Рынок и качество

Дата публикации: 22 декабря 2003

Рынки бывают разные

Согласно западным учебникам, есть несколько видов рынка, и на каждом компания-производитель предлагает свою модель регулирования качества.

Рынок первого вида: монополия, один крупный производитель. Монополист либо невероятно завышает планку качества, за счет чего, собственно, и держит монополию на рынке, и тогда можно только позавидовать потребителю, вынужденному, правда, за это качество платить. В другом случае монополист держит свой форпост за счет подводной войны, отсекая на полпути малейшие попытки приблизиться к своей нерушимой крепости. В таком случае речь редко идет о достаточном качестве продукции, потребитель вынужден довольствоваться малым. Такая ситуация на рынке обычно сохраняется до вмешательства крупной внешней по отношению к сложившейся системе (например, городу) компании, в одночасье способной перевернуть ситуацию и завоевать рынок — опять же, за счет чего? — более высокого качества. Есть еще естественные монополии, но они, кажется, вообще не знают слова «качество» — кто у нас доволен работой почты, жилищно-коммунального хозяйства, городского и железнодорожного транспорта.

Рынок второго вида: собственно свободный рынок, где любая компания свободно вступает в деловые отношения с потребителем. Здесь система проста, как на городском оптовом рынке: есть товар лучше, но дороже; есть дешевле — и менее качественный. Эти уроки российские граждане усвоили быстро, и каждый для себя установил оптимальный уровень цены и качества.

Наконец, рынок третьего вида, о котором хочется поговорить подробнее, — олигополия. То есть наличие на рынке нескольких ведущих производителей. Максимум, в принципе, определен для каждой отрасли и географической площади отдельно, но здравая логика всегда отделит ситуацию олигополии от свободного рынка. В нашем случае это три местных производителя.

Олигополия — это тот вид рынка, на котором производители могут договориться об общем уровне цен, о разделе рынка, даже о способах привлечения покупателей, точнее, о максимальном объеме их применения. Но, несмотря на достижение внешних согласий (кстати, не поощряемых антимонопольным законодательством), между компаниями идет нормальная жесткая конкурентная борьба. И самой выигрышной для потребителя ситуацией является та, в которой эта борьба ведется за счет совершенствования качества.

Теперь вернемся к тому, с чего начали. Розыгрыши призов, подмигивающие голограммы, обилие серебра и золота (как снаружи, так и внутри бутылки!) — покупатели, конечно, оценят, но только один раз. Если покупка не пришлась по вкусу — она так и останется одноразовой, и товар компании будет в лучшем случае внутрифирменной валютой, источником бартерных сделок и утешительной «батареей» для сурового Севера.

Производители стали понимать, что ничем, кроме качества, покупателя не удержать. Поэтому необходимо: а) совершенствовать технологии, б) проводить контроль на каждой стадии производства и в) прислушиваться к мнению потребителей и экспертов, ведь любые гипотетические результаты необходимо подтверждать практически.

Три открытия, которые ждали меня на ЛВЗ «Оша»

Любому совершеннолетнему омичу знакомо имя компании «Оша», и, встречая знакомые названия на полках магазинов чужих городов, каждый наверняка испытывает некоторую гордость. В Омске же это имя скорее воспринимается как нечто совершенно естественное, привычное и ассоциативно связанное с крепостью, традиционностью и некоторым консерватизмом.

Так я, человек, по большому счету, непьющий, считала до некоторых пор, пока подробнее не познакомилась с особенностями производства в компании «Оша», которые меня удивили и порадовали.

Первый факт, неизвестный мне ранее, — «Оша» использует только зерновое сырье. Ни картофеля, ни свеклы, только зерно. Кто читал роскошные исследования Вильяма Похлёбкина или интересовался собранием сочинений Фридриха Энгельса («Картофельные водки Германии»), тот наверняка знает хотя бы о теоретическом отличии дурного овощного спирта от чистого зернового.

Второй факт, также не лежащий на поверхности: для своего продукта «Оша» использует собственное зерно. Не все, как и я раньше, знают, что компания «Оша» объединяет множество разноотраслевых предприятий, в том числе сельскохозяйственное «Нива», с более чем 10 га угодий в Русско-Полянском районе. Это самая южная широта Омской области, граничащая с Казахстаном. Контроль за производственным циклом начинается уже здесь: лучшие сорта зерновых вырастают под пристальным наблюдением опытных агрономов.

Факт третий, на который раньше я просто не обращала внимания. Компания «Оша» уже больше года рассказывает о своем новом уникальном оборудовании — установке обратного осмоса, позволяющей контролировать минерально-солевой состав воды. Это наверняка о многом говорит технологам, однако пока детально не разберешься, не поймешь, насколько важно иметь в производстве такую установку.

Дело в том, что, согласно тому же горячо любимому моей семьей Похлебкину, для вкуса конечного продукта не менее важной определяющей является вода и тот самый ее минерально-солевой состав. Лишь мягкая, экологически чистая родниковая вода, которой славились только русские источники, живая, в отличие от чистой, но выхолощенной дистиллированной, может передать напитку свой вкус, облагородив его и порадовав знатоков.
Вот почему так важно очистить воду без дистилляции с помощью молекулярных фильтров, отрегулировать ее солевой состав в соответствии с рецептурой конкретного напитка. На это способна та самая установка обратного осмоса, которая есть на ЛВЗ «Оша» и больше нет нигде в Омске...

Анна ВЕДЕРНИКОВА 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2003/12/50/rinok__i_kachestvo