Александр БАРНОВСКИЙ, "Специалист нового типа. Кто он?"

Дата публикации: 07 июля 2003

— Противоречия на самом деле нет, оно кажущееся. Специалист — это ведь довольно широкое понятие, для каждого периода времени существует как бы свой набор качеств, которые востребованы в конкретной социально-экономической ситуации. По мере реформирования экономики этот набор изменялся тем быстрее, чем стремительнее менялась сама экономика. В самом начале в облике специалиста были востребованы сугубо профессиональные качества, то есть возобладало мнение, что достаточно, чтобы человек обладал хорошей профессиональной выучкой, а все остальное неважно. Может ли он работать в команде, склонен ли к конфликтам, способен ли к творческим решениям, обладает ли достаточным культурным кругозором — все отходило на задний план, считалось делом наживным. И действительно, в условиях высокой безработицы специалисты свои личностные качества запрятывали поглубже, не выставляя их напоказ. И вот специалисты самого разного уровня профессиональной и психологической подготовки пришли работать в частные фирмы, попытались стать предпринимателями, то есть попали в условия, которые коренным образом отличаются от тех, что были на государственных предприятиях. Результат известен — та самая противоречивая ситуация, о которой вы сказали...

— Так в чем же проблема? Надо готовить таких специалистов, которых рынок требует...

— Надо. А все ли к этому готовы? Готовы ли к этому работодатели, которые нередко сами не могут определиться, какой именно специалист им нужен. То есть позиция такая: эти нам не подходят, а какие нужно — мы сами не знаем. В большей степени готовы потребители образовательных услуг — они согласны платить больше за качественное профессиональное образование. Образовательные структуры также не все готовы — одни могут, но не хотят, мешает консерватизм и инерция мышления, другие хотят но не могут — нет финансирования. Именно поэтому в нашем учебном заведении создана и активно работает научно-исследовательская лаборатория по менеджменту, маркетингу и предпринимательству. В ее задачу и входит мониторинг всех изменений на рынке труда, прогнозирование ситуации на годы вперед. Мы ведь должны готовить специалистов так, чтобы они могли без труда найти работу через пять лет, а не только сейчас.

— Вы сказали о консерватизме учебных заведений. Что имеется конкретно в виду?

— В сущности, консерватизм — это положительное качество для образовательных учреждений, они ведь, в известной мере, хранители традиций. Но когда глубокому реформированию подвергнуто все общество, система образования должна играть по общим правилам, это тот случай, когда консерватизм — плохо.

— Для вашего института это тоже проблема?

— Нам легче. У нас ведь долгая история — именно в эти дни нашему учебному заведению исполняется шестьдесят лет, история его начинается в 1943 году, с организации учебно-курсового комбината. Потом это была торгово-кооперативная школа, затем — училище, потом — техникум, затем — колледж предпринимательства и права, институт с таким же названием. С самого начала мы готовили кадры для агропромышленного комплекса и потребительской кооперации — единственной в то время негосударственной структуры в нашей экономике. Она по определению требовала предприимчивости, инициативы, полипрофессионализма — то есть тех качеств, которые сейчас и ставятся во главу угла при подготовке специалистов.

— «Полипрофессионализм» — что это?

— Это значит, что специалист должен отлично владеть не только избранной профессией, но и двумя-тремя смежными. Мало того, будет хорошо, если он попутно приобретет рабочие специальности в рамках своей профессии. Именно такую задачу мы ставим перед собой и успешно решаем.

Сейчас мы представляем собой некоммерческое партнерство «Многоуровневый образовательный комплекс», в состав которого входят лицей, училище, колледж, институт, центр-факультет дополнительного профессионального образования. Кроме того, в комплекс входят филиал Сибирского университета потребительской кооперации, Российско-германский региональный центр содействия предпринимательству, представительства Британского экзаменационного совета, германской Лейпцигской академии экономики и еще целый ряд структур. И все это в условиях скоординированной научно-методической работы. Попадая в нашу систему с детских лет, человек может, не выходя из нее, пройти все уровни профессионального образования вплоть до высшего, приобрести дополнительные профессии, пройти через психологические тренинги. Можно пройти все уровни, можно ограничиться, допустим, средним образованием. Образно говоря, наша система представляет собой лифт, на котором без пересадок можно доехать до десятого этажа, а можно сойти и на пятом.

— Я знаю, что на некоторые специальности, несмотря на то, что обучение только платное, у вас конкурс. В чем секрет?

— Действительно, мы не можем принять всех желающих по ряду специальностей, кроме того, не все ведь и проходят вступительные испытания. А секрет... Какой тут может быть секрет? О преимуществах многоуровневости и непрерывности образования, которые заложены в саму стратегию нашего комплекса, я уже говорил. И все это подкреплено самой современной материально-технической базой, в первую очередь информационными технологиями. У нас более двухсот компьютеров, которые объединены в несколько локальных сетей с общими серверами, к услугам всех желающих — интернет-центр, библиотека с фондом в 100 тысяч книг. Большая часть аудиторий охвачена телевизионной сетью, есть своя телерадиостудия, оснащенная самым современным оборудованием. Наше научное книжное издательство «Прогресс» выпускает в год десятки наименований научных и сотни наименований учебно-методических изданий. Есть еще огромный арсенал технических средств обучения — компьютерные и лингафонные классы, мультимедийные и видеопроекторы и многое другое. Мы издаем газету «Обозрение», научно-практический журнал «Образование, предпринимательство и право», осуществляем регулярный выпуск телепрограмм — все это вместе взятое помогает координировать информационные потоки внутри учебного заведения. Наконец, целый ряд структур обеспечивает то, что я бы назвал воспитанием культуры.

— Это тоже необходимое качество для будущих предпринимателей, финансистов, юристов, технологов общественного питания?

— Безусловно, и я рад, что мы одни из первых, кто пришел к пониманию этого. Такой тип предпринимателя, как «новый русский», уходит в прошлое и скоро останется только в анекдотах. Современный специалист, бизнесмен, менеджер должен обладать самой широкой общей и правовой культурой, знанием делового этикета, уметь встроиться в любой коллектив — без этого нельзя вести речь о высоких технологиях и творческом отношении к делу. Немаловажное значение имеет и психологическая подготовка. Все эти качества помогают нашим выпускникам быть конкурентоспособными на рынке труда.



— Позвольте в заключение поздравить коллектив вашего учебного заведения с 60-летием и пожелать новых достижений в вашей важной и интересной деятельности.

— Спасибо. Пользуясь случаем, хочу поздравить с юбилейной датой наш профессорско-преподавательский коллектив, ветеранов учебного заведения, наших выпускников, многочисленных партнеров в сфере образования и пожелать успехов в большой и важной общей работе.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/07/26/aleksandr_barnovskiy__spetsialist_novogo_tipa_kto_on