Убытки стали меньше
Если по итогам 2000 года общий убыток ОАО «Сатурн» составил 42,2 млн рублей, а по итогам 2002-го — 40,4 млн рублей, то нынешние 16,5 миллиона — существенное улучшение дел. Тем более анализ структуры баланса показывает, что в предыдущем 2001 году от основной деятельности (продажи продукции, товаров, работ, услуг) убыток был 17,3 млн рублей, а в 2002-м эта же самая деятельность дала уже прибыль в 3,3 млн рублей.
Показатели улучшились прежде всего из-за существенного увеличения объемов производства (только по оборонному заказу эти объемы выросли более чем в два раза) и из-за реструктуризации долгов в бюджет и внебюджетные фонды. Предприятию удалось списать накопленные за предыдущие годы штрафы и пени на 128 млн рублей. Но только при условии аккуратных текущих платежей. Так что в ближайшие годы «Сатурну» придется поднапрячься: общие налоговые отчисления в результате подросли, ведь ему теперь необходимо равными долями рассчитываться и по предыдущим обязательствам. В итоге завод в 2002 году, например, заплатил в 1,9 раза больше налогов, чем в 2001-м.
Резкий рост госзаказа связан прежде всего с поставками Рособоронэкспортом в Китай установок С-300. В сборке задействованы сотни российских предприятий. В том числе и омское. Заказ выгодный. Рентабельность только по «сатурновскому» изделию превышает 20% — такого на «гражданке» завод просто не имеет. Но связывать все свои надежды только с этим неразумно. Иначе после осуществления контракта ОАО может снова оказаться на бобах. На «Сатурне» ставку делали на партнерство с ОАО «Корпорация „Аэрокосмическое оборудование“.
Построение вертикали
Корпорация родилась на свет после постановления правительства № 1347 от 14 ноября 1998 года. 49 % акций принадлежит ОАО „Объединенный авиаприборостроительный консорциум“, в которой входят ряд санкт-петербургских фирм, специализирующихся на авионике (ОАО „Пирометр“, ООО „АК Технология плюс“, ООО „АК Прибор-комплекс“, ЗАО „Инвестиции. Финансы. Строительство), 51 % — у Российского фонда Федерального имущества. Эта доля передана в уставный капитал корпорации государственными пакетами акций Тамбовского завода “Электроприбор» (38 %), Улан-Удинского приборостроительного объединения (29,5 %), Ростовского часового завода (20 %), казанского завода «Радиоприбор» (50 % + 1 акция) и ряда других предприятий. Так, во всяком случае, говорится в правительственном постановлении. «Сатурн» в корпорацию формально не входит. Но это дело времени. В конце прошлого года участники корпорации стали крупными собственниками омского завода: 14,62 % акций — у «Объединенного авиастроительного консорциума» и 7,71 % — у санкт-петербургского «Пирометра». Блокирующего пакета пока нет, но его набрать недолго: немало акций по-прежнему в руках у 7 336 бывших и нынешних работников ОАО.
«Аэрокосмическому оборудованию» омский завод интересен. Буквально на днях гендиректор корпорации Сергей БОДРУНОВ заявил о планах создания на базе подконтрольных предприятий пяти научно-производственных объединений (НПО). В одном из них — по производству бортовой аппаратуры для ракетной техники — обозначено участие ОАО «Сатурн» из Омска.
В целом, по словам того же БОДРУНОВА, корпорация заняла примерно 60 % объемов российского рынка авиаприборостроительной продукции и стала вторым крупнейшим оборонным объединением страны после Группы «Сухой». Продукция предприятий, входящих в «Аэрокосмическое оборудование» используется во всех отечественных самолетах (Су, МиГ, Ил, Ту и др.), вертолетах (Ми и Ка), ракетных комплексах. Корпорация создает пилотажно навигационные и радиолокационные комплексы и системы: автоматического управления, индикации и бортовые ЦВМ, инерциальные навигационные, топливной автоматики, элементы следящих систем автоматики, а также гироскопические узлы и так далее. За последние два года объем продаж предприятий, входящих в корпорацию, увеличился с 264 до 536 миллионов долларов.
Наддуть и охладить
Год назад акционеры «Сатурна» проголосовали за участие в межгосударственной финансово-промышленной группе «Аэрокосмичекое оборудование». Это несколько отличающееся от одноименной корпорации образование. Создано оно прежде всего для развития в рамках предприятий корпорации доли конверсионной продукции. И активно участвует, в частности, в деятельности МФПГ «БелРусАвто», взяв на себя обязательства по разработке, изготовлению и поставке таких современных устройств для грузовиков и автобусов, как АБС, круиз-контроль, управляемая пневмоподвеска, система бортовой интеграции и визуализации информации. Потенциал такого рынка оценивается в сотни миллионов долларов. Под это направление создано специальное ЗАО «Центральная компания МФПГ „Аэрокосмическое оборудование“, генеральный директор которого Валерий КИСИЛЕВИЧ 2 июня вошел в совет директоров „Сатурна“.
Омский завод уже пользуется плодами разработок этой центральной компании. Буквально за два года „Сатурн“ неожиданно для себя стал крупнейшим производителем в России охладителей наддувочного воздуха (ОНВ). Специализированный завод теплообменников в Нижнем Новгороде неожиданно оказался на вторых ролях. И только потому, что в рамках „БелРусАвто“ „Аэрокосмическое оборудование“ подписало с КАМАЗом УралАзом долгосрочные соглашения. А нижегородцы, не имея авиационно-ракетной тематики и входя поэтому в корпорацию и МФПГ, были сдвинуты на обочину финансово-товарных потоков. Тем более, что ОНВ — продукция двойного назначения, на которую имеется и спецзаказ.
Если учесть, что на 2003 год на „Сатурне“ запланировано изготовить 1900 охладителей, а цена каждого из них (при продаже отдельно, не партией) 39 тысяч рублей, то вырисовываются достаточно неплохие объемы.
В планах омичей — довести годовое производство ОНВ до десяти тысяч штук. Под это дело сейчас готовится целый отдельный цех. Тот самый, где некогда изготавливался известный катушечный магнитофон „Сатурн“. Под эту перспективу предполагается даже выделение финансирования из Федерального бюджета.
По словам руководителя ЗАО „ЦК МФПГ “Аэрокосмическое оборудование» Валерия КИСИЛЕВИЧА, их компания тоже не скупится на затраты по НИОКРу (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы): «Мы ведем сейчас около десятка ОКРов на автомобильную тематику общей стоимостью под миллион долларов»,
Даже из уст генерального директора ОАО «Сатурн» Анатолия МИРОШНИЧЕНКО на собрании акционеров впервые, наверное, за последние годы прозвучала фраза о том, что завод заказывает у ученых СибАДИ и ОмГТУ разработки по снижению себестоимости продукции. Это уже показатель. Ведь в отличие от военного заказчика, денег не жалеющего, гражданский потребитель скуп: чтобы стоил грузовик определенную сумму — не выше, комплектующие должны укладываться в жесткую ценовую рамку — и ни рублем больше. В ином случае тот же КАМАЗ может вновь переключиться на поставки из Нижнего Новгорода, независимо от участия того в консорциуме или МФПГ. А значит, рынок требует от омичей работать качественнее и дешевле.