Учитывать имущество ни к чему
Проверки департамента недвижимости (ДН) КСП проводились неоднократно. И каждая из них проведенных проверок указывала на факты несоблюдения законодательства РФ и нарушения нормативных актов органов местного самоуправления, которые приводят к неэффективному использованию муниципального имущества. Последняя экспертиза деятельности ДН вновь выявила массу нарушений.
При проверке соблюдения порядка учета муниципальной недвижимости КСП выяснила, что реестр ведется только в электронном виде. Это, как следует из аналитической записки КСП, дает возможность скрыть количественные и качественные показатели объектов муниципальной собственности на определенную дату. Кроме того, в данном реестре учет жилищного фонда ведется по строениям, а не поквартирно. В результате этого достаточно сложно определить, сколько квартир находится в собственности муниципалитета, сколько отчуждено, передано в аренду. Более того, приведенные показатели реестра не являются достоверными, поскольку в нем не учитываются все изменения, связанные с реконструкцией или модернизацией объектов.
Исходя из представленного департаментом недвижимости отчета о выполнении мероприятий по акту проведенной проверки можно сказать, что все изменения в реестр вносятся своевременно.
Все средства хороши
«КВ» уже писали о том, что департамент недвижимости, который является структурным подразделением горадминистрации, ведет хозяйственную деятельность, необоснованно планирует и, соответственно, утверждает доходы и расходы за счет платных услуг. При этом, как следует из Положения о департаменте недвижимости, его деятельность финансируется из бюджета и не является предпринимательской.
В ходе проверки установлено, что объем средств, вложенных в банковские векселя по состоянию на 1 января 2003 года, составлял 14 577,6 тысячи рублей. С начала года ДН от данных векселей получил доход в размере 1 777,9 тысячи рублей. Указанные бумаги не учтены в составе муниципальной собственности. Доходы от использования отражены в ДН как доходы от предпринимательской деятельности.
Без-воз-мезд-но — то есть даром
Как следует из результатов проверки, департамент недвижимости не выполняет одно из основных требований, предъявляемых к этой структуре, — вести контроль за соблюдением арендаторами условий договоров аренды. В результате чего арендаторы фактически используют больше земельных участков, чем указано в договорах аренды. При этом самовольно занятые участки не оплачиваются. В ходе выборочной проверки только четырех договоров аренды земельных участков (из 3072 действующих договоров) установлено, что в городскую казну за 2002 год и первый квартал 2003 года недопоступило более 122 тысяч рублей.
Также сегодня, как следует из аналитической записки, отсутствуют нормативные документы по предоставлению в пользование земельных участков, на которых расположены переданные в аренду нежилые объекты недвижимости. В результате эти земельные участки используются безвозмездно. По предварительным подсчетам, если бы такие договоры были заключены, за 2002 год и первый квартал 2003 года бюджет города мог бы получить доход в размере почти 23 млн рублей.
Анализ дебиторской задолженности также подтвердил факт неиспользования департаментом недвижимости своих прав, которые дает ему ГК РФ. За 2002 год дебиторка ДН увеличилась на 60%: и составляла на 1 января 2003 года почти 32 тысячи рублей. 77% от этой суммы — долги по арендной плате.
«Город» плюс «Недвижимость» — минус городской недвижимости
В 2002 году и за первое полугодие 2003 года в хозяйственное ведение МУПов «Город» и «Недвижимость» было передано 103 объекта муниципальной собственности общей площадью более 45 тысяч квадратных метров на общую сумму 98 549,5 тысячи рублей (оценочной стоимости). Из них за это время 49 объектов было продано, еще три объекта готовятся на продажу.
В аналитической записке КСП говорится, что реализация МУПами объектов недвижимости происходила практически одновременно с принятием их в хозяйственное ведение. Это позволяет аудиторам утверждать, что передаваемые ДН в хозяйственное ведение МУПам объекты изначально предназначались не для дальнейшего использования в деятельности «Города» и «Недвижимости», а для последующей реализации конкретным покупателям. Иными словами, происходит отчуждение муниципальной недвижимости вне рамок приватизации — без проведения аукциона, конкурса (см. в таблице список высоколиквидных объектов, проданных МУПами). Реализация имущества осуществлялась по балансовой стоимости, что делало проводимые сделки убыточными (убытки составили почти 2,5 млн рублей)
Расчеты показали, что потери городского бюджета за 2002 год и первое полугодие 2003 года от реализации имущества МУПами составили более 20 млн рублей.
Кроме вышеназванных нарушений, обнаруженных в деятельности «Города» и «Недвижимости», КСП обнаружила ряд других.