21 ноября 2003 года исполнится десять лет корпорации АГРО-ТРАСТ. За эти годы из небольшого частного предприятия Юрия ШУШУБАЕВА вырос вертикально интегрированный агрохолдинг — один из крупнейших в Омской области. Сегодня в АГРО-ТРАСТ входят семь крупных предприятий: ЗАО «Агрофирма „Кормиловская“, ЗАО „МТС “Кормиловская», обособленное подразделение (ОП) «Ивановский комбинат хлебопродуктов», ООО «Калачинский молочный комбинат», ООО «Компания „ИСА-ФРУКТ“, ОП „Кормиловский завод по производству полипропиленовых мешков“, а так же оптовая торговая база — одна из крупнейших в Омске. Приближающийся юбилей — это прекрасный повод подвести промежуточные итоги и поговорить о дальнейших планах корпорации. И Юрий ШУШУБАЕВ любезно согласился ответить на вопросы корреспондента „КВ“.
— Юрий Жуспекович, какую сегодня долю в вашей корпорации занимает аграрный бизнес?
— Примерно половину от общего объема.
— А что тогда входит во вторую половину?
— Производство газированных, соковых напитков, а так же минеральной воды под торговыми марками „ИСА-ФРУКТ“ и „Ачаирский монастырь“. Сегодня это большое и современное предприятие, оснащенное новой линией розлива мощностью 2,7 декалитров в год. Нашу оптовую базу я тоже не могу считать агробизнесом, хотя она и поставляет в магазины Омской области продукты питания — муку, сахар, крупы, растительное масло и куриные окорочка...
— У вас есть только оптовая торговля?
— Не только, мы открываем фирменные магазины. Но мы живем сегодня не только аграрным бизнесом, хотя аграрный бизнес очень привлекателен. Если кто-то говорит, что аграрный бизнес не интересен, то он, мягко говоря, лукавит. Либо он глубоко не вникал в этот вопрос. Правда, агробизнесом нужно заниматься комплексно. Должна быть единая цепочка от производителя к потребителю готового продукта. По такому принципу построена корпорация „АГРО-ТРАСТ“. Мы выращиваем зерно, производим молоко и мясо, перерабатываем на своих предприятиях и продаем через свои магазины.
— Самый большой плюс получается именно на стадии переработки?
-Совершенно верно. Заниматься только производством сельхозпродукции сегодня не очень выгодно.
— Вы упомянули о мясе. Корпорация уже начала заниматься его переработкой?
— Нет, собственной мясопереработки у нас еще нет. Это, пожалуй, единственное, чего у нас нет. Если говорить о нашем животноводстве, мы ориентируемся сегодня не на мясное направление, а на молочное. У мясного и молочного производства разная рентабельность. Производство мяса во всем мире дотируется государством. В России дотации отменили в прошлом году. В результате, какие технологии ни применяй, все равно выходишь на ноль. Это еще в лучшем случае. А рентабельность у молока несколько выше, особенно если реализовать его через свою торговую сеть. Хотя, по правде сказать, мясной бизнес мне лично тоже кажется интересным. К тому же эта ниша сегодня относительно пустая. Если туда придут нормальные квалифицированные менеджеры, то и результат может быть другим. Можно ведь часть мяса реализовывать в Омском регионе, а часть поставлять в другие регионы. При этом рентабельность его производства резко возрастает.
— АГРО-ТРАСТ выходит на другие регионы?
— Да, конечно. Пшеницу продовольственную и муку мы поставляем в Москву, в Екатеринбург, в Центральную Россию. У нас большой контракт с Монголией. В прошлом году мы продали в разные регионы порядка 100 000 тонн пшеницы. Думаю, что и в этом году будет примерно такой же объем поставки.
— В растениеводстве у разных культур тоже разная рентабельность. Выгодней всего, насколько я понимаю, выращивать продовольственную пшеницу 3 класса?
— На самом деле, все очень сильно зависит от конъюнктуры рынка, поэтому год на год не приходится. Вообще, рынок зерна пока мало предсказуем. Возьмем для примера ситуацию этого года. Порядок цен знают уже все — 3 класс сейчас стоит примерно 4 000 рублей за тонну. Но уже ощущается дефицит пшеницы 4 класса. Я думаю, что к Новому году 4 класс тоже поднимется в цене. Вполне возможно, что тонна будет стоить 4 000 рублей. А самой проблематичной позицией может стать фураж. Урожай в Омской области хороший, собрали очень много качественного зерна, поэтому фураж сегодня стоит небывало дорого — 2 700-2 900 рублей за тонну. А по 3 классу ситуация наоборот спокойная. Я уверен, что резкого роста цены больше не будет. На российских элеваторах, в том числе нашем, хранится большой объем прошлогоднего зерна. Это интервенционный фонд. В прошлом году государство покупало пшеницу 3 класса по 2 400 рублей за тонну. Думаю, этого зерна достаточно, чтобы успокоить рынок. Так что по моим прогнозам после Нового года может произойти и небольшое падение цен на пшеницу 3 класса. Спрос будет расти лишь на 4 касс и фураж. Что же касается муки, то, исходя из цены зерна, она еще немного поднимется в цене — примерно до 9 рублей за килограмм, и на этом должна остановиться.
— На ваш взгляд, высокая цена на зерно это хорошо или плохо?
— А что плохого в том, что сельские товаропроизводители встанут, наконец, с колен?
— Но одновременно с зерном растут цены на всю продукцию из муки. Хлеб дорожает...
— Что касается хлеба, то мы к этому шли давно. Во всех соседних регионах хлеб дороже, чем в Омске. Возьмем, к примеру, сахар. Он ведь тоже дорожал последние два года, но дорожал плавно. А цена на хлеб сдерживалась. Почему это происходило — непонятно.
— Среди всех направлений деятельности АГРО-ТРАСТА можно выделить главные и вспомогательные?
— Отделить торговлю от производства или растениеводства невозможно. Все наши предприятия работают сегодня рентабельно. Конечно, у сельхозпроизводства прибыль меньше, чем у торговли, но за этим направлением я вижу большое будущее, вижу перспективу. Именно поэтому наши инвестиции идут в производство. И этот год показал, что мы вкладываем деньги не впустую. Все прошлые капиталовложения в сельхозтехнику, гербициды, удобрения в этом году возвращаются с лихвой. Мы идем дальше. Приглашаем ученых, занимаемся селекцией животных, восстанавливаем культуру земледелия. В общем, возвращаем хорошо забытое старое.
— А чем завершился ваш первый опыт с посадкой подсолнечника?
— В этом году мы засеяли подсолнечником более 1 000 гектар и сейчас заканчиваем его уборку. Я считаю, что это очень перспективное направление в растениеводстве. Мы уже завершили строительство цеха, где будем производить масло из этого подсолнечника. В дальнейшем планируем расширить производство, купить самое современное оборудование по отжиму и рафинированию. А оборудование для розлива у нас уже есть. До сих пор мы разливали краснодарское масло, но хотим полностью перейти на собственное сырье. На мой взгляд, тема эта очень интересная и мы будем ей заниматься дальше и быстро продвигаться вперед.
— Какие еще планы у корпорации на ближайшее будущее?
— Есть желание заняться соей. Очень интересная культура, если честно. Сегодня в России потребление сои и соевых продуктов стремительно растет. Только в Омской области ежегодно потребляется 50 000 тонн соевого шрота. Практически весь шрот поставляется сегодня из-за рубежа. Мы хотим построить завод и производить его в Омске. Думаю, за два года мы его построим.
— Сою тоже будете выращивать сами?
Пока не могу сказать однозначно. Сегодня сою выращивают только в двух регионах — на Дальнем востоке и в Ставропольском крае. Причем, сои там не хватает даже для собственных перерабатывающих мощностей. Тема эта очень интересная и дорогая. Но мы уже делаем расчеты, готовим бизнес план и, если получим положительное заключение наших ученых из СибНИИСХоза, то обязательно попробуем выращивать эту культуру.
— С января 2004 года начнет действовать новый закон, который позволяет продавать и покупать земли сельскохозяйственного назначения. Не собираетесь ли приобрести пашни в собственность?
— Нет, не собираемся. И объяснение очень простое. У нас сегодня нормальные договорные отношения с теми людьми, у которых корпорация арендует землю. И мы не хотим скупать землю у наших пайщиков. У многих селян кроме его земельного пая больше ничего и не осталось. А отбирать у селян последнее, как я понимаю, может лишь негодяй.
— О благотворительности, которой занимается АГРО-ТРАСТ, говорят много. Это дань моде или веление сердца?
— Я считаю, что любой бизнесмен, у которого есть прибыль от его бизнеса, должен чувствовать ответственность за тех людей, которые живут рядом с ним и оказались в тяжелой жизненной ситуации.
— Если не секрет, сколько тратит корпорация на благотворительность?
— В прошлом году направили на различные социальные цели более трех миллионов рублей. В этом году уже 2,6 миллиона рублей. Мы, в общем, пытаемся помочь всем, кто к нам обращается. Конечно же, помогаем сельским школам, детским домам, общественным организациям ветеранов и инвалидов. Это, как бы, самой собой разумеющееся. Более сложный вопрос с частными обращениями граждан об оказании материальной помощи. В таких случаях мы, как правило, действуем совместно с представителями органов социальной защиты. Если у человека действительно очень тяжелая ситуация, то помогаем. Но обязательно все проверяем. Бывает, обращается к нам человек с просьбой о помощи, а когда приезжаем, то оказывается, что он на самом деле отнюдь не бедствует. А вместо дома у него дворец стоит.
— Не могу не задать вопрос о том самом рекорде Гиннесса. Не спорю, идея сделать самый большой в мире полипропиленовый мешок, не лишена изящества. И все-таки, зачем вам, деловому человеку, это нужно?
— А не было такой цели — попасть в книгу рекордов. Просто нам хотелось прославить свой родной край. И я думаю, что нам это удалось. Мы привлекли внимание к нашему региону всей России и не только России. Теперь все знают, что в Омске могут сделать самый большой в мире мешок, а значит, здесь умеют хорошо работать. А попутно попали в книгу рекордов. Причем, именно в английское издание. Скоро должны получить подтверждение. Разве плохо, что об Омске теперь узнает весь мир?
— Некоторые омские маркетологи считают, что местные предприятия должны совместно раскручивать Омск, как торговую марку. Вы, похоже, считаете так же?
— Совершенно верно. Я хочу, чтобы звучание всех компаний города Омска ассоциировалось именно с городом, который будет в таком случае восприниматься не только всей Россией, но и всем миром. И это вполне реально, как мне кажется.
— Сегодня вы готовите еще одну масштабную акцию?
— Не только мы. Нас поддержали и администрации Омска и историко-краеведческий музей. С 7 октября каждый житель Омска сможет прийти в Гипермаркет „Континент“ и оставить автограф на самом большом в мире мешке, который мы передали на хранение музею. Каждый получит возможность отправить послание своим потомкам. Представьте, что лет через пятьдесят ваши дети или внуки прочтут этот автограф. Думаю, им будет очень приятно его получить.