Леонид ПОЛЕЖАЕВ, губернатор Омской области: "Под новые задачи нужны новые люди"

Дата публикации: 06 октября 2003

Об отношениях с омской мэрией

Что касается финансовых отношений между городом Омском и регионом. Дело здесь не в том, что много или мало денег. Их недостаточно и в областном бюджете. На реализацию тех задач, которые бы мы хотели решить в интересах населения, надо наверное, бюджет увеличить втрое, но, к сожалению, это недостижимо с точки зрения доходности нашей экономики. Дело скорее всего в распределении финансовых ресурсов непосредственно в структуре управления городом Омском. То есть это не столько трудности материального характера, сколько организационного, связанного со слабым контролем за движением всех финансовых потоков. Почему областной бюджет более защищен в этом смысле? Может быть, только по одной причине: здесь применяется механизм очень жестокого, практически тотального единоличного контроля за движением всех финансовых ресурсов.

Никто, ни один человек в администрации Омской области не имеет права распорядиться ни одним рублем. Практика распределения финансовых ресурсов, ежемесячно поступающих в доходную часть бюджета, идет по принципу: первое место — заработная плата. До тех пор, пока не происходит накопление необходимого объема финансовых ресурсов для расчета по заработной плате со всейбюджетной сферой — а этот объем сегодня достигает 400 млн рублей в месяц, включая октябрьское повышение заработной платы, не производятся никакие выплаты ни по каким статьям областного бюджета. И только когда в областной кассе набирается 360 или 380 млн. необходимых на выплату заработной платы, начинаются выплаты по всем другим затратным статьям — топливо, ЖКХ, взаимоотношения с подрядными организациями и так далее. Я не скажу, что это правильно. С точки зрения, современного менеджмента, может быть, это несколько архаичная система, но очень верная. От которой я не откажусь до тех пор, пока экономика не позволит нам вести более свободный образ обращения с финансовыми ресурсами. К сожалению, подобной практики не существует в городе Омске. Я не покушаюсь на их методы управления финансами, муниципальный орган — самостоятельный вид управления. Но, безусловно, многиетрудности связаны здесь в области эффективного управления финансами.

Я не буду давать оценок эффективности руководства города Омска. Я намереваюсь в середине октября, после того как мэр Омска выйдет из отпуска, выступить перед депутатами городского Совета и высказать несколько соображений по нашим взаимоотношениям, разделению полномочий и самым важным проблемам города, по которым мы могли бы найти общее понимание и совместимость действий в интересах горожан.

О зерне

Мы ожидаем урожай зерна в объеме 2,5 млн тонн. Я считаю, что урожайность, которая сегодня показывается в среднем около 14 центнеров с гектара, не очень корректна. Акционерные общества по только им понятным причинам занижают на центнер или два урожайность зерна. Ну, таков, наверное, крестьянский менталитет. Но мы сегодня, слава богу, определяем эффективность сельскохозяйственного производства, как и любого другого, не тоннами и километрами, а объемом реализованной продукции и соответствующим ценовым фактором. Поэтому здесь важно не то, сколько мы соберем хлеба — 2,5 или три миллиона тонн, а по какой цене мы его продадим.

В прошлом году мы собрали более трех миллионов тонн, находясь в хвосте зернового рынка, который был весьма неблагоприятным в целом по России, поскольку все зерновые зоны страны имели высокую урожайность, и общий сбор зерна достиг более 90 млн тонн — это рекордный по сути дела объем зерна за последние, может быть, 15-20 лет. Естественно, Сибирь, убирающая хлеб в последнюю очередь, оказалась в хвосте — рынок уже был насыщен, в нем были обвалены цены. И мы от этих трех миллионов тонн зерна не получили той экономической эффективности, которую бы хотели иметь, поскольку средняя стоимость одной тонны зерна даже твердых сортов продовольственного зерна шла по цене 1 600 — 1 400 рублей за тонну и едва ли доходила до 1 800, и только в апреле-мае нынешнего года эта цена перевалила 2 000 рублей и приблизилась к концу лета к отметке 2 600 — 3 000 рублей.

Сегодня 80% продовольственного зерна высочайших кондиций сегодня у нас идет буквально со всех полей даже северной зоны. Возникает напряженность в обеспечении скота фуражным зерном. Сегодня группа предприятий «Омский бекон» столкнулась ужес такой проблемой, что нам нужно выходить за пределы области, чтобы закупать фуражное зерно, так как все накопления омского зернавысоких кондиций, то, что на фураж не пустить. Естественно, это неплохо. Поскольку товаропроизводители — зерносеющие районы и хозяйства получат максимальную цену за это зерно. Сегодня она приближается к четырем тысячам рублей за тонну.И я думаю, что цена будет и гораздо выше в ноябре-декабре.

Безусловно, что повышение оптовой закупочной цены на зерно не может не сказатьсяна розничной цене на хлеб. Мы отмечаем не только в Омской области, но и по всей России повышение цены хлеба. Наши возможности деформировать рост розничной цены заключаются только в одном факторе, накоторый мы можем повлиять — создание регионального фонда зерна, с помощью которого мы могли бы сдерживать рост цен до следующего урожая. Я думаю, эта мера обязательная, которую мы должны реализовать в октябре текущего года,сформировать фонд и задержать рост розничных цен на хлеб.

Об ЮКОССибнефти

Если до 1 января и состоится, как это планируется, объединение Сибнефти и ЮКОСа, оно не повлияетв сторону ухудшения той ситуации, которая у нас существовалапостоянно в эти годы. Напротив, мы ожидаем увеличение доходов отдеятельности этой компании в доходной части омского бюджета за счет ее акцизной части и переключение реализации продукции переработки нефтяного сырья через торговый дом, который будет организован здесь у нас — региональное отделение этой компании в городе Омске и налоговая часть вся останется здесь — это главное, что нас волнует и беспокоит.

Никакие связи с Сибирской нефтяной компанией у нас не прерываются. Наверное, Сибнефть и ее дочерние структуры, которые будут предлагать свою деятельность на территории области, резко увеличат объемы инвестиционных программ. Но совершенно в другой сфере — в строительной индустрии. Это строительство социального жилья, которое будет инвестироваться этой компанией и строительство многофункционального спортивно-концертного комплекса на Левом берегу. Окончательная стоимость его первой очереди около 100 млн долларов. А полная стоимость — около 200 млн долларов. Вот такие инвестиции вместе с жильем будут идти по линии этой компании в 2004-м и последующие годы. Поэтому не расставайтесь с Сибнефтьюи любите ее.

О партиях

К сожалению, множество партий трудно отличить друг от друга по содержанию их программ — они все наполнены высокой риторикой, преисполнены огромнойлюбви к народу. Они похожи друг на друга. Эти партии-близнецы, на мой взгляд, реализуют одну лишь задачу — свое представительство в Государственной думе.
Мало кто из них предлагает какие-то конкретные императивные меры и программы действительно связанные с возможностью резкого перелома экономического, общественно-политического и духовного развития страны. И хотя, может быть, «Единство» отличается большим прагматизмом от всех остальных партий, оно тоже не лишено этой риторики. Поэтому мы никогда в своей практике не ориентировались на партийные лозунги существующих партий, умерших партий типа «Наш дом — Россия» и прочих. А вырабатывали свой общественный, политический и экономический курс в рамках законодательной базы, которая нам позволяет удерживать и достаточно высокие темпы развития экономики, уровня жизни в Омской области.

Я думаю, что можно быть неудовлетвореннымколичеством людей, принявших участие в выборах губернатора Омской области. Но это все-таки 47 с лишним процентов, пришедших на избирательные участки, а не 23% как это было в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Томске и так далее. Но одновременно это определенный сигнал, что у нас не все так хорошо и гладко, как нам хотелось бы и нужно искать причину той политической апатии, политического безразличия, которые являются как бы общим местом современного периода. Это очень опасно с точки зрения проведения думских выборов и, естественно, не может не волновать и с точки зрения проведения президентских выборов в марте будущего года.

О правительстве области

Сейчас готовится новая концепция структуры управления Омской областью, которую мы, видимо, в октябре представим на рассмотрение Законодательного собрания. Не скрою, речь будет идти о создании правительства Омской области, а это качественно иной уровень хозяйственного руководства областью. Поэтому будут и отставки. Под новые задачи нужны новые люди. Кто-то достиг предельного возрастного ценза и мы должны здесь поступить в соответствии с законом. Нужен прилив новых людей, что называется, с незамыленным глазом. Управление — это живой гибкий организм. Если дать ему возможность окуклиться, закостенеть, то катастрофа последует незамедлительно, быстро и больно. Поэтому ничего здесь страшного нет. Всегда в кадровой политике мы поступали очень внимательно и осторожно, равно так же мы будем действовать и сейчас.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/10/39/359708