В Омске, по состоянию на 1 января 2002 года, насчитывается 157 домов первых массовых серий, так называемых «хрущевок». Расчетный срок эксплуатации таких домов 30-35 лет. К 2003 году почти у 60% «хрущевок» срок жизни истек, и дальнейшая их эксплуатация становится опасной. В таких домах требуется усиление несущих и ограждающих конструкций. Некоторые дома вообще должны быть снесены. В результате проведенной специалистами СибАДИ исследовательской работы были выявлены основные причины, повлиявшие на техническое состояние этих жилых домов. Среди них и качество строительных работ, и проектно-конструкторские ошибки, и уровень грунтовых вод, и условия эксплуатации. Среди «хрущевок» есть дома, в которых, как показывает анализ, еще есть запас прочности. Такие дома могут быть подвержены модернизации. Речь идет о надстройке мансардных этажей, о всевозможных пристройках.
Анализ проведенных обследований положен в основу программы. Выполнение программы рассчитано осуществить в два этапа. Первый — в 2004-2005 годах. Он предполагает в том числе формирование необходимой нормативно-правовой базы, проведение обследования технического состояния жилищного фонда, разработку типовых решений реконструкции и модернизации. Второй этап — с 2006-го по 2010 год. «Практическим» называют его разработчики документа. В этот период предполагается перейти от единичной пилотной реконструкции жилых домов к плановому, массовому проведению ремонтно-восстановительных работ. Как следует из программы, к 2010 году планируется «оживить» не менее 30% имеющихся «хрущевок».
Как заметил один из разработчиков документа, основа всех таких программ — «систематическое финансирование». У рассматриваемой программы есть своя специфика — «при ее разработке мы не имели результатов подробного обследования домов, на которые рассчитана программа. Поэтому данный документ — концептуальный» — сказал в своем выступлении главный архитектор области Анатолий ЛУНИН. И как заметил начальник отдела государственного градостроительного кадастра ГУАГиСК Виктор ЖЕРНОВСКИЙ, ее «нельзя рассматривать как конкретный документ, по которому можно работать». В силу того, что программа разрабатывалась без проведения каких-либо предварительных экспериментов, «по своей сути она несколько противоречит областному закону о целевых программах, где сказано, что программы должны быть экономически обоснованными». Поскольку документ разрабатывался в очень ограниченные сроки, времени на экономические обоснования и средств у разработчиков не было. Но и без экономического обоснования ясно, что реализация программы потребует больших средств.
По расчетам специалистов института «Омскжелдорпроекта», ориентировочная сметная стоимость реконструкции одного пятиэтажного дома равна почти 20 млн рублей. Самая затратная часть — надстройка мансардного этажа (более 11 млн рублей), на втором месте — усиление конструкций (более 8 млн), на третьем — замена внутренних сетей холодного и горячего водоснабжения, системы канализации (около 3 млн).
В областном бюджете на 2004 год, как сказал начальник ГУ архитектуры, градостроительства и строительного комплекса области Юрий ЕРЕХИНСКИЙ, предполагается заложить на реализацию программы 5 млн рублей. Как заметил Виктор ЖЕРНОВСКИЙ по-хорошему неплохо было бы для начала получить 10 млн рублей, но «и на том спасибо».
Анатолий ЛУНИН уверен, что в программе должны участвовать средства бюджетов всех уровней. В 2004 году «выбить» деньги из федерации будет невозможно, а вот в 2005 году область может рассчитывать на средства федеральной казны. «Но основной упор надо делать на средства муниципального бюджета», а также не забывать про деньги собственников жилья. Однако, по мнению главного архитектора города Альберта КАРИМОВА, возлагать надежды на деньги жильцов нельзя. «Синдром коллективного эгоизма» помешает собрать деньги с жильцов. «Господин ЛИХАЧЕВ (бывший депутат горсовета — ред.) может стать главным препятствием», — сказал Альберт КАРИМОВ. Что касается участия коммерческих структур в реализации программы, то здесь Анатолий ЛУНИН настроен пессимистично. Пока частные инвесторы не видят выгоды вкладывания средств в реализацию данных программ. Тем не менее возможность привлечения коммерческих структуры «под программу» все-таки есть. Один из вариантов предложил старший научный сотрудник СибАДИ Сергей АПАТИН.
Одним из способов модернизации «хрущевок» является надстройка мансардных этажей. Как показывает анализ, дома первых массовых серий в основном расположены на окраинах города. Наибольшее их скопление в городке Нефтяников, в Чкаловском поселке. Продать мансардные квартиры в этих районах города будет достаточно сложно, а, значит, и получить с этого какую-либо прибыль практически невозможно. Но, если не продавать мансарды, а переселять в них жильцов с первых этажей, то в это случае можно говорить о коммерческой выгоде и получении дополнительных средств для реализации программы. Как правило, сфера социального обслуживания на окраинах развита слаба. Переселение жильцов в мансардные квартиры, позволяет освободить первые этажи и реализовывать их как коммерческую недвижимость под размещение магазинов и других объектов сферы обслуживания.
В целом члены коллегии одобрили программу. «Надо двигаться вперед. С каждым годом проблема усложняется и удорожается», — сказал Альберт КАРИМОВ.
