Кроме концепции департамент подготовил новую редакцию Положения о размещении рекламы на территории города и схемы размещения рекламоносителей для 18 улиц. В ходе работы над этими документами, как сказал руководитель департамента недвижимости, чиновники даже пошли на то, чтобы включить в работу специально созданной комиссии представителей РА с правом совещательного голоса, чтобы они могли видеть, что «здесь идет не передел рекламного рынка, в чем нас иногда обвиняют, а простая техническая работа».
Как следует из слов Константина БРЫЛКИНА, подготовленные документы не предусматривают глобального выноса рекламных конструкций из центра города. Отчасти будет производиться замена крупноформатной рекламы более мелкими рекламоносителями, «те рекламные агентства, которые выносят рекламные щиты из центра, по достигнутой с нами договоренности будут получать новые места вне конкурса». Как уверяет Константин Юрьевич, в департаменте недвижимости ставили перед собой задачу, чтобы рекламный бизнес не пострадал. Понятно, что на первых порах какие-то финансовые потери РА понесут, но «мы постарались сделать так, чтобы потери эти были минимальными».
Константин БРЫЛКИН вообще доволен тем, как строится работа департамента с рекламными агентствами: «С одной стороны, мы с ними ссоримся, с другой — делаем совместные проекты. Никогда мы в общении не доходили до поливания друг друга грязью. Те наши решения, которые рекламные агентства считали несколько скоропалительными, они обжаловали в суде. Если суд принимал их сторону, мы, естественно, для реализации своих решений никаких силовых мер не предпринимали. Если суд не принимал их сторону, они исполняли наши решения».
Однако представители рекламных агентств, похоже, не столь оптимистичны в оценке своих взаимоотношений с департаментом. Речь в первую очередь идет о крупных РА, о которых также вел речь и Константин БРЫЛКИН. Их представители пока отказываются комментировать и Концепцию, и Положение. Руководитель одного из агентств говорит, что пока он незнаком с этими документами. На градостроительном совете ту же Концепцию пообещали распространить среди всех заинтересованных структур, чтобы у них была возможность с ней познакомиться. Руководитель другого крупного агентства пока только задается вопросом: «Почему руководителей рекламных агентств не пригласили поучаствовать в пресс-конференции Константина БРЫЛКИНА?». Мол, если все так гладко, то и бояться нечего.
Татьяна ВЛАДИМИРОВА.
Поскольку Концепция не является закрытым документом, более того, ее планируется вынести на всеобщее обсуждение, «КВ» решили опубликовать текст этого документа, правда, в несколько сокращенном виде.
Концепция развития наружной рекламы в г. Омске в 2003-2005 гг.
Основы концептуального подхода к размещению наружной рекламы в ближайшей перспективе должны составлять следующие аспекты:
1. ИДЕОЛОГИЯ (программы, концепции, проектирование).
2. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА (федеральные законы, законы субъекта РФ и акты органов местного самоуправления).
3. ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ и ПАСПОРТИЗАЦИЯ всех существующих объектов, в том числе и близлежащих территорий; формирование контрольного банка данных.
4. КОНТРОЛЬ за качеством реализации проектной документации (создание специализированных инспекций).
5. ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ от аренды и паспортизации объектов, позволяющая финансировать идеологию, нормотворчество, формирование банка данных и выполнение социальных программ.
Идеология управления в создании комфортной среды проживания человека основывается на научно-исследовательских программах, потребностях жителей города и делится по четырем основным направлениям:
— благоустройство территорий;
— качество содержания фасадов зданий;
— размещение средств наружной рекламы и знаково-информационных систем;
— размещение и качество содержания объектов малого коммунального назначения: гаражей, погребов, торговых павильонов, автостоянок и т.д.
Для эффективной реализации идеологии внедрения целевых и краткосрочных программ по формированию городской среды необходимо централизованное управление процессом с помощью законодательной базы. В этом направлении начиная с 1996 постоянно ведется и будет проводиться в дальнейшем разработка, утверждение и обновление нормативных документов, регулирующих отношения, связанные с размещением наружной рекламы, знаково-информационных систем (вывесок, указателей, витрин, адресных и остановочных указателей), временных сооружений, декоративных элементов из металла и ковки, социальной рекламы.
С помощью инвентаризации и паспортизации существующих и проектируемых объектов создается банк данных, который помогает осуществлять контроль за качественным и своевременным выполнением программ, изложенных в нормативных документах. Опыт крупных российских городов и Омска в том числе показывает, что качественно управлять процессом формирования городской среды можно только при наличии банка данных и создания специализированной инспектирующей организации. Мы считаем, что инспекции, которые выполняют свои обязанности в области формирования городской агломерации, необходимо разделить по двум основным направлениям:
— архитектурно-строительная инспекция по выявлению нарушений градостроительного и земельного законодательства;
— административно-техническая инспекция по выявлению нарушений законодательства в вопросах благоустройства, строительства и реконструкции малых архитектурных форм, распространения наружной рекламы и знаково-информационных систем, качества содержания фасадов зданий и прилегающих к ним территорий, а также по выявлению нарушений в области строительства инженерных коммуникаций, сооружений и магистралей.
Распределение функций по направлениям понятно и обоснованно. Специализация позволяет концентрировать соответствующих специалистов, владеющих в совершенстве вопросами своей компетенции в определенной структуре городской администрации. Банк данных (паспорта, проекты, разрешительная документация) также концентрируется в соответствующих структурах по направлениям, что позволяет специализированным инспекциям эффективно использовать накопленную информацию. Все составленные специализированными инспекторами протоколы о выявленных административных нарушениях направляются на рассмотрение в городскую административную комиссию. Рассмотрение вопроса о нарушении дизайна городской среды на административной комиссии предполагает выполнение не только карательной, но и воспитательной функции. Применение фискальных мер с освещением данной работы в средствах массовой информации положительно сказывается на превентивности данного рода нарушений.
Представленная концепция имеет стратегическую направленность. В 1996-1998 годах приоритетным направлением формирования городской среды было развитие рекламного рынка, до 2002 года — его стабилизация, а в период 2003-2005 годов — переход от количества на более качественный уровень.
Наружная реклама в городе распространяется в соответствии с принятым 18 июня 1997 года решением Омского городского Совета «Об утверждении Положения „О порядке разрешения размещения средств наружной рекламы в Омске“. Сейчас на согласовании находится новая редакция этого Положения. Документ, по сути, будет регламентом при предоставлении рекламных мест и станет аккумулятором творческих идей и правовых норм: применено зонирование городской территории, в соответствии с которым ставка арендной платы дифференцируется (по принципу: в центре — подороже ( коэффициент к ставке ар.платы 1.5), на окраине — дешевле(К=0.7).
В дальнейшем рекламные места под отдельно стоящие рекламоносители планируется предоставлять на конкурсной основе, что позволит из большого количества желающих разместить рекламу, определить рекламораспространителя, который предложит наиболее выгодный условия размещения (арендная плата, размещение социальной рекламы, участие в городских программах и т.п.).
Мы готовы сказать, что центральная часть города коммерческими носителями у нас заполнена. Экстенсивный путь развития за счет увеличения количества установок в центре завершен, теперь будет проходить качественный сдвиг. Каждое уже определенное нами рекламное место должно приносить больший доход в городской бюджет, то есть налицо прогрессивный путь развития рекламного рынка. Имеет место не амортизация рекламного места в связи с его использованием, а привыкаемость населения к данному месту и читаемость информации на данном месте, поэтому рекламодатель всегда заинтересован в размещении рекламы на уже состоявшемся месте. Необходимо при продлении договоров аренды на такие рекламные места учитывать этот фактор и проводить на следующий арендный срок конкурс, публикуя информацию в средствах массовой информации. Конечно, предпочтение должно быть отдано, при равнозначности всех предлагаемых к рассмотрению факторов, основному арендатору.
Исходя из комплексного подхода к размещению наружной рекламы, мы проводим в жизнь идеологическую работу с предпринимателями, привлекая их к озеленению и благоустройству города. Новым направлением работы станет ландшафтный дизайн с привлечением молодежи и выпускников вузов. Последняя встреча со студентами показала, что это направление перспективное и требует новаторских идей. Поэтому в разработанные схемы и во вновь разрабатываемые будут вноситься и описываться стилистически и графически, клумбы, скамейки, урны и т.д. а по ул. Суворова и Кировской развязке проведем тендер на лучший проект, так как значимость одного из самых видовых мест экскурсионно-гостевого маршрута трудно переоценить.
Претворяется в жизнь постановление мэра города Омска „О мероприятиях по световому оформлению города“ (для нас это не только архитектурная подсветка фасадов зданий, но и дополнительное освещение улиц средствами наружной рекламы). В июле будет проведен конкурс по размещению на территории города остановочных указателей общественного транспорта.
Практика последних месяцев работы показывает, что разработка концепции развития наружной рекламы, увязанной с генеральным планом развития города и требованиями безопасности дорожного движения, должна найти понимание у всех сторон процесса — и согласующих размещение рекламы звеньев и у субъектов рекламной деятельности.