У области профицит средств, а у города — дефицит

Дата публикации: 14 июля 2003

А впереди — физические лица

Плановое задание по доходам на первый квартал 2003 года было определено в объеме 572,2 млн рублей. Фактически же исполнение доходной части бюджета в отчетном периоде составило 652,6 млн рублей (114 % к плану на квартал или 18,8 % к годовым назначениям). Дополнительно в городской бюджет поступило 80,4 млн рублей, в том числе налоговых доходов более 58 млн рублей, доходов от оказания платных услуг — около 23 млн рублей.

Налоговых доходов было собрано 490,8 млн рублей (или 75,2 % от общего объема доходов бюджета). Наибольший удельный вес в структуре этих доходов традиционно пришелся на подоходный налог — 60,6 % или 297,4 млн рублей. Исполнение планового задания по данному источнику доходов в отчетном периоде было обеспечено на 111 %, что связано с ростом среднемесячной заработной платы и уменьшением общей суммы просроченной задолженности по зарплате в целом по городу. Второе место по объему поступлений среди налоговых доходов в первом квартале занял налог с продаж — 9,7 % или 47,5 млн рублей. Увеличение оборота розничной торговли на 20 % в сравнение с соответствующим периодом прошлого года и снижение недоимки по налогу обеспечило его исполнение на 112 % к плану.

Третье место в структуре налоговых доходов заняли налоги на имущество — 8,4 % или 41,3 млн рублей. Дополнительно по этому налогу в бюджет поступило 9,6 млн рублей. Бюджетообразующим в первом квартале был и налог на прибыль. В структуре налоговых доходов он занял четвертое место — 4,7 % или 22,9 млн рублей. Правда, в отчетном периоде городская казна недополучила по этому налогу почти 20 млн рублей. Основная причина в изменении в 2003 году налогового законодательства в части расширения перечня затрат, относимых на себестоимость при исчислении налоговой базы по этому налогу.

Квартиры продаются на ура

Что касается неналоговых доходов, то объем их поступлений в бюджет составил 130 млн рублей (20 % от общего объема доходов). В структуре этих доходов наибольший удельный вес приходится — почти 50% или 62,5 млн рублей приходится на доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и на доходы от оказания платных услуг муниципальными предприятиями и учреждениями — 84,3 млн рублей (38 % к годовому плану).

На 146 % (!) к годовым назначениям исполнена статья «доходы от продажи квартир, зачисляемые в местные бюджеты». Перевыполнение обусловлено тем, что процесс купли-продаж квартир в Омске идет довольно активно. Кроме того, продолжился рост цен на жилье.

Недостаток финансовых ресурсов

Расходная часть бюджета была исполнена на 958,5 млн рублей (113,2 % к плановым назначениям в отчетном периоде). При планируемом в первом квартале 2003 года дефиците средств в размере 274,1 млн рублей реально расходы бюджета превысили доходы на 305,9 млн рублей (с учетом направления на покрытие этого дефицита дополнительно полученных доходов). Возникший в городе дефицит бюджета в сумме 386,3 млн рублей был профинансирован за счет дополнительно полученных доходов в размере 80,4 млн рублей, кредитных ресурсов банков — 272,5 млн рублей, средств от продажи муниципального имущества — 9,1 млн рублей и прочих источников (курсовой разницы, вексельных кредитов) — 24,3 млн рублей.

По словам ТОЛКАЧЕВА, сложившийся кассовый разрыв стал результатом, во-первых, низкой наполняемости доходной базы бюджета: первый квартал каждого финансового года — самый неблагоприятный период по формированию доходной части бюджета, поскольку существующий механизм налогообложения предусматривает поступление в первом квартале только текущих платежей по ежемесячно уплачиваемым налогам, без годовых и квартальных начислений.

Во-вторых, на этот период времени приходится большая половина отопительного сезона, поэтому резко увеличивается нагрузка на бюджет по содержанию объектов ЖКХ и осуществлению расчетов с предприятиями-теплоисточниками за теплоснабжение жилого фонда и бюджетных учреждений. В целом же, как отметил главный финансист города, дефицит бюджета возник, естественно, из-за недостатка у города собственных финансовых ресурсов. Кроме того, в бюджет Омска в отчетном периоде не поступили средства из бюджетов других уровней.

У областного же бюджета, как известно, почти половину доходной части составляют как раз безвозмездные перечисления. В первом квартале 2003 года областной бюджет был исполнен, в отличие от городского, с профицитом в размере 423,5 млн рублей, сверх плана в бюджет поступило 879,7 млн рублей. Немалая доля дополнительных доходов была получена за счет годовых перерасчетов платежей, которые предприятия заплатили в бюджет по итогам 2002 года (один из основных источников, в данном случае, налог на прибыль). Как пояснил Сергей ТОЛКАЧЕВ, такая разница между городским и областным бюджетами связана с разными бюджетными обязательствами, разной межбюджетной политикой.

— И у городского и у областного бюджетов большие долги. У области возникают сложности с вышестоящим бюджетом из-за этих долгов: если их не гасить, то будут проблемы с трансфертами из федерального бюджета, — сказал ТОЛКАЧЕВ. Поэтому у областного бюджета приоритетной политикой обозначены не только социальная направленность, но и погашение государственного долга. В городском же бюджете первоочередные задачи — выплата зарплаты бюджетникам и мобилизация ресурсов на ЖКХ, а уже потом погашение долга. Кроме того, у городского и областного бюджета разные нормативы отчислений по налогам. Например, по налогу на прибыль: в городе ставка этого налога на 2003 год установлена в размере 2 %, а в области — 16%.

Почти 70 % средств ушли на зарплату

В первом квартале 2003 года в Омске в условиях мобилизации бюджетных ресурсов на обеспечение устойчивого прохождения отопительного сезона сохранялось приоритетное финансирование отраслей социальной политики. За три месяца текущего года на выплату зарплаты бюджетникам и отчисления во внебюджетные фонды было направлено 70 % поступивших доходов — 454,2 млн рублей.

Расходы на ЖКХ в отчетном периоде составили 208,9 млн рублей- это 45 % от годовых назначений. Основная доля расходов на ЖКХ — 75 % пришлась на возмещение убытков организациям от оказания услуг населению по теплоснабжению. Данная статья расходов была перевыполнена на 35,6 млн рублей.

Первоочередное направление бюджетных средств на финансирование приоритетных статей затрат и сложившееся в связи с этим перевыполнение плановых заданий по некоторым социально-значимым расходам привело к недовыполнению плановых назначений по другим текущим статьям бюджета: расходы на приобретение ГСМ, на транспортные услуги и другое.


P. S. Как ни странно, но практически никаких существенных вопросов, касающихся проблем исполнения бюджета, мобилизации доходных ресурсов, депутаты горсовета докладчику не задали. Их интересовало лишь одно: почему кому-то из них из резервного фонда выделено больше денег, а кому-то — меньше?
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/07/27/u_oblasti_profitsit_sredstv__a_u_goroda_-_defitsit