Григорий ЧАПЕЛЬСКИЙ: "Люди соскучились по дисциплине, всем надоел нынешний бардак"

Дата публикации: 14 июля 2003

Реформирование ЖКХ стало чем-то вроде нашей национальной игры, в которой вынужденно участвует все население. Принимаются различные программы реформирования, проблемы ЖКХ с упоением обсуждаются на семинарах, конференциях и в СМИ. Только вот толку от этой бурной реформаторской деятельности почти нет: отечественное ЖКХ мужественно сводит на нет любые нововведения. Омский муниципалитет тоже решил всерьез заняться реформой ЖКХ, для начала организовав новое МУП «Городское жилищное управление». Его генеральный директор Григорий ЧАПЕЛЬСКИЙ уверен, что ему удастся добиться реальных результатов, и все омичи это почувствуют, хотя и не так быстро... «КВ» решили расспросить нового главного городского жилищно-коммунальщика, на чем зиждется его вера в светлое будущее омского ЖКХ.

— Почему именно вам доверили возглавить реформирование городского ЖКХ?

— Нам удалось добиться определенных результатов в Кировском округе, этот опыт решено применить в масштабах всего города. В Кировском округе объединили 11 ПЖРЭУ в одно МУП, в результате удалось добиться прозрачности прохождения финансовых потоков. Кроме ПЖРЭУ в окружное МУП вошли юридические лица: такие, как «Омскавто», «ТВ-сервис» и некоторые другие.

Создавали МУП не для галочки, а для себя, поэтому получили результат. Для начала заменили 50 управленцев, на практике убедившись, что кадры решают все. Стали разбираться, как организован труд, что из себя представляют наши подразделения. Отставание по зарплате ликвидировали, сократили время оборота денежных средств. Главное, смогли добиться, чтобы бывшие ПЖРЭУ работали на общий результат. Раньше у каждого из них были свои интересы, которые зачастую не совпадали с интересами жителей, а после объединения они стали как цеха завода, при этом не лишились хозяйственной самостоятельности.

Труднее всего оказалось заставить бывшие ПЖРЭУ жить по доходам. Пришлось учиться зарабатывать деньги: организовали свой фотосалон при паспортном столе, начали шить спецодежду, сначала только для себя, а потом и на продажу, занялись установкой спутникового и прокладкой кабельного телевидения. Всю дополнительную прибыль вкладывали в производство, в результатестабилизировалось положение по выплате зарплаты и уплате налогов. В 2001 году провели капремонтов в 25 раз больше, чем в 1999-м, начали приобретать новую технику, причем без бюджетных «вливаний».

МУП взяло на себя юридическое обеспечение, финансовый контроль, кадровую политику, заключение договоров и добилось определенных результатов. Вот и было принято решение распространить кировский опыт на все городские ЖКЖ.

— Что из себя представляет МУП «Городское жилищное управление»?

— Пока в него вошли, кроме Кировского МУП, ПЖРЭУ Ленинского и Октябрьского округов, до конца этого года должны влиться жилищные структуры Советского и Центрального округов. Это объединение способствует дебюрократизации ЖКХ, упраздняются параллельные структуры. Когда-то было горжилуправление, потом его ликвидировали, а функции передали округам. Каждому окружному управлению потребовались юристы, снабженцы. Убрали 25 человек, а породили 250, которые перекочевали в ПЖРЭУ. В настоящее время на предприятии внедряются нормативы обслуживания жилья, рекомендованные Госстроем России и департаментом городского хозяйства (ДГХ). Это позволит упразднить более 700 должностей.

ПЖРЭУ Ленинского и Октябрьского округов стали филиалами нашего МУПа. До конца июля должны утвердиться организационно, до октября — в полном объеме провести ремонт к отопительному сезону. А по весне подведем итоги нашей работы, наметим пути дальнейшего развития предприятия. Мы не делаем революции, происходит наведение элементарного порядка. Конечно, будет сопротивление, но, бывая в коллективах, убеждаюсь, что люди соскучились по дисциплине, всем надоел нынешний бардак.

Когда проводили реорганизацию в Кировском округе, была психологическая ломка, все давалось тяжело, потому что мы были первыми. Теперь есть опыт, другие приглядываются к тому, что уже сделано, и готовы перенимать. Подбираем грамотных юристов. Это уже дает плоды — в прошлом году выиграли в кассационной инстанции у налоговой инспекции иск на 4,5 млн рублей.

— Ваше МУП во многом дублирует деятельность департамента городского хозяйства, как с этим быть?

— С ДГХ нам еще предстоит выяснить отношения и разделить полномочия, пока мы действительно во многом дублируем друг друга. Все хозяйственные вопросы должны отойти к нам, а методологические и координационные — к ДГХ.

Нам нужно сначала научиться нормально работать, доказать населению и власти, что жизнеспособны, а потом акционироваться. Между нашими филиалами уже появляется определенное соревнование, раньше все крутились в своем коконе, диалога между округами не было. Теперь занавес исчезает, появляется стимул работать лучше. Бывшие ПЖРЭУ постепенно начнут конкурировать друг с другом за право обслуживать то или иное жилье. Когда появляется потенциальный конкурент, возникает нормальное стремление работать лучше. Постепенно на рынке ЖКХ останутся самые сильные предприятия, отношения между которыми и будет регулировать ДГХ.

— При специфичности разделения территорий между округами вашему МУПу достались поселки Входной и Крутая Горка. Их ЖКХ тоже предстоит реформировать?

— В округах проявляют озабоченность, чтобы после реорганизации не стало хуже, но главы округов не ставят препоны, интересуются процессом. Во Входном у ПЖРЭУ задолженность по зарплате 4 месяца, имущество арестовано за долги. В то же время пока мы встретили непонимание по вопросу передачи поселкового жилья на баланс Кировского подразделения. Окружная власть опасается, не нарушатся ли в результате этого связи с Омским отделением железной дороги, которое помогает поселку. Мы не торопимся все ломать, но уверены, что подобная передача пойдет только на пользу.

Добрались и до Крутой Горки — там все свалено на ПЖРЭУ: дороги, освещение, кладбище, а денег на это не выделяют. Мы не против, чтобы крутогорский филиал занимался дополнительными видами деятельности, но все затраты нужно прописать в бюджете отдельной строкой. Чтобы помочь Крутой Горке, перераспределяем технику между филиалами, что получится выкроить — направим туда.

Жилой фонд стремительно стареет, сейчас нужно либо менять, либо капитально ремонтировать 104 лифта. Верстаем бюджет на следующий год, закладываем реальные убытки, но уверенности в том, примет ли их горсовет, нет. К сожалению, у депутатов свое видение проблем ЖКХ, во многом отличное от реального.

— Насколько волнует вас проблема брошенного и ведомственного жилья?

— Когда работал в Кировском округе, просто больно было смотреть на брошенные дома предприятий-банкротов. Коммунальщики, видя страдания жильцов, которые остались без отопления, укутанных во что можно детей, работали на «чужом» жилье безропотно. Сейчас активно работаем по домам Омсктрансмаша, ведь их все равно когда-нибудь передадут нам. У заводского ЖЭКа структура гораздо боле затратная, чем у нас. Для обслуживания трансмашевского жилья придется создавать отдельное предприятие или распределять дома по нашим филиалам.

Проводим техническую инвентаризацию, брошенное жилье принимаем на обслуживание. Уже выяснили, что наши базы загружены не полностью, лишнее отдаем в аренду. Полученные от аренды средства пойдут на нужды жилищников. Нашли и другие резервы, избавляемся от лишних затрат.

— Вы надеетесь, что нынешние, развращенные многолетней неразберихой и бардаком коммунальные работники, способны быстро перековаться в цивилизованных специалистов?

— Когда зарплата коммунальщикам платится невовремя, да к тому же низкая, как от них можно требовать культуру обслуживания и качество работы? При низкой зарплате приходится держаться за каждого работника. Я знаю, что результаты будут не сегодня и не завтра, что будет очень трудно переломить сложившийся стереотип. Еще долго останутся недоверие со стороны населения и хамство со стороны коммунальщиков. Чтобы поменять запущенную психологию, организацию ЖКХ, нужно приложить немало сил и времени. Мы перестраиваемся на ходу, старые и новые методы работы переплетаются в клубок.

Чтобы выйти на более высокий уровень, нужно решить многие вопросы. К примеру, раньше коммунальщиков удерживали квартирами. После того как все служебные квартиры перешли к их владельцам, остались работать только те, кто прикипел к коммунальной сфере. Нужно восстановить статус служебного жилья, заинтересовать людей получением квартиры, которую можно будет выкупить со временем. Раньше наравне с муниципалитетом затраты по содержанию жилья несли предприятия. Теперь, когда большая часть ведомственного жилья перешла на городской баланс, эта нагрузка с предприятий снята. Так многие из них совершенно устранились от своего бывшего жилья, хотя там живут их работники. Нужно вместе облагораживать территории микрорайонов, а не кивать, что это теперь муниципальное жилье.

— Сейчас жильцы оплачивают коммунальные услуги по факту проживания. Планируете ли заключать договоры с владельцами жилья?

— Договорные отношения не налажены не только с жильцами, но и поставщиками услуг. Брать отдельно за базы ПЖРЭУ и жилье тому же Омскэнерго невыгодно. Самые большие наши должники — бюджетные организации, с которыми мы толком ничего поделать не можем, потому что у нас как бы один владелец. Коммунальщики обеими руками за предоставление личных льгот и субсидий, вот тогда можно будет перейти на индивидуальные договоры.

— Как вы проводите свободное время?

— Когда возглавлял Кировское МУП, ходил в бассейн поплавать, в спортзал поиграть в волейбол, а сейчас совершенно некогда. Я и рыбак, и охотник, стараюсь хоть раз в год выбраться. Дача совершенно запущенна, нет времени ею заниматься. Книги почти не читаю, но стараюсь отслеживать политическую жизнь по прессе и ТВ. Иногда смотрю старые фильмы по телевизору, а вот передачу «Окна» и ей подобные терпеть не могу.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/07/27/143592