— Сара Каримовна, как начиналась ваша карьера в качестве издателя?
— Все началось в 1998 году во время кризиса. Тогда многие газеты были вынуждены значительно сократить свои тиражи или вовсе прекратить деятельность. Так случилось и с автомобильной газетой, в которой я тогда работала начальником рекламного отдела. Просто в один прекрасный день наши учредители предложили нам выждать пару недель, а когда мы пришли в офис, то увидели, что все оборудование было вывезено. Редакция по сути перестала существовать. Учредители оставили нам большие долги перед типографией и значительные обязательства перед рекламодателями.
Казалось, почва уходит у нас из-под ног. Однако что-то надо было делать. Поскольку у меня был небольшой опыт предпринимательской деятельности, пришло решение работать самостоятельно. Уверенности в том, что все получится, мне дала поддержка моего компаньона Башира Масхудовича ЮШАЕВА и людей, которые начали новое дело вместе с нами. Возвращаться на рынок под прежним названием новообразованной редакции было нельзя: официально прежняя газета еще не закрылась. И мы решили зарегистрировать новую торговую марку. Так родилась газета «АвтоОмск» и появился логотип с рулем посередине.
— Насколько тяжело было работать в первые посткризисные месяцы?
— Мы начали работать с того, что подготовили гарантийные письма, согласно которым мы брали на себя моральные и материальные обязательства перед типографией и рекламодателями вернуть долги закрывшейся газеты в течение определенного времени. Как ни странно, «АвтоОмску» поверили. Хотя тогда мы были совсем не такие, как сейчас. Газета состояла из 24 полос, печаталась на обычной серенькой бумаге. Печатный рынок стал постепенно оживать после кризиса. Мы это поняли, когда буквально через два месяца на свет появился наш конкурент. По иронии судьбы, это был один из наших прошлых клиентов. Конкурент стал действовать очень жестко: он демпинговал. Однако у нашей команды было одно неоспоримое преимущество — это опыт. Вообще же появление конкурента всегда вызывает такой здоровый азарт, поскольку соперник не дает остановиться в развитии. Ощущение полного спокойствия — вещь в бизнесе опасная.
— Когда вы поняли, что руководить газетой у вас получается?
— Это произошло почти сразу же после того, как мы начали работать самостоятельно. До этого я работала в областном комитете по охране природы в отделе экологического фонда. Затем, как и многие люди начала девяностых, я решила попробовать себя в бизнесе. Была даже мысль уехать из города. Занималась оптовой торговлей, но быстро поняла, что это не мое. Затем несколько лет работала в структуре сетевого маркетинга. Этот бизнес понравился мне возможностью мотивировать людей, зажечь их тем, чем горишь сама, заставить их думать о том, чего у них нет. И пытаться достичь этого. В сетевом маркетинге я научилась работе с людьми. Появились организаторские навыки. Потом был опыт работы в качестве рекламного агента и руководителя рекламной службы в автомобильной газете. Так я поняла, что издательский бизнес — это мое. Мне очень нравится этим заниматься.
— Как вы отпраздновали пятилетний юбилей журнала?
— Была масштабная акция. Журнал участвовал в недавно прошедшей выставке «Автотранссервис». Замечательным подарком к пятилетию стала золотая медаль выставки. Еще одно запоминающееся мероприятие — чемпионат города по картингу на приз газеты «АвтоОмск». Для мальчишек-победителей журнал выставил вполне «взрослые» призы. Мы получили огромное удовольствие от проведения этого мероприятия.
— Вы говорили, что «АвтоОмск» поднимали практически пять-шесть человек. Насколько теперь увеличился штат сотрудников газеты?
— Мне очень повезло. В моей команде есть замечательные специалисты. В свое время они проявили лояльность по отношению к газете вообще и ко мне в частности. Конкуренты приглашали их к себе и предлагали им делать ту же работу, что и в «АвтоОмске». Однако наши сотрудники остались верны фирме. Сейчас у нас в штате 25 человек. Раньше мы и помыслить не могли о том, что у нас появится своя бухгалтерия, свои верстальщики, собственный рекламный отдел и служба распространения. Были только грандиозные планы и примерное видение того, как их реализовать.
— За счет чего «АвтоОмску» удалось занять лидирующие позиции в своем сегменте рынка?
— Мы всегда помним о том, что мы во всем были пионерами. Все, что бы мы ни делали, мы делаем первыми. Первыми вышли на рынок. Первыми сделали цветную обложку. Первыми показали всему городу, как должна выглядеть качественная специализированная автомобильная газета. Даже конкуренты отмечают, что «АвтоОмск» — законодатель издательской моды. Это обязывает держать марку. Мы никогда не успокаиваемся на том, что имеем сегодня. Совершенству нет предела. Да и конкуренты в своем развитии не останавливаются. Журнал называется «АвтоОмск». Даже название говорит о том, что мы рассказываем омским автомобилистам о том, что важно именно для них.
Газета должна быть не только интересной, но и красивой. После того как мы увидели, как контрастируют между собой наши цветные полосы и простая серая бумага, было решено перейти на офсетную печать. Конечно, удовольствие не из дешевых, но мы считаем, что только так мы соответствуем собственной марке. Тем более что в текущем году «АвтоОмск» перерегистрировался в журнал. И уровню журнала наше издание соответствует.
— Вы упоминали о том, что конкурентов в вашем сегменте рынка появляется все больше. Трудно работать в условиях постоянного напряженного соперничества?
— Несомненно, в условиях конкуренции работать сложнее. Участники довольно жестко делят рынок между собой. Хуже, что конкуренция, которая имеет место быть на омском рынке, не всегда честная.
— В чем это проявляется?
— Самый простой пример — несоответствие заявленным тиражам. На мой взгляд, это неэтично по отношению к читателям. Похоже на элементарный обман собственной аудитории. Вторая беда — это демпинг. От этого нет панацеи. Держать или не держать нормальные среднерыночные цены — дело чести каждого предпринимателя. Тот, кто демпингует на рынке, часто даже не задумывается о последствиях того, что делает. По сути, такие предприниматели добровольно выдавливаю себя с рынка. Они не планируют свое будущее и живут сегодняшним днем.
Например, в Екатеринбурге ситуация проще. Там примерно столько же автогазет, что и здесь, однако у каждой из них — свой читатель. Тамошние предприниматели идут от читателя и дают ему то, что он желает получить. Естественно, по рекламодателям газеты тоже пересекаются, но искусственно опускать цену на рекламу ниже уровня рентабельности никому и в голову не придет. «АвтоОмск» знает и своего читателя, и своего партнера. У нас хорошо отработана обратная связь. Часть рекламодателей с нами все пять лет существования газеты! Они прекрасно понимают, что в соответствии с уровнем газеты растут и их расходы. Некоторые рекламодатели перешли к конкурентам. Но это специфика рыночных условий, и от них никуда не деться.
— Насколько рентабелен выпуск автомобильного журнала?
— Очень многое зависит от коллектива. Наша задача — не уступить завоеванные позиции. С условием этого требования верстается бюджет газеты на 2004 год. Мы верим, что у «АвтоОмска» большое будущее. Если бы журнал не был рентабельным, он вообще перестал бы выходить и никогда бы не стал таким красивым, как сейчас.
— От чего зависит рентабельность «АвтоОмска»?
— Рентабельность газеты зависит от потребностей рынка. Точнее, от того, как хорошо издатель знает эти потребности. Как бы то ни было, мы следим за развитием этого бизнеса по всей Сибири. Также важно осуществлять промоушн собственного издания. Мы, например, регулярно участвуем в выставках. Раскрутке газеты помогает сайт в Интернете. Он задумывался как сайт про автомобильный Омск, однако получилось интернет-приложение к самой газете. Статистика посещений гласит, что на сайте бывает много людей. Журнал читают, и читают с интересом.
— Расскажите о новых проектах, которые вы собираетесь реализовать в ближайшей перспективе.
— Планов очень много. Самое главное — так спланировать работу, чтобы каждую идею реализовать. Во-первых, к началу следующего года мы выпустим автомобильный справочник, который является ежегодным приложением к «АвтоОмску». На него очень большой спрос как среди потребителей, так и среди рекламодателей. Мы даже организуем на него подписку.
На сегодня Омск дорос до полноцветного автомобильного журнала. Конкуренты и просто читатели видят, что омские издатели пробуют выпускать полноцветные журналы. У нас тоже был такой опыт. Журнал назывался «Пик скорости», был посвящен автоспорту, но, к сожалению, выпустили мы всего несколько номеров.
— С чем связаны трудности издания полноцветного журнала, кроме высокой стоимости полиграфии?
— Необходимо опять же учитывать потребности аудитории, а не навязывать ей свое мнение. Причина закрытия проекта банальна: не хватало материалов. Эта тема очень узкая. Мы не нашли способа для того, чтобы вывести этот журнал на уровень рентабельности. Остро стоит проблема кадров. У меня как у предпринимателя есть возможность поддержать это начинание, но мы пока не нашли профессионалов, которые смогли бы держать наполнение этого журнала на хорошем уровне.
— Сара Каримовна, наш традиционный вопрос: остается ли у вас свободное время?
— Свободного времени практически нет. Рабочий день длится примерно 10-12 часов. Но мой компаньон приучил меня обязательно отдыхать в субботу и в воскресение. Что я и стараюсь делать. Свое свободное время я стараюсь проводить вместе с семьей. Знаете, я замечаю, что мне доставляет огромное удовольствие заниматься обыкновенными домашними делами.