"Иртышское пароходство" померилось щедростью с Сибнефтью

Дата публикации: 07 июля 2003

Баба — ягодка опять

Износ пассажирского флота в «Иртышском пароходстве» достиг 95%, самоходных нефтеналивных судов — 98,7%, барж-сухогрузов — 85,48%.

— Собственных средств для судостроения, — отмечает генеральный директор предприятия Иван ЯНОВСКИЙ, — у нас нет. И светлый горизонт в ближайшее время не просматривается. Кредитов российских банков под посильный процент тоже нет. Даже в случае, если Минтранс возьмет на себя половину процентной ставки, а такая льгота есть.

Иностранные банки, конечно, дают под меньший процент. Но у омичей уже есть негативный опыт таких ссуд. До дефолта был взят кредит в германском банке под 5,6% годовых с условием погашения через восемь лет. На эти деньги были построены два сухогруза «Иртыш-1» и «Иртыш-2», грузоподъемностью 2800 тонн каждый. Однако случился дефолт и суда оказались значительно дороже предполагаемого. Один сухогруз отрабатывает взятые взаймы деньги в Средиземном море, другой — на Балтике.

У пароходства остался лишь один путь: ремонт и восстановление уже имеющихся судов с продлением срока службы еще на 10-15 лет. Советом директоров принята программа модернизации флота до 2010 года. В прошлом году сдан в эксплуатацию после переооборудования шестисоттонный танкер № 706, в текущем идет реинновация танкера аналогичного класса № 684. Есть уже на очереди и следующий. Всего таких судов на предприятии около тридцати: все они постепенно будут модернизированы. Новый танкер стоит 9-10 миллионов долларов, собранный из уже эксплуатировавшихся судов — 3 миллиона долларов, а восстановленный по омскому рецепту еще в три-четыре раза дешевле.

Есть, правда, проблема с возможным ухудшением безопасности судов. На днях Генпрокуратура потребовала от авиавластей наладить контроль за использованием на самолетах старых деталей, которые уже привели к ряду авиапроишествий. Методика же проверки «бэушных» агрегатов для использования при реинновации речфлота пока не определена.


С другой стороны, у речников появляются «лишние» деньги. За 2002 год объем реализации товаров, продукции, работ и услуг составил в ОАО «Иртышское пароходство» 410,3 млн рублей по сравнению с 376,6 млн в 2001 году.

Пока конкуренты были заняты дележом


Неожиданно удачной оказалась для акционерного общества договорная кампания на текущий 2003 год. Из-за того, что основной конкурент в поставках на Тюменский Север — пароходство из Новосибирска — завяз в многомесячных боях собственников за контроль над предприятием, омичам удалось внедриться в несвойственные ранее поставки. В частности, выигран конкурс на перевозку в Ханты-Мансийск 50 тысяч тонн угля из Томска и 150 тысяч тонн щебня из Тобольска.

Новинка сезона — участие Омска в северном завозе ГСМ на Чукотку. 34 тысячи тонн светлых нефтепродуктов будет отправлено в Обскую губу для перегрузки на морские танкеры. Участие в данных поставках — результат тесной связи нынешнего «начальника Чукотки» с омским НПЗ. Впрочем о таких планах вел речь и предыдущий чукотский глава Александр НАЗАРОВ. Еще 12 ноября 1999 года он вместе с Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ посетил Иртышское пароходство, где заявил, что замена мурманского направления в поставках ГСМ на омское позволит сэкономить до восьми миллионов долларов. В его свите тогда был, но особо не «светился» и Роман АБРАМОВИЧ, планировавший избираться от Чукотки всего лишь в Государственную думу России (см. «КВ» от 18 ноября 1999 г.). Не прошло и четырех лет...



Возможно, эти радужные перспективы и окрылили совет директоров пароходства, который рекомендовал выделить на дивиденды чуть ли не всю чистую прибыль, заработанную ОАО за год.

23 мая акционеры ОАО «Иртышское пароходство» проголосовали за 40 рублей дивидендов по итогам 2002 года на каждую обыкновенную и привилегированную акцию. Всего на это будет затрачено 13,77 млн рублей при чистой прибыли общества за год 16,5 млн рублей. Причины столь щедрой дивидендной политики на собрании не озвучивались.

При том, что омские акционерные общества весьма скупы на дивиденды, единственный аналогичный пример столь же обильной щедрости — Сибирская нефтяная компания. Но там все понятно: крупнейшие собственники решили подзаработать накануне продажи предприятия стороннему инвестору. Неужели у кого-то появился интерес и к «Иртышскому пароходству»?

Лев АБАЛКИН.


Дивидендная политика ОАО «Иртышское пароходство»

Год Дивиденды на одну акцию (руб.)
обыкновенную привилегированную
1999 1 3,2
2000 10 10
2001 10 10
2002 40 40

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/07/26/irtishskoe_parohodstvo__pomerilos_shchedrostyu_s_sibneftyu