Многим с трудом хватает на насущное
Если верить респондентам, то расходы на одного члена семьи у 45% опрошенных не превышают 1 500 рублей (см. табл №1). Приблизительно 22% опрошенных заявляют, что тратят на одного члена семьи до 3 000 рублей в месяц. Более 4 000 рублей в месяц тратят совсем немногие — 3,4% опрошенных. И 23% вообще не захотели разглашать конкретную сумму своих расходов. Испугались, видимо. Напомним, что по данным Облкомстата, за январь-март 2003 года среднедушевой доход в Омской области составил 3 542 рубля.
Как ни странно, почти 52% респондентов заявляют, что тратят на повседневные нужды практически все, что удается заработать. 24,2% не копят специально, но и лишнего не тратят, откладывая все, что остается. Самые бережливые те, кто тратит в месяц на одного члена семьи от тысячи до полутора тысяч рублей (5,4% опрошенных). А среди людей с доходами чуть выше средних (они расходуют в месяц свыше 4 тысяч рублей) страсть к накопительству практически не отмечается.
В ближайшее будущее большинство омичей тоже смотрит с умеренным пессимизмом. 55% опрошенных уверены, что в ближайший год у них ничего не изменится (см. табл №2). Почти 10% считают, что доходы у них уменьшатся, а расходы наоборот — возрастут. С оптимизмом смотрит в будущее лишь небольшая прослойка омичей — 15,6%.
Кредитные учреждения выпали из доверия
С трудом приобретенные сбережения омичи предпочитают хранить сами. 64,2% опрошенных заявили, что никому не доверяют, никуда деньги не вкладывают и вообще в долг под проценты не дают (см. табл. №3). Около 15% респондентов морально готовы к тому, чтобы их деньги все же двигали экономику, но больше доверяют знакомым, чем разным финансовым инструментам и кредитным учреждениям. Банкам, которых в Омске огромное количество (8 самостоятельных и 43 филиала, включая 22 отделения Сбербанка), доверяет гораздо меньшее число опрошенных, чем можно было ожидать — всего 5,4%. Ну а если муниципалитет вдруг выпустит в ближайшее время свои облигации, то ловить ему совсем нечего.
Что характерно, хотят куда-то вкладывать свои сбережения лишь те омичи, кто еще не имел подобного опыта. Кто уже имел опыт, те, в большинстве своем, не хотят ничего. Ни от государства, ни от частных компаний. Даже если бы появилась вдруг свободная тысяча долларов, то лишь 4,4% опрошенных отнесли бы ее в банк или купили на эту сумму ценные бумаги (см. диаграмму). Почти треть омичей тут же потратили бы эту тысячу долларов на покупку одежды, мебели, дорогой бытовой техники и так далее. Еще треть тут же спрятала бы деньги в «кубышку» (на черный день, на покупку квартиры или автомобиля в будущем). 11,4% потратили бы их в турпоездке и еще столько же омичей потратили бы эти деньги на обучение детей. Золото и драгоценности среди опрошенных популярностью не пользуются. И за приобретение другой профессии омичи платить пока не готовы. Видимо, 99% опрошенных либо надеются на государство, либо их имеющаяся профессия устраивает.