С 12 августа 2003 года Виктор СЕВРЮКОВ стал президентом Аудиторского союза сельскохозяйственных кооперативов Омской области «Сибиряк».
— Виктор Васильевич, в последнее время объединяются все кому не лень. Как вы считаете, чем вызвана эта мода на всевозможные союзы и ассоциации?
— Не знаю, как у других. В нашем случае появление аудиторского союза — насущная необходимость. Дело в том, что еще в 1995 году был принят Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации», согласно которому сельскохозяйственные производственные кооперативы (СПК) обязаны вступить в один из аудиторских союзов...
— Однако союз появился только сейчас...
— Да, и на это есть свои причины. Наши сельские труженики за повседневными заботами просто не замечают вновь вышедшие законы. Им просто некогда читать и анализировать нормативные акты. Поэтому многие СПК до недавних пор даже и не знали об этих своих обязанностях. Кроме того, членство в союзе связано с определенными расходами. Аудиторский союз — организация некоммерческая, но здесь работают живые люди, которым надо на что-то жить. Есть определенные затраты и на оргтехнику, транспорт, аренду помещений. Естественно, все это делается за счет СПК, входящих в союз. И у кооператоров появляются дополнительные расходы, которых они раньше не несли.
— Большие?
— Я бы не сказал, что особо большие. Вступительные взносы в аудиторский союз «Сибиряк» составляют 3 000 рублей. Плюс членские взносы — 2 000 рублей в месяц. И отдельно оплачиваются услуги аудиторов. Но проблема в том, что среди учредителей союза не самые богатые кооперативы. В среднем их оборот составляет от 20 до 40 млн рублей в год. И найти средства на аудиторские услуги им порой бывает непросто.
— Но деваться им, как я понимаю, некуда.
— Действительно, СПК, не состоящие ни в одном из аудиторских союзов, нарушают статью 31 закона о сельхозкооперации и подлежат ликвидации по решению суда. Областная прокуратура в течение последних лет уже делала ряду сельхозпредприятий представления о нарушении законодательства. Но до недавнего времени у них была отговорка, что вступать им попросту некуда, поскольку аудиторских союзов на территории области нет. Теперь в Омской области работает сразу два таких союза — наш и созданный при поддержке Главного управления сельского хозяйства аудиторский союз «Прииртышье». И аргументов у противников объединения не осталось.
— И многие из них уже ликвидированы?
— Пока таких случаев не было, но, я думаю, прокуратура будет следить за этим процессом. И мы со своей стороны через какое-то время будем сами обращаться в районные прокуратуры, сообщая о несоблюдении конкретными СПК требований закона.
— Выходит, кооперативы поплатятся только за то, что у них нет денег, чтобы вступить в союз?
— Нет, конечно. Речь идет прежде всего о тех, кто сознательно не желает проводить у себя на предприятии аудит. По закону все СПК должны доносить результаты проверки до всех участников кооператива. И наблюдательный совет вправе потребовать устранения нарушений, если таковые будут обнаружены. В этом-то и состоит задача закона: защитить права рядовых членов СПК. Практика показывает, что эти права зачастую ущемляются. И руководство кооперативов, разумеется, не заинтересовано в том, чтобы нарушения были вскрыты. Поэтому и противодействует вступлению в союз всеми силами. В том-то и дело, что проблема здесь не в деньгах, не в бедных и богатых. К сожалению, в нашем союзе есть СПК, которые состоят в нем только формально. То есть вступить-то они вступили, заплатили членские взносы, но документы для аудиторских проверок предоставлять не собираются.
— Кстати, о тех, кто вступает в аудиторский союз лишь формально. К ним можно будет применить какие-то санкции?
— Нет, поскольку они де-юре будут являться членами аудиторского союза, никаких претензий прокуратура к ним предъявить не сможет. Однако на очередном собрании координационного совета мы будем рассматривать вопрос об их исключении из союза.
— А какие-нибудь реальные преимущества членство в союзе дает?
— Само собой. Во-первых, стоимость человеко-дня проверки в союзе вдвое ниже, чем подобные услуги коммерческих аудиторов. Причем в стоимость договора по оказанию аудиторских услуг уже входит сумма взносов. Во-вторых, те, кто регулярно платит членские взносы, могут рассчитывать на бесплатные консультации, методическую и юридическую помощь. Кроме того, мы защищаем интересы своих членов в конфликтах с властными структурами и контролирующими органами. Вплоть до суда.
— Какими-то конкретными случаями похвастаться можете?
— Ну вот из недавнего: 8 октября текущего года губернатор подписал указ «О дополнительных мерах по обеспечению продовольственного снабжения населения Омской области в 2003-2004 годах». Согласно этому указу, УМНС по Омской области рекомендовано арестовывать зерно и продукты его переработки у сельхозпроизводителей, имеющих задолженность по обязательным платежам в бюджет. Исполнительная власть в принципе не имеет права давать фискальным органам подобные распоряжения. Налоговики действуют на основании внутриведомственных документов и профильных законов. А указ спровоцировал их на дополнительные действия, не регламентированные соответствующими документами.
— В каком смысле?
— Согласно налоговому кодексу (НК), налоговые органы вправе взыскать недоимку в принудительном порядке. Но при этом должна соблюдаться последовательность действий, установленная рядом статей НК, а также «Порядком взысканий...», утвержденным приказом МНС РФ от 02.04.2003 года. Так вот, вначале налоговые органы должны направить должнику требование об уплате налога. И до тех пор, пока срок требования не истечет, налоговики не вправе предпринимать какие-либо действия по взысканию задолженности. Далее, взыскание осуществляется службой судебных приставов, которая руководствуется федеральным законом от 21.07.97 «Об исполнительном производстве», а также совместным приказом МНС России и Минюста РФ №215 от 25.07.2002 года. И здесь, как показывает практика, нормы законодательства не всегда соблюдаются. В соответствии с п.4 ст. 47 НК РФ, взыскание задолженности производится в строгой последовательности: вначале изымаются наличные денежные средства, затем имущество, не участвующее непосредственно в производстве продукции, и только потом уже — готовая продукция, сырье и материалы. В этом плане указ губернатора явно противоречит налоговому кодексу.
— И что же вы делаете для защиты своих членов?
— Недавно к нам обратился СПК «Некрасовский». Они получили требование о погашении задолженности в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды в размере 15 203 360 рублей. И мы будем следить, чтобы взыскание производилось в строгом соответствии с нормами закона, и в случае необходимости представлять интересы Некрасовского СПК в суде.
— Много ли кооперативов уже вступило в ваш союз?
— На сегодняшний день аудиторский союз «Сибиряк» насчитывает более 15 СПК из Большереченского, Одесского, Полтавского и Кормиловского районов.
— Негусто...
— К сожалению, не все СПК еще понимают необходимость вступления в союз. Они считают, что это очередное выкачивание из них денег, что членство в союзе не может принести им никакой пользы. Поэтому и с просьбами о помощи обращаются очень мало. Тут еще какая проблема? Люди живут по старинке, боятся идти на конфликт с контролирующими органами, боятся защищать свои интересы в суде. У нас ведь как? Был бы человек, а нарушение найдется. Вот многие СПК и боятся вызвать гнев налоговых инспекторов, опасаясь, как бы хуже не вышло. Мы всегда заявляем: свои интересы надо не бояться защищать. Если есть аргументы в пользу того, что требования налоговых или других подобных структур незаконны, надо смело отстаивать свою правоту в суде, вплоть до высшего арбитражного. И в этом мы всегда готовы оказывать помощь.
— А на какие-то свои интересы время остается?
— В связи с созданием аудиторского союза нагрузка очень сильно возросла — очень много времени уходит на то, чтобы познакомиться с СПК, вникнуть в их проблемы, попытаться понять, чем конкретно мы можем им помочь. А так как кооперативы разбросаны по территории области, моя работа связана с постоянными разъездами, что требует большого напряжения физических и моральных сил. Для того чтобы держать себя в форме, я регулярно занимаюсь спортом. Еще до создания союза, лет десять назад. активно занимался восточными единоборствами. Сегодня трижды в неделю посещаю бассейн, по выходным совершаю лыжные пробежки. Очень уважительно отношусь к отдыху на природе.
Виктор Васильевич родился 1 августа 1954 года в Омске. В 1971 году, после окончания школы, устроился слесарем-сборщиком на завод им. Карла Маркса.
С 1972-го по 1974-й служил в войсках связи. После армии вернулся на завод и одновременно поступил во Всесоюзный заочный финансово-экономический институт на факультет «Финансы и кредит», который окончил в 1982 году по специальности «Финансы промышленности».
С 1982-го по 1989 год работал в отделе труда и заработной платы — вначале экономистом, а затем начальником бюро по развитию подсобного хозяйства завода. В 1989 году перешел в отдел внешней кооперации.
С 1993-го по 1996-й возглавлял центр личного страхования страховой компании «Птицепромсервис». Затем с партнерами по бизнесу учредил аудиторскую фирму «Концепт» и стал ее директором.
В 1999 году заочно окончил Московский международный институт информатики, финансов и права, получив специальность юриста.
Женат, воспитывает сына.
Игорь ВОРОНЦОВ