Наталья ФРОЛОВА: "Мы обратились в прокуратуру с тем, чтобы город перевел счета из Омск-банка в СиБЭС"

Дата публикации: 09 февраля 2004

28 января заместитель председателя правительства Омской области, министр финансов Наталья ФРОЛОВА дала первую в новой должности пресс-конференцию, где ответила на вопросы журналистов, в числе которых был и корреспондент «КВ» Лев АБАЛКИН.

— Чем занимался раньше комитет финансов и контроля и чем будет заниматься министерство финансов?

— Несмотря на название комитета финансов и контроля, на контроль у нас особо сил не было. Практически все наши специалисты были заняты на кассовом исполнении бюджета, оперативном прохождении вопросов финансирования, вопросах согласования проектов, согласования смет, вопросах планирования и стратегического развития.

В конце 2003 года в структуре областного комитета финансов и контроля было создано контрольно-ревизионное управление, которое занимается ревизией муниципального образования, выходит на ревизии в отраслях. Мыполагаем, что с помощью собственного КРУ мы сможем выявить причины тех нарушений, которые на сегодняшний день имеют место. То есть это подразделение дает оценку характера нарушений. Чего больше — просто незнания нормативных актов, низкий уровень квалификации либо есть злоупотребления.

В 2004 году стоит задача завершения переходана казначейское исполнение бюджета. В этой связи мы формируем собственное казначейство в структуре министерства с тем, чтобы мы могли видеть и давать оперативную оценку происходящих финансовых результатов на каждое утро любого дня. Вплоть до цены, по которой закупает отрасль тот илииной товар, и сопоставление этой цены утвержденному бюджету, мониторингу цен, и сразу будет видно: какая отрасль где злоупотребляет, кого мы дотируем, где цены завышаются. Но самое главное в казначействе — еще одна степень защиты целевого использования бюджетных средств. Плюс возможность их накопления. В рамках недостатка ассигнований у нас есть примеры, когда отрасль профинансирована, но деньги не были использованы, пролежав долгое время бесцельно на бюджетных счетах. Введение единого казначейского счета радикально изменит систему отношений, финансирования и кассового исполнения бюджета. На едином счете деньги будут накапливаться. И любое отраслевое управление, принося в казначейство поручение на финансирование, будет иметь авизо этого единого счета. После прохождения экспертной оценки на предмет: а есть ли эта статья расходов в бюджете, соответствует ли уровень цен, акцептован ли договор. У тех субъектов Российской Федерации, которые перешли на такую систему, по факту уже имеется оценка ее эффективности: увеличению среднедневных остатков более чем в шесть раз. Так что, я думаю, мы года через два уже сможем обсуждать возможность кредитования, субсидирования за счет бюджета эффективных отраслей экономики производственного блока, то есть вкладывать туда, где это наиболее эффективно.

— Осенью прошлого года омская прокуратура обратилась в различные уровни власти с требованием перевести бюджетные счета из коммерческих банковв государственный. Вам знакома эта проблема?

— Вопрос действительно злободневный. Мы его ставили и перед муниципальными образованиями, и он безусловно стоял перед областным бюджетом. Вы помните ту историю, когда мы обслуживались в коммерческом Сберегательном банке, и та сложная ситуация, которая произошла у нас со Сбербанком, конечно, была снивелирована и под удар казна не была поставлена. Но проблема существует. На сегодняшний день в системе уполномоченных банков, которые выбраны администрацией для стратегического развития... Мыушли от формирования отношений на основе соглашений, которые прежде существовали между муниципалитетами и определенным банком. Соглашения на оперативное обслуживание как договор на кассовое обслуживание любого клиента. Если вы помните, мы пытались построить губернский банк. В силу того что тогда радикально реформировалась система банков, в том числе и ЦБ. Встал вопрос об оперативном вмешательстве в управление финансами и прохождении финансирования. У Центрального банка были часы работы от и до. А у нас в пору завершения бюджетного года и начала бюджетного года вставала проблема финансирования и в семь вечера, и восемь, и в десять, и в двенадцать. Мы на сегодня имеем счета в ГРКЦ, в уполномоченном банке — ОПСБ, и в казначействе. Муниципальные образования имеют также счета в органах казначейства и... к сожалению, здесь нужно развести муниципальное образование город Омск и остальные. На территории Омска работают все банки, а на селе бывает один филиал банка на три-четыре района. И там мы заключаем договор на обслуживание бюджета с тем банком, который рядом.

Что касается Омска, у нас борьба с ними продолжается: у них есть муниципальный банк СибЭС — у меня есть опыт работы с этим банком, знаю их карточку послужную — это достаточно стабильный, сильный, оперативный, порядочный, грамотный банк. Но по каким-то неведомым причинам бюджетные средства Омска были распределены в других банках. Есть у них мэр, есть главный финансистов — они и должны отвечать за это. А мы ставили перед прокуратурой Омской области вопрос о переводах либо в муниципальный банк, либо на обслуживание в ГРКЦ. Потому что всех средств, которые поступают в рамках межбюджетного регулирования, либо ссуд из областного бюджета, а таких ссуд было в прошлом году выделено более 200 миллионов — мы отдаем через муниципальный банк СибЭС либо через органы федерального казначейства.

— То есть вы требуете через прокуратуру, чтобы город завел счета...- либо в ГРКЦ, либо в СибЭС, который имеет статус муниципального банка, зафиксировал ГРКЦ в этом статусе. Задача поставлена и есть орган, который должен вмешаться и навести порядок. К сожалению, наши возможности в рамках правового поля ограничены, мы можем, конечно, потребовать, но обратная реакция не гарантирована. Сейчас обслуживание городского бюджета идет через Омскбанк.

— Когда будут выплачены все долги по детским пособиям?

— Начиная с 1998 года мы централизовали выплату детских. Проблема 1996-1999 годов по социально незащищенным слоям населения закрыта. То есть многодетным семьям и семьям, где на каждого члена приходится доход ниже прожиточного минимума, по 1999 год мы закрыли детские. Что касается 2000-го и последующих лет, то мы защитили в Минфине сумму больше нашей годовой потребности, исумма превышения идет как раз на погашение долгов предыдущих лет. И в первую очередь неимущим. Если говорить о том, кто выиграл суды по детским, то я бы разграничила эти судебные решения. Есть среди выигравших суд люди действительно нуждающиеся,а есть судебные решения, с помощью которых некоторые структуры решили заработать. Люди были организованы и, получив пособие, отдавали часть средств судоисполнителю. Есть и другая категория — высокооплачиваемые работницы банков, например. Они по закону тоже имеют право на получение детских. Но мы полагаем, что если быФедерация отдавала нам детские в полном объеме, то, безусловно, святое дело и нам отдавать всем в полном объеме.Но если Москва «недокладывает», то каждый субъект Федерации вправе расставить приоритеты: кому мы отдаем в первую очередь. В рамках каждого бюджета мы эту категорию утверждаем. Какой-то социальной напряженности по детским сейчас не чувствуется. Все суммы будут погашены. Недавно мы уточнили реестр получателей детских. И даже сократили его по селу. Потому что когда вышли на документальные проверки, оказалось, что предприятий тех уже нет и людей этих нет, а в органах социальной защиты стоит и количество людей и сумма. А когда пошли искать этих людей, их просто не оказалось. И мытаким образом закрыли в рамках 2002-2003 года по сельским муниципальным образованиям необходимые суммы на одну треть. Сами были этому удивлены. Ужаснулись, прослезились, а потом и порадовались. Я думаю, такая работа будетпродолжена.

— На брифинге сразу после первого заседания правительства Омской области губернатор сообщил о договоренности с Сибнефтью об увеличении поступления налоговых платежей от этой компании.

— Когда мы утверждали областной бюджет, мы говорили, что выпадающие доходы из-за централизации акцизов в Москве составят 2,7 млрд рублей. Мы написали целую стопку писем в адрес правительства, министра о компенсации выпадающих доходов для Омской области в рамках межбюджетного регулирования. Безусловно, мы работали и с Министерством по налогам и сборам с точки зрения оптимального взыскания налогового потенциала наших основных налогоплательщиков. В результате всей этой тяжелейшей работы есть некая устная договоренность, которая, хотелось бы надеяться, в начале февраля будет завершена, о том, что такой крупный налогоплательщик как Сибнефть, который на сегодняшний день стоит на учете в том числе и в городе Москве в Первой федеральной налоговой инспекции... что для Омской области эта сумма выпадающих доходов будет компенсирована другими налогами. Налогом на прибыль в частности. Учитывая, что Сибнефть имеет подразделения на территории всей страны и имеет возможность перераспределить налоговый потенциал по регионам, такое устное соглашение уже достигнуто. До 10 февраля должно быть подписано соответствующее соглашение, где размер налоговых поступлений в омский бюджет от Сибнефти будет доведен до 4,7 либо 6 млрд рублей. Я где-то внутри себя порадовалась, потому что мы учли по этому налогоплательщику с учетом выпадающих доходов 3,7 млрд рублей. То есть даже при самой низкой планке мы выигрываем миллиард. В 2003 году от Сибнефти мы закладывали в бюджете два миллиарда.

— Два миллиарда с учетом акцизов на ГСМ?

— Нет, без учета. Это плановая цифра, которая закладывалась в бюджет 2003 года.

— Министерство будет иметь собственные счета?

— Да, у министроввозникает право распоряжаться определенными суммами. Но в случае казначейского исполнения бюджета, если подпишет министр платежку вместе со своим главным бухгалтером на затраты, которые не предусмотрены и не утверждены сметой на стадии формирования бюджета, то эта платежка в казначействе исполнена не будет как бы этот министр того ни хотел. Впрочем и сейчас, если деньги пришли по чеку или по платежке на одни цели, а министр получив деньги на свой счет, изменил их направление, тонаступит ответственность, предусмотренная для чиновников группы «А» — он будет наказан или, возможно, уволен без предусмотренного КЗОТом срока уведомления.

— Сколько сотрудников в министерстве финансов?

— Сейчас у нас 129 человек, а будет 120. Но за счет сокращения в отраслевых министерствах к этим 120 будет добавлено еще 40 штатных единиц, которые будут обеспечивать казначейское исполнение бюджета — областного и области.

— Почему в министерстве финансов большинство женщин?

— Мужчины почему-то не выдерживают такой работы. Может быть, ониболее свободолюбивые существа. А у нас не приходится себе принадлежать. В период формирования бюджета, бывает, и до двух ночи сидим, а то и до пяти утра. У меня был период, когда приходили мужья и уточняли, а на работе лиих жены. Пришлось даже шутить с ними: учитесь, дорогие мои, пироги печь.
Мужчины — стратеги. А у нас тактическая и методическая работа, скрупулезная.

— Но у вас есть и мужчины замы?

— В определенных отраслях. По юриспруденции, например. А
один из замов — это мой эксперимент. Он у меня был студентом в свое время. Должны же все-таки прийти к нам и мужчины. В налоговых органах их уже не меньше половины. Пусть и он мужает, пусть учится удар держать.

— Не думали ли вы о губернаторском поприще? Смогла же Валентина МАТВИЕНКО.

— Я никогда не ставила перед собой задачу карьерного роста. Просто работала, и мне следовало кадровое предложение. В большинстве случаев я, перейдя на другую работу, даже не знала оклада. Так случилось, например, в последний раз:когда я из администрации города Омска перешла в область, то только потом поняла, что в три раза потеряла в зарплате.

— Какова судьба областного облигационного займа? Были же московские и петербургские фирмы, держатели займа, которые активно судились с Омской областью и даже выигрывали суды?

— Я с гордостью могу сказать, чтомы полностью закрыли долги по всем своим облигационным займам.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/02/5/344548