м фабрике делали предложения многие завидные „женихи“, но „Омская“ всем отказывала, надеясь на свои силы. Сегодня она готова „замуж“, но цена „невесты“, понятно, будет уже ниже. Надежда на поддержку местных властей не оправдалась. К событиям на предприятии пока и город, и область относятся индифферентно.

Временный наблюдатель Аглая ЛЯСМАН считает, что не так все плохо: 18-месячная пауза в уплате долгов кредиторам даст фабрике возможность вновь набрать обороты и подняться с колен. У Аглаи Эдуардовны есть опыт остановки процедуры банкротства на булочно-кондитерском комбинате № 3, где кредиторы подписали мировое соглашение. Там, правда, ситуация была иная: предприятие изменило профиль деятельности и рассталось с трудовым коллективом.

Как сказал напоследок Яков ОБЕРДЕРФЕР, если на „табачке“ долги будут заморожены, то фабрика по основной деятельности вполне способна быть рентабельной. Впрочем последнее слово останется за советом директоров, который на сегодняшний день единственный вправе решать: быть фабрике или нет.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/06/23/na_tabachnoy_fabrike_omskaya__nachalas_protsedura_bankrotstva