Станислав ГРЕБЕНЩИКОВ: "Мы никому не навязываем своих услуг"

Дата публикации: 11 июня 2003

Акционерная компания «Омскэнерго» уже давно ведет бескомпромиссную войну с неплательщиками. В ходе борьбы за энергетический рубль случалось всякое: инспекторов Омскэнергосбыта не допускали к рубильникам, брали их в заложники. По поводу отключений распекали энергетиков региональные власти и прокуратура,бушевали судебные разборки. Однако в последнее время большинство потребителей все же осознало, что за энергоблаго нужно платить. Платить, как за любой другой необходимый продукт. И хотя Омскэнергосбыт по-прежнему отключает и ограничивает нерадивых абонентов, их количество сегодня заметно сократилось. О том, чем живет сегодня Омскэнергосбыт, какие проблемы решает, «КВ» расспросили его нового директора Станислава ГРЕБЕНЩИКОВА.

— Как часто сейчас с помощью рубильника приходится воспитывать неплательщиков?

— Мы навели порядок в ограничениях, поменяли систему отключений, вошли в колею и действуем строго в рамках закона. У нас нет такой цели — отключить и заставить уважать себя с помощью рубильника. Обхаживаем каждого абонента, ищем и предлагаем различные схемы расчетов. С тем же Омсктрансмашем, который не рассчитываетсяне только по мораторным долгам, но и за текущее энергопотребление, нянчимся как с малым дитя, пытаясь помочь возродить производство.

К сожалению, до сих пор не отработан механизмподтверждения лимитов федерального бюджета. По структурам министерств обороны, юстиции, внутренних дел необходимость лимитов на электропотребление составляет около 40%. А это означает, что во втором полугодии рассчитываться им будет нечем. Такая ситуация может повлечь за собой весьма болезненные отключения. Мы уже уведомили все министерства, что при не подтверждении лимитов могут начаться ограничения энергопотребления. К решению этих вопросов мы привлекли и РАО «ЕЭС России».

— Однако отключать все-таки придется?

— Наша задача не сбыть энергию, а продать ее. Мы никому не навязываемсвоих услуг. Проще вообще не производить неоплачиваемую реализацию, чем потом выбивать свои кровные. Второй месяц полностью отключена от электроэнергии Сибкриотехника. Оставили только аварийную бронь и электроснабжение котельной, по которой свои гарантии представила городская администрация. У этого предприятия провал по расчетам начался с февраля нынешнего года и до сих пор нет удовлетворительных вариантовпо погашению задолженности. А вот мы их предлагаем. К примеру, готовы взять за долги подстанцию, принадлежащую Сибкриотехнике, но руководство предприятия на встречу пока не идет.

С 13 мая отключены все районные управления ЖКХ, кроме Любинского, Называевского и Тевризского районов. Долги районных коммунальщиков перевалили за 78 млн рублей и нет реальных схем их погашения. «Омский каучук» в мае предупредили о снижении объемов электроснабжения за долги. Много проблем по расчетам и в отношении Сибзавода. А вот Релеро в последнее время платит аккуратно.

Мы должны корректно продавать энергию. Именно так и стараемся действовать. Только если все аргументы исчерпаны, прибегаем к рубильнику.

— Население отключать нельзя, какие действия предпринимаете в отношенииэтой категории неплательщиков?

— Долги омичей за энергопотребление составляют около 485 млн рублей. Задолженность бюджетов по невозмещенным льготам и субсидиям — около 216 млн рублей. Частные дома, ЖСК, ТСЖ и кондоминиумы за неуплату мы отключаем. С муниципальными жильцами разбираемся через суд. В магазине почему-то никто не берет товары под запись в долг, а у нас, выходит, можно.

Создан центр продаж энергии населению, который активно ведет претензионно-исковую работу. Уже оформили и передали в суд 2 287 исков, в службе судебных приставов находится на исполнении принятых судебных решений по неплательщикам на 22 млн рублей. Но не по всем абонентам дело доходит до суда, некоторым хватает предупреждения, чтобы полностью рассчитаться.

В нашем центре работает 64 агента по продажам, еще 23 человека проходят обучение. Ведем инвентаризацию договоров,корректируем базу данных. В ходе инвентаризации уже выявленынеучтенные потребители. Обработан пакет документов по заключению договоров с населением, так что в скором времени наши отношения с бытовыми абонентами наконец перейдут на договорную основу.

— Омскэнергосбыт занимается тем же, что и муниципальные энергоструктуры, которые организуют единые центры по расчетам населения за коммунальные услуги. Зачем нужно такое дублирование?

— С муниципальной энергетикой у нас дело общее, а бизнес у каждогосвой. Поэтому каждый должен вести собственную базу учета, контролировать потребление, а не ждать платежей. Рынок есть рынок, Омскэнерго не препятствует конкуренции, но есть понятие надежности энергоснабжения, которая должна быть обеспечена в любом случае. Муниципальные энергоструктуры не могут полностью обеспечить надежность, это груз нашей компании.

Каждый борется за место под солнцем. Мы понимаем желание наших муниципальных коллег подмять под себя бытовых потребителей. Если потянут — Бог им в помощь, но и мы уходить с этого рынка не собираемся. Есть определенное противостояние между региональной и муниципальной энергетикой, есть проблемы в наших договорных отношениях с Теплокоммунэнерго и Омскэнерго. Идет работа, и проводится она нами в рамках закона. Конечно, понимать и исполнять законы можно по-разному, главное — чтобы потребители при этом не страдали.

— Вы несколько лет проработали в муниципальной энергетике, а теперь оказались по другую сторону баррикад. Как вы относитесь к преобразованиям, там происходящим?

— Когда эти преобразования начались, я ушел с поста директора Теплокоммунэнерго, потому что принципиально не поддерживал их. Зачем лишние звенья в муниципальной энергетической цепочке? На содержание новых энергоструктур требуются немалые средства, от этого страдает финансовое положение энергоснабжающих предприятий.

— Насколько сложно было вам, ранее занимавшемуся теплоснабжением, освоить новые направления в Омскэнергосбыте?

— Продажей электроэнергии я раньше не занимался. А вот тепловой рынок четко себе представляю и хорошо в нем ориентируюсь. Существует определенное видение проблем, которое помогает ориентироваться в той или иной ситуации. Просто свой многолетний производственный опыт я наложил на сбытовую деятельность. Что же касается профиля работы, то он, если сравнивать с Теплокоммунэнерго, практически идентичен.

— Насколько болезненно для Омскэнерго то, что крупные омские промышленные предприятия отказываются от услуг Омскэнерго по электроснабжению?

— На сегодняшний день наша энергокомпания этого не почувствовала.

— Что вы уже успели сделать в новой должности и что планируете?

— У нас давно налажены деловые отношения с почтамтом, ежедневно получаем информацию о расчетах потребителей. Раньше сведения о платежах населения поступали к нам только на 10 день после оплаты, в результате этого впустую гоняли инспекторов к тем, кто уже рассчитался. В каждом сельском районе организованы сбытовые участки, активно ведем установку приборов электроучета на селе, которая заложена в энерготариф. Усилили борьбу с коммерческими потерями, которые состоят из недочета и элементарного воровства. Так, в микрорайоне «Радуга» нами уже организовано 275 точек учета.

Планов много. Прежде всего необходимо полностью прекратить неоплачиваемый отпуск энергии, автоматизировать учет энергоснабжения, повысить культуру обслуживания. Мы должны обеспечить качество и бесперебойную подачу тепло- и электроэнергии, а каждый абонент должен своевременно оплачивать потребление. При соблюдении этих условий будет полное взаимопонимание.

— Остается ли время на что-то кроме работы?

— В этой должности рабочий ритм совсем другой, чем был раньше, свободного времени практически не остается. В этом году впервые не поехал на открытие весенней охоты, из-за отсутствия времени.

В воскресенье — единственный выходной — едва успеваю отлежаться, отоспаться, просмотреть газеты. В этом году мои дочери-двойняшки заканчивают школу, обязательно выкрою время и пойду к ним на выпускной бал.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/06/23/stanislav_grebenshchikov__mi_nikomu_ne_navyazivaem_svoih_uslug