Для приватизации земли дали отмашку

Дата публикации: 02 февраля 2004

Чуть-чуть опоздали

Фактически процесс продажи земель сельскохозяйственного назначения в нашей стране начался после первого января 2004 года. Именно эта дата была установлена в ФЗ № 113 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон „Об обороте земель сельскохозяйственного назначения“, вступившем в силу 10 июля 2003 года. Напомним, что согласно этому закону, всем субъектам Федерации предписывалось начать приватизацию сельхозземель с первого января 2004 года, если они не принимали соответствующие местные законы.

Некоторые регионы приняли свои законы об обороте сельскохозяйственных земель еще в 2003 году, установив в них дату начала приватизации. Например, Краснодарский край своим законом отодвинул сроки продажи земель сельхозназначения аж на 49 лет. В Омской области законопроект о регулировании земельных отношений активно начали разрабатывать в 2003 году. Осенью документ был внесен на рассмотрение Законодательного собрания (ЗС). Законопроект обсуждался очень широко. В ЗС даже состоялись депутатские слушания по поводу проекта закона, так как у аграриев было много вопросов. Предполагалось, что закон будет принят до конца 2003 года. Но, видимо, в связи с принятием областного бюджета сроки немного отодвинулись.

Минимальный размер — 0,04 га

Согласно областному закону, в Омской области датой начала приватизации земель сельхозназначения станет дата вступления в силу самого закона. (Если его подпишет губернатор, то закон вступит в силу по истечении 10 дней с момента его официального опубликования. То есть примерно в начале — середине февраля.) В общем, отодвигать сроки приватизации, как в Краснодарском крае, местные законодатели не стали.

Минимальный размер образуемого нового земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения установлен в размере 0,04 га. Максимальный — 10 % от общей площади сельхозугодий в границах одного административно-территориального образования Омской области. Предоставленные сельхозорганизациям на праве постоянного (бессрочного) пользования сельхозугодья будут предоставляться гражданам на праве общей собственности бесплатно. В законе определено семь категорий граждан, имеющих право на получение земельной доли в сельхозорганизации бесплатно. В частности, это граждане, проработавшие в сельскохозяйственной организации не менее 5 лет. К слову, в первоначальном варианте законопроекта предусматривалось, что бесплатно работники сельхозорганизаций могут получить земельную долю только в том случае, если проработали в организации не менее 10 лет. Так что, можно сказать, законодатели пошли на уступки сельчанам.

Бесплатно только по списку

И немного о землях, не относящихся к сельскохозяйственным. Максимальный размер земельного участка (или его части), который будет предоставляться гражданам в собственность бесплатно (для ведения крестьянско-фермерского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, дачного и индивидуального жилищного строительства, а также личного подсобного хозяйства), законом установлен в размере 0,04 га. Правда, получить бесплатно даже эти 0,04 га смогут далеко не все желающие, а лишь определенные категории граждан. Например, многодетные семьи, одинокие матери (отцы) и вдовы (вдовцы), имеющие несовершеннолетних детей, граждане, зарегистрированные по месту постоянного проживания в сельской местности. А теперь, наверное, о самом главном в этом законе для многих жителей Омской области.

Предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, составляют:

— для крестьянского (фермерского) хозяйства от 0,04 га до 100 га;
— для садоводства от 0,04 га до 0,15 га;
— для огородничества от 0,04 га до 0,15 га;
— для животноводства от 0,04 га до 7,5 га;
— для дачного строительства от 0,04 га до 0,15 га.

Кстати, что касается размеров земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства. Согласно первоначальной редакции закона он был установлен от одной минимальной земельной доли в праве общей собственности на земельный участок, сложившейся в результате приватизации сельхозугодий в границах административно-территориальных образований Омской области, до 100 га. На депутатских слушаниях по законопроекту, состоявшихся 14 октября 2003 года, аграрии выступили против такой формулировки, так как в разных районах области минимальная доля составляет в среднем от 5,6 до 26 га. (То есть сельчане оказались бы в неравных условиях.) Видимо, это повлияло на то, что в итоговом варианте законопроекта местные законодатели установили единый размер земельных участков для ведения крестьянско-фермерского хозяйства.

Правительству все карты в руки

Комментируя принятие областного закона, председатель комитета по аграрным вопросам ЗС Анатолий БЕЗЗУБЦЕВ сказал следующее:

— Качество закона достаточно хорошее. Правда, когда проект закона был принят в первом чтении, возник всего одни вопрос, который не удалось решить на рабочей группе. Это вопрос о том, кто или на каком уровне будет принимать решения о передаче земель в аренду, в бессрочное, в срочное пользование. Ведь, согласно законопроекту, предполагалось, что такие решения будет принимать специально уполномоченный орган. Депутаты ЗС, аграрного комитета, посчитали, что и по самой концепции закона все вопросы оборота земель надо решать на самом высоком уровне. Самый высокий уровень у нас — это правительство Омской области. Соответствующие поправки сегодня и были приняты.

Кроме того, согласно поправкам, передача гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в собственности Омской области, в аренду для целей, не связанных со строительством, будет осуществляться так же на основании решения правительства Омской области. Либо решения специального уполномоченного органа, принимаемого в пределах его компетенции. (Изначально предполагалось, что такие решения будет принимать уполномоченный орган.) Что же касается предоставления в собственность гражданам и юрлицам земель, находящихся в собственности Омской области, для целей, не связанных со строительством, то такие решения будет принимать только омское правительство.

К полномочиям органов местного самоуправления Омской области отнесены, в частности, следующие функции: „предоставление земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; установление порядка определения размера арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; определение порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли“. Также в их компетенции будет определение предельных (минимальных и максимальных) размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

И еще. Устанавливать цену земли в поселениях при продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений будет правительство Омской области. Оно же будет определять цену выкупа земельных участков при приватизации зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/01/4/dlya_privatizatsii_zemli_dali_otmashku