Прокуратура города провела проверку исполнения федерального законодательства при оказании платных услуг физическим и юридическим лицам структурными подразделениями горадминистрации. В ходе проверки были обнаружены факты нарушения антимонопольного, бюджетного законодательства, которое запрещает органам местного самоуправления и его структурным подразделениям заниматься коммерческой деятельностью (за исключением случаев, предусмотренных законодательством).
В частности, из Бюджетного кодекса следует, что деятельность горадминистрации и ее структурных подразделений финансируется исключительно за счет средств местного бюджета. Как показала проверка, ДН, являясь структурным подразделением администрации города (Положение о департаменте недвижимости — ред.), оказывает платные услуги организациям и населению. В числе платных услуг, которые ДН оказывал в прошлом году ДН: услуги регистрационной палаты, услуги отдела рекламы по эскизному проектированию знаково-информационных систем и рекламы, по согласованию эскизов, по выдаче разрешений на размещение наружной рекламы (паспорта), услуги отдела временных сооружений по подготовке и согласованию разрешительной документации на размещение временных объектов.
Приказом директора ДН Константина БРЫЛКИНА все эти услуги отнесены к предпринимательской деятельности, несмотря на то, что его деятельность финансируется из бюджета и не является предпринимательской. Однако, как следует из заключения контрольно-счетной палаты, департаменту недвижимости по смете в течение последних лет необоснованно планировались и утверждались доходы и расходы за счет платных услуг, предпринимательской деятельности и компенсации затрат.
Размер доходов ДН от оказания платных услуг, согласно бюджету города на 2002 год, был определен в размере 5 535,0 тысячи рублей. Как следует из отчета об исполнении сметы доходов и расходов по внебюджетным источникам за 2002 год, исполнение по доходам ДН составило более 8 тысячи рублей (144,9% от плана), на расходы направлено 7608,6 тысяч рублей. Данные средства в бюджет не поступали и лишь были учтены в нем по окончании финансового года. Проверка показала, что тарифы на оказание платных услуг были установлены распоряжением Константина БРЫЛКИНА, тогда как это — прерогатива городского Совета. По протесту прокурора распоряжением директора ДН было отменено. Тем не менее установленная распоряжением плата за услуги до сих пор ДН взимается.
Кроме того, как следует из материалов проверки, ДН нарушает бюджетное законодательство при расходовании средств: принцип единства кассы и принцип общего (совокупного) покрытия расходов, согласно которым все поступающие доходы должны зачисляться на единый бюджетный счет и не могут быть увязаны с определенными расходами. Однако средства, которые департамент получает от оказания платных услуг, поступают на расчетный счет и в кассу ДН и расходуются на его же нужды. Такое право, как следует из результатов проверки, предоставлено ДН директором департамента финансов и экономики администрации города, который не уполномочен давать подобные разрешения.
Также проверка прокуратуры выявила подобные нарушения во всех окружных администрациях. В основном претензии прокуратуры относятся к управлениям коммунального хозяйства, благоустройства и озеленения города, которые структурно входят в администрации округов.
Как следует из документов, управления (были проверены Октябрьского, Советского, Кировского округов) взимают плату за вывоз мусора, снега, автоуслуги и другие. Полученные деньги поступают в кассы управлений или на счет в Промстройбанке и расходуются самостоятельно.
Как следует из информации прокуратуры, представленной в горсовет, депутаты при рассмотрении бюджета на 2004 год должны учесть, что взимание платы за услуги структурными подразделениями горадминистрации противоречит федеральному законодательству. Тогда как в бюджете на 2003 год поступления от данных услуг учитывались, и было предусмотрено финансирование всех окружных администраций, в том числе за счет предпринимательской деятельности.
Юридический отдел горсовета рассмотрел информацию, предоставленную прокуратурой. Заместитель юридического отдела горсовета Сергей ИЗМЕСТЬЕВ в своем отчете сделал следующее заключение: «Представление прокурора законно и обоснованно», а значит, горсовет должен при рассмотрении бюджета на 2004 год учесть указанные прокуратурой факты. Вместе с тем, пишет он, органам местного самоуправления разрешается участвовать в хозяйственной деятельности «путем создания муниципальных унитарных предприятий (МУП) и другими, не запрещенными способами в соответствии с ГК РФ, статьям Бюджетного кодекса о единстве кассы и общем (совокупном покрытии расходов)». Каким образом будет разрешаться эта проблема, пока не ясно. Во всяком случае, вряд ли структурные подразделения горадминистрации «кинутся» создавать МУПы.