Сергей КОНЬШИН: "Мы можем инвестировать в реконструкцию антенн до 150 миллионов рублей"

Дата публикации: 19 января 2004

Накануне новогодних праздников состоялось заседание постоянной комиссии городского Совета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства. Члены комиссии рассмотрели вопрос об удручающем состоянии систем коллективного приема телевещания (СКПТ) в городе Омске. В большинстве своем СКПТ устарели морально и технически. У генерального директора ЗАО ПО «Аверс-Сервис» Сергея КОНЬШИНА собственный взгляд на решение проблемы. О том, как за короткое время изменить ситуацию к лучшему, а к 2008 году оснастить весь город современными системами приема телевизионного вещания, он рассказал корреспонденту «КВ» Артему ГАЛИНУ.

— Сергей Архипович, ваше предприятие почти 11 лет обслуживает СКПТ. Что вы, как специалист, можете сказать по поводу их сегодняшнего состояния?

— Ничего хорошего сказать не могу. Если оставить все как есть, то уже через два года потребитель вообще потеряет интерес к такому устройству, как телевизионная антенна. Она попросту не сможет удовлетворить его требований. На государственном уровне уже принято решение о переводе с 2005 года телевизионного вещания по всей России на цифровой стандарт. Для приема цифрового сигнала понадобится другое приемное оборудование. То, которое стоит сегодня на крышах домов, не позволяет принимать даже аналоговый сигнал дециметрового диапазона. Профессионалы это знают, а городские власти почему-то отмахиваются от этих проблем. К тому же состояние многих СКПТ вообще ниже всякой критики. Вот только последний пример. В ноябре к нам обратилось руководство Центрального округа с просьбой взять 227 домов на территории бывшего Куйбышевского района на обслуживание. Мы провели обследование. Результат такой: оборудование 226 домов требовало самого серьезнейшего ремонта. А в 84 домах из этих 226 домов практически ничего смотреть не могли вообще.

— А кто сегодня собственник СКПТ?

— Ситуация, вообще говоря, странная. Приемные телесистемы — это муниципальное имущество, однако с 1994 года в городском бюджете почему-то не закладывается ни одной копейки на их содержание, модернизацию и ремонт. Хотя свою долю от абонентской платы городской бюджет получает, тем не менее ремонтом, реконструкцией, в том числе и аварийно-восстановительными работами, занимаются сами обслуживающие организации. В то же время как арендаторы мы абсолютно бесправны. Мы вкладываем немалые средства в восстановление и реконструкцию антенного хозяйства, а трехсторонний договор, который мы заключаем с департаментом недвижимости и МУП ЖХ, во-первых, краткосрочный, а во-вторых, его могут расторгнуть по любой причине. Что с нами уже происходило неоднократно, кстати. «Аверс-Сервис» вкладывал немалые деньги, восстанавливая пришедшее в негодность и разворованное оборудование, а потом нам просто говорили «до свидания».

— Видимо, это надолго отбивало желание работать...

— Во всяком случае, такая неопределенность сдерживает развитие самих систем приема телевещания. Для городской власти приемных телесистем как бы нет вообще. Современная СКПТ — это сложное инженерно-техническое сооружение. Согласно Федеральному закону «О связи», СКПТ является средством связи, имеющим стратегическое государственное значение. А в Омске она почему-то считается лишь частью кровли муниципальных домов. Вся эта неразбериха привела к тому, что многие компании, работающие на этом рынке, вообще отстранились от проведения каких-либо регламентных работ. Они просто плывут по течению. Я знаю примеры, когда директор антенной службы складывает в рюкзак антенну и сам едет в троллейбусе, чтобы заменить украденное оборудование.

— А сколько вообще предприятий работает сегодня на омском рынке обслуживания СКПТ и какую долю рынка занимает ваша компания?

— Лицензию Минсвязи на оказание этого вида услуг в Омске имеют 8 предприятий. Сколько работает без лицензий — сказать затрудняюсь. Мы же обслуживаем сегодня порядка 25% городской территории.

— Конкуренция вообще высокая?

— В принципе, да. Но есть разные виды конкуренции. Некоторые бегают по кабинетам чиновников, льют грязь друг на друга, разводят тяжбы. Мы работаем иначе. Наша компания на чужую территорию не лезет. Мы просто стараемся работать качественно и считаем, что это и есть наше конкурентное преимущество. На нашей территории всегда порядок. У нас налажен учет, какого нет ни в одной омской фирме. Наши абонентская и диспетчерская службы работают как часы. Мы даже оборудование ставим только собственного производства.

— Уже все производите сами?

— Все, кроме кабеля. Но мало того что мы производим порядка 115 наименований, так наши инженеры еще и изобрели это оборудование. Именно поэтому СКПТ, которые мы сегодня монтируем, имеют низкую себестоимость при самом высоком качестве. Например, распределительные устройства нашего производства за пять лет эксплуатации отклоняются от первоначальных параметров не более чем на 0,5%. Для сравнения, ГОСТом допускается отклонение параметров распределительных устройств до 7% за год эксплуатации. Наша антенна «Эфир» — это уникальная конструкция. Мы даже патент на нее получили как на изобретение. На одной стреле совмещены две антенны — и вертикальной, и горизонтальной поляризации. За счет этого не только выиграли в качестве, но и уменьшили металлоемкость. К тому же она стальная и не привлекает внимание сборщиков цветного металла. Вот это все и есть источник, благодаря которому «Аверс-Сервис» смог выжить и успешно работать на рынке. Сегодня мы поставляем свое оборудование и в другие регионы. В Новосибирске покупают, в Красноярске, Москве, Санкт-Петербурге, во многих других городах стоит наше оборудование.

— Все антенные службы начинали в начале 90-х примерно в одинаковых условиях. Почему, на ваш взгляд, «Аверс-Сервис» сегодня впереди?

— Думаю, потому, что все эти годы, что существует предприятие, мы никогда не работали для отчета. Всегда ставили перед собой только одну цель — качество. Вообще говоря, работу антенных служб можно оценить всего по одному параметру — качеству приема телевизионного сигнала. А что для этого нужно? Следить за оборудованием и вовремя делать профилактику. Все, казалось бы, просто, но почему-то никто в начале 90-х не хотел так работать. Мы же сразу выстроили схему, при которой любому нашему радиомеханику стало гораздо выгоднее заниматься планово-предупредительными ремонтами, чем бегать по заявкам абонентов.

— Насколько я знаю, вы предложили депутатам свой вариант решения проблем...

— Мы атакуем своими предложениями городские власти уже давно — начиная с 1996 года. Неоднократно предлагали сделать антенное хозяйство Омска лучшим в России. И это не просто громкие слова. У нас для этого есть и производственный, и научно-технический потенциал. «Аверс-Сервис» даже денег из бюджета на это не просит, мы готовы инвестировать в этот проект собственные средства. До 2005 года мы можем инвестировать в реконструкцию существующих в Омске СКПТ от 30 до 45 млн рублей. А до конца 2008 года увеличить размер инвестиций до 100-150 млн рублей. Наше оборудование позволяет сегодня создавать интерактивные сети, принимать не только метровые и дециметровые ТВ-каналы, но и множество спутниковых программ и получить еще и канал доступа в Интернет через телевизионные сети. При этом не нужно будет протаскивать отдельный кабель с крыши в каждую квартиру, что чрезвычайно накладно.

— Такое оборудование у вас уже есть?

— Оно не просто разработано, оно сделано и уже испытано в реальных условиях. Мы просим сегодня только одного — решить, наконец, вопрос с собственностью СКПТ. Если город не хочет заниматься их реконструкцией, то пусть передаст СКПТ нам в собственность. Или хотя бы отдаст их в долгосрочную аренду — на 25 лет. Начать можно в порядке эксперимента с тех СКПТ, которые расположены на обслуживаемой нами территории. А за это мы обязуемся в течение 5 лет провести стопроцентную реконструкцию оборудования. Пусть при этом нас жестко контролируют. Мы согласны. Самое главное — нельзя сегодня терять время. Если мы сами не будем заниматься реконструкцией систем приема телевещания, то на омский рынок скоро придут москвичи, которые уже давно присматриваются к нашему городу. Москвичи готовы инвестировать в Омск те же суммы, что и мы. Я даже знаю эти организации. Они неоднократно предлагали нашей фирме сотрудничество. Вполне может случиться, что они договорятся с городскими властями за спинами омичей, а потом выставят абонентам свои условия. А это уже, как минимум, угроза информационной безопасности региона.

— А вы не переоцениваете собственные силы?

— Нисколько. Мы уже проверили свои силы во время реализации довольно масштабного проекта под названием «Теледеревня». Тоже, кстати сказать, уникальный для России проект, который реализован на принципах, противоречащих всему, что сказано в учебниках по радиоэлектронике. Теория гласит, что телепередатчик мощностью 100 Вт с высоты 100 метров обеспечивает уверенный прием сигнала на расстоянии до 18 км. А мы сделали так, что передатчик мощностью 10 Вт, который установлен в Калачинске на высоте всего 50 метров, обеспечивает прием устойчивого сигнала на расстоянии 25 километров. Никто в это не верил, а мы сделали. И сегодня в Калачинске, благодаря нашему приемному оборудованию, вместо 2 каналов, как раньше, люди смотрят 9. И еще 120 деревень в 12 районах Омской области смотрят телевидение благодаря нашему проекту, который мы сделали, кстати, за счет своих средств.

— А откуда средства на «Теледеревню» и где собираетесь взять 150 миллионов рублей для реконструкции городских СКПТ?

— Отнюдь не из абонентской платы, как вы понимаете. Размер ее сегодня крайне низок, и его едва хватает для поддержания антенного хозяйства в сегодняшнем состоянии. Средства на реконструкцию мы получаем за счет работы своего высокорентабельного производства. Ну и реализация наших программ в других регионах. После реализации программы «Теледеревня» к нам обращаются очень многие. Недавно мы заключили договор с администрацией Южно-Сахалинска. Нам передают в собственность все антенное хозяйство областного центра с условием его стопроцентной реконструкции. Такое же предложение поступило от администрации Нового Уренгоя — сделать современную сеть на 30 тысяч квартир. И абонентскую плату они готовы установить не 20, как в Омске, а 300 рублей. И при этом оплачивают нам работу из городского бюджета. А в Омске мы предлагаем эту же сеть создать за собственный счет, инвестировать 150 миллионов рублей. И при этом еще уговариваем городские власти! На самом деле мы без Омска не пропадем. Если не согласятся власти на наше предложение, будем работать в других регионах.

— Ваше терпение и настойчивость вызывают уважение...

— А я за долгую жизнь научился всегда отстаивать свое мнение. Я уверен в том, что я знаю. Если я в чем-то не уверен или чего-то не знаю, то не стесняюсь учиться. Учиться всегда полезно. В любое время.

— А свободное время у вас бывает?

Честно сказать, в последние годы времени совсем не остается. В недавнем прошлом я Мастер спорта по лыжным гонкам. Занимался пятиборьем. Даже завоевал третье место на чемпионате Сибири и Дальнего Востока по пятиборью. Сегодня пытаюсь хоть чем-то помочь юным спортсменам. Наше предприятие поддерживает, в частности, юношеские футбольные и хоккейные команды, развитие детского и юношеского единоборства в СК «Витязь», где занимаются порядка 2 000 ребят. Тем не менее очень жалею, что не хватает самому времени на занятия спортом.

Сергей Архипович родился 2 мая 1950 года в городе Южно-Сахалинске в семье военнослужащего. По окончании средней школы поступил в радиотехническое училище, в котором получил профессию радиомеханика. Когда начал работать в телеателье, стал членом городского комитета ВЛКСМ. В 1969 году был принят на постоянную работу в горком — инструктором отдела пропаганды. Занимался организацией работы комсомольских оперативных отрядов. Поступил на заочное отделение Хабаровского института связи.

С марта 1970-го по март 1972 года работал в управлении внутренних дел, где координировал работу с общественностью по охране правопорядка. Уволился из органов внутренних дел в звании лейтенанта и был принят на работу в управление метеослужбы — главным механиком. В 1974 году окончил институт связи, получив специальность радиоинженера. По семейным обстоятельствам в 1975 году переехал в Омск. С 1975-го по 1992 год работал на одном месте — в производственном объединении «Электрон». Начал с рядового радиомеханика, затем работал инженером цеха ремонта радио- и телеаппаратуры, начальником ремонтного комплекса, занимался профсоюзной работой. В 1989 году был избран председателем профсоюзного комитета объединения. В 1991 году заочно окончил экономический факультет Омского технологического института.

В 1992 году, когда начался процесс акционирования предприятия, ушел по собственному желанию, чтобы не участвовать в неправильном, по его мнению, процессе раздела предприятия. Год работал начальником отдела развития в фирме «АВЭК-Аверс». В этот период времени начал заниматься собственным бизнесом. С марта 1993 года и до сих пор работает генеральным директором ЗАО ПО «Аверс-Сервис», которое стало заниматься обслуживанием телевизионных антенн и ремонтом радиоаппаратуры.

Женат. Сыну 31 год, руководит работой сети кабельного ТВ. Дочери 28 лет, она работает в Лицейском театре хореографом-балетмейстером.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/01/2/970688