Евгений КАРДАЕВ, "Наши специалисты получили признание не только в России, но и за рубежом"

Дата публикации: 29 сентября 2003

Строительный комплекс в Омске постепенно набирает обороты. На подъеме сегодня фирмы, занимающиеся коммерческим строительством. Но развитие их бизнеса невозможно без внедрения новых технологий. Разработкой различных строительных ноу-хау в Омске занимается Инженерно-строительный институт, созданный на базе факультета «Промышленное и гражданское строительство» СибАДИ. В данной отрасли в Омске конкурентов у института нет. О перспективах работы «Коммерческие вести» попросили рассказать руководителя Инженерно-строительного института СибАДИ Евгения КАРДАЕВА.

— Евгений Михайлович, как получилось, что факультет промышленного и гражданского строительства стал одним из самых крупных в Сибирской автодорожной академии?

— Наш факультет — один из старейших факультетов в академии. Недавно мы отметили 35-летие его работы. Одно время он был на высоте. Однако во время перестройки из-за кадровых проблем факультет стал сдавать свои позиции. Перестройка открыла перед людьми новые возможности, и очень многие ушли в коммерцию в поисках больших денег. Причина банальна. Ранее, как и сегодня, бюджетное финансирование не позволяет платить преподавателям сообразно уровню их профессионализма. Поэтому действительно классные специалисты покинули институт. Преподавать на факультете остались лишь ветераны. Факультет потерял былую привлекательность для абитуриентов.

Однако даже в таких непростых условиях можно зарабатывать деньги своими знаниями и опытом. Когда в академию пришел новый ректор, он поверил в наши силы. И мы, почувствовав поддержку, тоже словно окрылились. И стали думать, как заработать на том, что умеем. Конечно, ситуация абсурдная. Согласитесь, это нонсенс, когда опытный педагог, обладатель ученой степени, ищет возможности подработать на стороне. Костяк факультета стал движущей силой, при помощи которой факультет промышленного и гражданского строительства поднялся с колен.

Благодаря объединенным усилиям ветеранов и молодых преподавателей мы ведем не только учебную, но и научно-исследовательскую работу. Наши специалисты известны не только в Омске. Их приглашают в качестве экспертов. Созданный на базе факультета Инженерно-строительный институт СибАДИ мало-помалу занял свою нишу и работает в сфере изучения и внедрения новых строительных технологий.

— Почему на базе факультета возник инженерно-строительный институт?

Факультет начал развиваться. Соответственно увеличилось количество специальностей. Если раньше была только одна специальность, которая так и называлась — «Промышленное и гражданское строительство», то теперь специальностей семь. То есть по количеству специальностей ПГС на сегодня самый крупный в академии.

Бесспорно, свою роль сыграла своеобразная территориальная обособленность. То есть наш факультет находится в центре города, тогда как большинство корпусов СибАДИ — в городке Нефтяников. У нас здесь все свое — и здание, и оборудование. Идея организовать институт лежала на поверхности. Эта идея была реализована, хоть и не в том объеме, как хотелось бы. Тому было несколько объективных причин. Отпустить нас на вольные хлеба, конечно, никто не позволит. Продажа изысканий научной и исследовательской работы — очень прибыльный для академии бизнес. Тем не менее мы продолжаем работать и развиваться даже в рамках вуза.

— Но для начала исследовательской работы, которую вы ведете, необходимы определенные средства. Где вам удалось их найти?

— Я хотел бы обратить внимание на то, что мы — не научно-исследовательский институт. Основная составляющая нашей работы — это все же преподавательская деятельность. А наука — это возможность для наших сотрудников реализовать себя. И, конечно, возможность заработать. Что же касается средств для развития, это внебюджетное финансирование, то есть «коммерческие» студенты, хоздоговорная тематика, научные исследования и многое другое.

Распределять получаемые деньги можно по-разному. Мы же предпочитаем инвестировать их в развитие факультета. Разумеется, можно повысить зарплату работникам. Мы делаем это, но львиная доля средств идет на развитие. Потому что сегодня по-другому нельзя. Нельзя стоять на месте.

— Как идет ваша работа со строительными организациями?

— Институт проводит множество работ, в числе которых экспертиза зданий, исследование материалов и конструкций. Именно за счет этого мы живем, то есть строимся, ремонтируем здание, покупаем оборудование. Средств бюджетного финансирования на все это просто не хватает. Приходится зарабатывать самим. Нам в этом не препятствуют.

— Сколько удается заработать на одном крупном договоре?

— Крупные договоры — понятие растяжимое. Это для кого как. Для нас, например, работа на 200 тыс. рублей — это уже крупный договор. Сегодня наши кафедры выполняют работ на сумму примерно 1,5 млн рублей. Раньше работать было проще в том плане, что в бюджете каждой организации были заложены определенные суммы на научные исследования. Сегодня этого нет. Сегодня развитие — только за свой счет. Поэтому организации платят с большой неохотой и только на те исследования, которые жизненно необходимы.

— Но одно дело — промышленное строительство, а совсем другое — жилищное...

— Мы много работаем с Тюменским Севером. Очень удачный опыт сотрудничества с ханты-мансийскими строителями, где внедрялись наши ноу-хау по воздухопроницаемым и многослойным конструкциям. Мы проделали большую работу — от проектных разработок до контроля применения технологий при строительстве. Поэтому можно смело говорить, что это здание построено при нашем непосредственном участии.

— Тюменский Север активно строится. Не получится ли так, что факультет ПГС будет работать только на Тюменскую область?

— Это действительно большая проблема. Север сильно расхолаживает молодых ребят. Давайте посмотрим: на какую зарплату может рассчитывать выпускник-строитель, останься он в Омске? Тысячи четыре-пять. А тут приезжает «купец» с севера, скажем, на защиту дипломов. Подходит к одному из наших выпускников и говорит: ты, мол, подтяни своих знакомых ребят. Поедем на север, поработаем. Дорогу оплачиваем, общежитие предоставляем. На первых порах, пока себя не проявите, будете получать тысяч десять. А через годик — 20-25 тысяч в месяц. И как тут ребятам оставаться? Многие уезжают не раздумывая. Боюсь, что скоро мы, как и дорожно-строительный факультет, будем полностью работать на север. Очень малая часть их выпускников остается здесь. Но пока многие ребята с нашего факультета устраиваются в Омске. Работают в разных отраслях строительства, потому что базовая подготовка настолько высока, что инженер-строитель в состоянии адаптироваться к любой ситуации.

— Как вы взаимодействуете с омскими компаниями, которые заинтересованы в ваших выпускниках?

— Строительные организации требуют выпускников больше, чем мы можем дать. Часть из этих организаций хотят с нами сотрудничать. Они приглашают студентов к себе для прохождения практики и подготовки дипломных работ. То есть мы снабжаем наших ребят знаниями, а эти организации — реальным опытом. С такими компаниями факультет согласен работать.

Вопрос о подготовке кадров «для себя» стал для большинства организаций определяющим. Например, крупнейшие проектные институты города сейчас столкнулись с той же проблемой, что и мы. Это старение кадров. Им необходимо как-то привлечь молодых специалистов. Что институты и делают, учреждая именные стипендии для лучших студентов. Так, например, поступил территориальный проектный институт «Омскгражданпроект». Своими стипендиями ему удается удержать молодежь.

— Как вы расцениваете долговременные перспективы факультета и института?

— Вопрос очень сложный. Перспективы будут зависеть от двух вещей. Во-первых, от общей политики правительства. Сейчас складывается впечатление, как будто министр образования ФИЛИППОВ делает все, чтобы погубить высшую школу внедрением так называемой системы самостоятельной подготовки, которая в российских условиях пока нежизнеспособна. Вторая сторона вопроса — это проблема кадров. Она существует, поскольку труд преподавателя оплачивается крайне низко. Пока государство не повернется лицом к высшей школе, кадровая проблема не исчезнет.

Относительно самой специальности можно сказать, что каким бы ни был государственный строй — рабовладельческим, феодальным или капиталистическим — люди строили, строят и будут строить. И никуда от этого не денешься. Учитывая, что строительный комплекс области постепенно поднимается с колен и объемы строительства понемногу растут, мы с надеждой смотрим в будущее.

— Остается ли у вас свободное время и как вы любите его проводить?

— Это очень больной вопрос! Начнем с того, что я уже три года не был в отпуске. Из всего учебного года остается только август. Казалось бы, идеальное время для отдыха. Но есть один момент: это ремонтные работы в корпусе, которые должны быть завершены строго к первому сентября. Хочешь не хочешь, а приходится здесь находиться. Поэтому свободное время для меня уже стало понятием абстрактным. Но если удается вырваться на пару дней на охоту — это счастье. К сожалению, не удается много времени проводить с семьей. Раньше мы с друзьями часто выезжали на отдых семьями на машинах на Данилово озеро и к другим красивейшим местам области. Но с тех пор, как я стал руководить институтом, об этом пришлось забыть...

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/09/38/718422