Об архитектуре, как и о любой творческой профессии, говорить трудно. Однако с плодами труда архитекторов мы сталкиваемся ежедневно. Кому-то нравится, как выглядит наш город, а кому-то нет. Геннадий ЧИРКИН, который долгое время отработал главным архитектором проектного института „Омскгражданпроект“, принимал самое активное участие в формировании облика Омска. Он и сегодня по-прежнему в хорошей творческой форме и возглавляет персональную архитектурную мастерскую. О том, какие проблемы решают сегодня омские архитекторы, Геннадия Евгеньевича расспросил корреспондент „КВ“ Николай ГОРНОВ.
— Геннадий Евгеньевич, можно ли сказать, что в Омске уже сложилась своя архитектурная традиции?
— Мне кажется, что традиция действительно сложилась. Омичи постоянно участвуют в различных архитектурных конкурсах, как всероссийских, так и зональных, и постоянно получают премии за свои работы. И раньше так было. И сегодня премий омичи получают, кстати, не меньше. Я недавно на зональном конкурсе в Новосибирске представлял Омск, так буквально не сходил со сцены, получая премии.
— А новосибирская архитектурная школа отличается от омской школы?
— В Новосибирске школа так и не сложилась, несмотря на все условия.
— Почему?
— Мы сами долго не могли понять, почему так произошло. И архитекторы там прекрасные есть, и учебная база имеется, а вот традиция не сложилась. Видимо, им не хватает истории. Новосибирск — слишком молодой город. Вся его история укладывается в XX век. Там нет такой, как в Омске... уникальности, что ли.
— Тем не менее, глядя вокруг, понимаешь, что проблем у архитекторов много...
— Проблем действительно много, но они возникли не сегодня. Это вечные проблемы. Посмотрите на любое здание, построенное в Омске лет тридцать или сорок назад. Для своего времени они были современны, а сегодня смотрятся архаично. А все потому, что применялись материалы, которые не удовлетворяют сегодняшним требованиям к качеству.
— Архитектуру определяют материалы и технологии?
— Конечно. К сожалению, сегодня в Омске на многие новые технологии просто нет заказчиков, вот они и не могут пробить себе дорогу. Ну и строительная база в Омске недостаточно развита, на мой взгляд.
— А какие это технологии?
— Например, те же облегченные материалы, те же каркасы из металла или монолитного железобетона, самонесущие наружные стены, которые обклеивают затем специальным изолирующим материалом, защищающим от вредного воздействия окружающей среды. Но у омских заказчиков на все это не хватает денег. В принципе все строители сегодня бьются над одной проблемой — как сделать проект максимально дешевым. И их можно понять.
— Вы тоже, как и многие сегодня, работаете для Тюменского Севера?
— В общем да. Большая часть заказов идет из Ханты-Мансийского округа. Там сегодня строительный бум. Строят жилье, административные здания, спортивные и зрелищные объекты, торговые центры, благоустраивают городскую территорию. Сейчас мы делаем проект для поселка Пойковский, который находится неподалеку о Нефтеюганска. Сделали несколько проектов для Ханты-Мансийска. В частности, проект парка культуры и отдыха. Из Нефтеюганска было несколько заказов на реконструкцию зданий.
— Сложно получить заказы?
— В принципе там все делается на конкурсной основе. Победил на конкурсе — получаешь заказ. Но, как и в любом деле, есть свои подводные течения. Зачастую бывает, что подрядчики стараются протолкнуть своих архитекторов.
— А в Омске у вашей мастерской заказов совсем нет?
— Есть, но очень мало. Вот как раз сегодня мы работаем над проектом торгового комплекса на улице Дианова на Левобережье.
— А вообще архитектура — это выгодный бизнес?
— Если есть заказы и при этом все получается, то бизнес очень выгодный. А если ничего не получается, если твои работы не согласовывают, то скоро разоришься. Как и любая творческая работа, архитектура очень зависит от субъективной оценки. Живопись — это выгодный бизнес? Если твои картины нравятся людям и их покупают, то выгодный. А если не покупают, то, значит, ты в дыре. Вот и у архитекторов то же самое.
— Объективно оценить работу архитектора невозможно?
— Очень тяжело. Например, методом экспертной оценки. Для этого и проводятся различные архитектурные выставки. Собираются в жюри уважаемые и заслуженные архитекторы и дают свое заключение о качестве проекта.
— Чем гордитесь из того, что сделано?
— Если говорить о моих собственных работах, то это прежде всего проект «Зеленого острова», проект благоустройства улицы Ленина и «Дорога к храму» по улице Тарской. И хотя мы тогда не нашли общего языка с главным архитектором города, проекты благоустройства улиц Ленина и Тарской прозвучали довольно хорошо на общероссийском уровне. Они даже были выдвинуты на государственную премию по архитектуре. Правда, на последнем этапе я не выдержал конкуренции с работой архитекторов из Санкт-Петербурга.
— Объективно она была лучше или хуже вашей?
— Трудно сказать, поскольку к своей работе невозможно относиться объективно. Но я думаю, что лучше. В Санкт-Петербурге, сами понимаете, и масштаб другой.
— Омским архитекторам тяжело соревноваться со столичными...
— Конечно тяжело, что говорить. Тем не менее, мы стараемся, упорно работаем.
— Союз архитекторов России как-то может сегодня влиять на градостроительную политику?
— Союз архитекторов может рассмотреть проект, и если он заслуживает внимания, то проект рекомендуется для рассмотрения на градостроительном совете.
— Но его может отклонить главный архитектор города...
— Может. Но это будет не так легко сделать. Союз архитекторов — достаточно влиятельная общественная организация.
— Сколько вообще в Омске работает архитекторов?
— В Омскгражданпроекте работает 50 человек, а всего в городе приблизительно 200 архитекторов. Много это или мало? Это как посмотреть. Года три назад мы считали, что такого количества недостаточно. А сейчас смотришь — строят меньше, конкуренция, соответственно, выше. Вроде бы хватает и тех архитекторов, что уже работают. В общем, рынок сам отрегулирует количество.
— Но в Омске работают не только омские архитекторы. Видимо, все же не хватает собственных сил?
— Хватает, если честно. Просто когда дело доходит до масштабных проектов, тогда совместная работа с иногородними архитекторами идет только на пользу городу. Например, на Всероссийском конкурсе на реконструкцию исторического центра Омска первую премию получила группа архитекторов из Санкт-Петербурга под руководством очень известного архитектора Сергея СОКОЛОВА, а мы получили вторую премию. И мы объединились для совместной работы над этим проектом. Мы ездили к ним, они ездили к нам. Сотрудничество, как мне кажется, было очень плодотворным, поэтому и проект получился интересным.
— Сегодня множество вопросов возникает по жилью. Что, на ваш взгляд, нужно строить?
— Жилье — это очень больной вопрос. Самое главное, что в строительстве жилья, на мой взгляд, не должно быть однотипности. Ведь и раньше были неплохие серии жилых домов, но их погубила именно серийность. Серия — это однозначно плохо. Жилые дома обязательно должны быть индивидуальны, но при этом саму застройку нужно вести по системе.
— А положительные примеры такой застройки есть?
— Сегодня их не очень много, к сожалению. Например, есть жилой дом на набережной Тухачевского, который сейчас строится. Или дома на улице 10 лет Октября в районе бывшего магазина «Подписные издания». Там строится несколько жилых домов по индивидуальному проекту. Все они с металлическими каркасами.
— Омские подрядчики, которые сегодня строят жилье, кому заказывают проекты?
— Тому, кто их устраивает. Для треста № 5, например, часть проектов делает Омскгражданпроект, а часть проектов трест заказывает в различных мастерских.
— Системы нет, как я понимаю. Появились деньги — построили...
— А это и есть система. Нам бы конечно хотелось, чтобы подрядчики строили то, что соответствует нашим представлениям. И строили там, где скажет архитектор. Но в жизни так не получается. Приходит заказчик и говорит: я хочу строить здесь, но проект меня не устраивает. Я, мол, закажу другой проект. И, как правило, ему дают требуемый участок. А он уже делает проект под свои возможности, то есть под ту базу, которая у него имеется.
— Мне, как простому потребителю, кажется, что строят не так...
— Мы, как архитекторы, тоже понимаем, что строят не так. И темпы, и качество строительства оставляют желать лучшего. Кстати говоря, в других городах изменения в лучшую сторону происходят. В том же самом Новосибирске, к примеру. А Омску, к сожалению, пока похвастаться нечем.
— Но Союз архитекторов может высказать свою точку зрения на эту проблему?
— Может. И он высказывает.
— Если вернуться к вашей сегодняшней работе, на чем специализируется архитектурная мастерская «ГРАДЪ»?
— У нас достаточно широкий спектр работы. Первое направление — это спортивные сооружения. Мы, в частности, сделали проект крытого катка «Юность» на пересечении улиц Богдана Хмельницкого и Лизы Чайкиной. Второе направление — общественные здания. Третье — благоустройство городских территорий. Четвертое — проектирование и строительство православных объектов. В свое время мне приходилось работать над генпланом застройки Ачаирского монастыря. По моему проекту построена часовня во имя Георгия Победоносца, Александра Невского и Дмитрия Донского в Парке культуры и отдыха. А сейчас мастерская заканчивает проект православного храма в городе Калачинске...
— Что вам лично ближе всего?
— Православные храмы. Очень интересная тема для архитектора.
— Но разве в православной архитектуре есть свобода для творчества?
— Если есть желание сделать что-то современное, и есть силы, то да — простора хватает. Это лишь на первый взгляд современность и православная архитектура вещи несовместные. Не спорю, она несколько консервативна. Но я все равно никогда не копирую. Мне просто неинтересно делать то, что уже было.
— В вашей мастерской работают ваши дети. Легко ли работать вместе?
— По-разному бывает. Зачастую бывает тяжело. У них своя точка зрения, а у меня — своя. Часто спорим. Приходится даже применять административный ресурс, напоминать кто руководитель. Вот сделаю, говорю, руководителем следующего проекта, тогда я буду вам подчиняться.
— Наверное, у всех молодых архитекторов сегодня есть стремление сделать что-то более яркое?
— Конечно. Это вообще свойственно молодости. Правда, не у многих получается. Ведь нужно сделать так, чтобы твой проект приняли, а это уже гораздо сложнее.
— И последний вопрос. Как предпочитаете отдыхать от работы?
— Если выдается свободная минутка, рисую акварели. Зимой на лыжах люблю пройтись. Правда, времени свободного не очень много.
Геннадий Евгеньевич родился 15 августа 1940 года в Чите. Там же окончил среднюю школу. Окончил архитектурный факультет Новосибирского строительного института. В 1964 году по распределению приехал в Омск, где стал работать архитектором в Омскгражданпроекте. Через некоторое время был назначен ведущим архитектором, затем главным архитектором проектов, а потом главным архитектором Омскгражданпроекта.
В 1972 году уволился из института, чтобы поступить в аспирантуру Московского архитектурного института. В 1975 году защитил кандидатскую диссертацию по теме «Общественные и административные здания для условий Сибири». Вернулся в Омск и три года преподавал на кафедре архитектуры СибАДИ. В 1978 году вернулся в Омскгражданпроект, где вновь занял должность заместителя директора института — главного архитектора Омскгражданпроекта. На этой должности отработал 23 года. В 2001 году создал собственную архитектурную мастерскую — ООО «АМ „ГРАДЪ“.
Член Союза архитекторов России с 1967 года.
Кандидат архитектуры.
Трижды был председателем правления Омской организации Союза архитекторов.
Женат. Сын и дочь тоже архитекторы. Окончили Новосибирский инженерно-строительный институт. Работают в архитектурной мастерской „ГРАДЪ“.