15 января 2003 года депутаты городского Совета приняли решение №11 «О внесении изменений и дополнений в решение Омского городского Совета от 18.07.01 № 399 „Об утверждении Положения о порядке расходования средств резервных фондов административных округов города Омска“, которым было утверждено Положение о резервном фонде администрации города Омска (специальном). Такое Положение о специальном фонде приняли впервые. Причем за два дня утверждения городского бюджета на 2003 год.
Согласно документу этот фонд создается в составе бюджета города для финансирования непредвиденных расходов. Средства фонда делятся на соответствующий финансовый год на 17 равных частей по количеству избирательных округов по выборам депутатов горсовета. На 2003 год объем фонда определен в сумме 8,5 млн рублей, из расчета по 500 тысяч рублей на каждого депутата. Расходование средств фонда осуществляется по письменному ходатайству или с согласия соответствующего депутата Совета на нужды каждого из 17 избирательных округов. Распоряжение о выделении денег должен подписывать мэр Омска.
Помимо этого Положения существует еще одно, утвержденное Постановлением главы местного самоуправления от 21.08. 01 № 326-П. В соответствии с этим Положением установлен порядок расходования средств резервного фонда администрации города Омска. Он также создан на случай непредвиденных расходов, но его средства должны расходоваться на основании решений мэра на нужды города. В бюджете Омска на 2003 год объем обоих резервных фондов определен в размере 60 млн рублей (в 2002-м — 74, 15 млн рублей) и прописан одной строкой.
Не доверяю, но извинюсь
Докладывая о расходовании денег специального резервного фонда по состоянию на первое сентября, Сергей ТОЛКАЧЕВ сообщил, что в среднем исполнение расходной части фонда составляет около 80 % (резервного фонда городской администрации — менее 50 %). В частности, КУТОРГИНУ по его заявкам перечислено 288 тысяч рублей, или 81 % средств от общей заявленной суммы (см. таблицу). Выслушав доклад, лидер фракции КПРФ горсовета возмутился, сообщив, что из его 28 заявок, по которым подписаны распоряжения мэра, департамент финансов и экономики перечислил средства только по 12.
— Вы, наверное, самый смелый человек в городской администрации, раз не выполняете распоряжения мэра, — заявил он главному финансисту города. — Вы дискредитируете городскую власть. Я готов поставить перед депутатами вопрос о вашей некомпетентности и несоответствии занимаемой вами должности.
При этом КУТРОГИН отметил, что шесть человек уже сейчас готовы проголосовать за отставку ТОЛКАЧЕВА и для принятия окончательного решения необходимо еще лишь три голоса. Желающих не нашлось. Более того, депутат Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ призвал своих коллег не начинать войну и предложил совместно с мэрией решить, как устранить недочеты по исполнению специального резервного фонда. ДВОРАКОВСКОГО поддержал Александр МЯСНИКОВ, заявив, что „давить на департаментов финансов нецелесообразно. Бюджетный год еще не закончен, поэтому к концу года специальный резервный фонд может быть выполнен на 100 %“.
Все эти аргументы КУТОРГИНА не устроили. Он поинтересовался у главного финансиста города: выделены ли деньги реально или просто готовы соответствующие документы на их перечисление? На что ТОЛКАЧЕВ сказал: „Мы все сделали“. Но заместитель председателя горсовета привел еще один пример неисполнения расходной части фонда. „Еще в феврале по некоторым моим заявкам были приняты решения мэра, а денег до сих пор нет“. И добавил: „Если деньги поступили, то я извинюсь“ (!).
Цена компромисса — 8,5 млн рублей
Затем слово взял первый заместитель мэра Александр СТЕРЛЯГОВ (самого мэра на заседании не было). Он напомнил депутатам, что „таких специальных фондов вообще нигде нет, а мы создали такой фонд“. И пообещал, что сам лично просмотрит все распоряжения мэра, касающиеся заявок депутатского корпуса. Кроме того, СТЕРЛЯГОВ обратился к депутатам с просьбой вести разговор конструктивно, поскольку еще предстоит принимать бюджет на 2004 год. Черту под дебатами подвел председатель горсовета Александр ЦИМБАЛИСТ. „Думаю, мы ограничимся этим обсуждением. А каждый депутат в рабочем порядке подойдет к ТОЛКАЧЕВУ и решит свои вопросы“.
Сам Сергей ТОЛКАЧЕВ, комментируя журналистам вопрос об исполнении специального резервного фонда администрации города Омска отметил:
— У нас в этом году сложились непростые отношения с депутатским корпусом. Вы, наверное, помните, как долго депутаты не могли избрать председателя Совета, как трудно шло принятие бюджета. При его утверждении именно депутаты-коммунисты протащили через бюджет свой специальный резервный фонд. То есть свой небольшой кошелечек. Если бы мы тогда заострили внимание на этом фонде, то бюджет на 2003 год был принят еще на полмесяца, а может и на месяц позже. Вокруг этого фонда назревали большие страсти. Мы просто побоялись за бюджет, поэтому пошли на компромисс.
Сегодня мы не обсудили ни проблемы выплаты зарплаты бюджетникам, ни подготовки к зиме, а уже конец сентября. Все эти проблемы депутатов-коммунистов не интересуют. Их волнуют только свои кошельки. И они готовы говорить об этих кошельках по ползаседания городского Совета. Кстати, депутаты от фракции КПРФ очень активно используют средства специального резервного фонда. Их коллеги по депутатскому корпусу менее активны, наверное потому, что для решения проблем в своих избирательных округах используют средства от прибыли своих предприятий.
В своем комментарии ТОЛКАЧЕВ особенно подчеркнул, что создание специального резервного фонда противоречит Бюджетному кодексу РФ и что по поводу этого нарушения есть представление городской прокуратуры.
Прокуратура может дойти до суда
Представление об устранении нарушений федерального бюджетного законодательства было направлено в городской Совет еще четвертого марта 2003 года. В нем, в частности, сказано: »...так называемый «специальный» резервный фонд администрации города Омска представляет собой нечто иное, как резервный фонд представительного органа местного самоуправления". В представлении также отмечено, что «фактическое создание резервного фонда представительного органа местного самоуправления подтверждается и тем, что в администрации города Омска уже существует один резервный фонд, Положение о расходовании средств которого утверждено постановлением главы городского самоуправления от 21 августа 2001 года № 326-П. Бюджетным законодательством РФ не предусмотрено создание нескольких резервных фондов органа местного самоуправления, что следует из п.6 ст. 81 БК РФ».
Более того, «создание в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ резервных фондов представительных органов власти и депутатов представительных органов власти запрещено в соответствии с п. 2 ст. 81 и п.2 ст. 153 БК РФ. Представительные органы местного самоуправления не имеют также права выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов». В связи со всем этим горсовету было предложено устранить факты нарушения федерального законодательства.
Депутаты горсовета приняли к рассмотрению это представление еще пятого марта 2003 года, но никакие решения с их стороны пока не приняты. Если депутаты и дальше будут тянуть кота за хвост, то прокуратура имеет полное право обратиться в суд.
Игорь СЕРГЕЕВ.
Таблица
Расходование средств резервного фонда администрации города Омска (специального) по состоянию на 01.09.03 (тыс. рублей)
Вячеслав ДВОРАКОВСКИЙ 171
Игорь ЗУГА 85
Николай ИВАНОВ 311
Николай КУТОРГИН 289
Александр КИВИЧ 0
Николай КОСТЯКОВ 103
Василий МАМОНТОВ 340
Игорь МИХЕЕВ 109
Александр МЯСНИКОВ 217
Олег МАМОНТОВ 340
Геннадий МАТВЕЕВ 223
Леонид МИХАЙЛЕНКО 281
Любовь НЕКЛЮДОВА 257
Виктор СИВОВ 252
Андрей СТРЕЛЕЦ 42
Александр ТАРАСОВ 5
Александр ЦИМБАЛИСТ 453