Повышая статус
По словам депутата горсовета Николая КОСТЯКОВА, проект решения разработан юридическим отделом горсовета совместно с депутатами Совета с целью приведения нормативных актов в соответствие с действующим законодательством, а также принятия пунктов, согласно которым усилится роль горсовета и администрации города в контроле за объектами муниципальной собственности.
В своем комментарии журналистам г-н КОСТЯКОВ пояснил:
— Положение о муниципальной казне существовало и до настоящего времени. Правда, утверждено оно было постановлением мэра Омска. А цель принятия горсоветом своего положения — поднять уровень, статус городского Совета. Основным субъектом по определению порядка распоряжения собственностью является горсовет, поэтому и рассматривается соответствующий проект решения. Он расширяет, в принципе, возможности влияния Совета на решение вопросов, касающихся объектов муниципальной собственности. Более четко прописывает процедуру управления собственностью, определяет порядок взаимоотношения мэрии и горсовета. После того как совет утвердит свое Положение о муниципальной казне, Положение о казне, разработанное городской администрацией утратит силу.
Кстати, вопрос о полномочиях горсовета и мэрии по решению проблем отчуждения муниципальной собственности депутаты частично уладили еще до разработки Положения. В 2003 году было внесено изменение в решение горсовета № 306 «Положение о порядке дачи согласия на отчуждение недвижимого имущества, закрепленного за муниципальными унитарным и предприятиями на праве хозяйственного ведения и муниципальными организациями на праве оперативного управлении».
В соответствии с ним отчуждение муниципальной собственности может осуществляться только с согласия горсовета, а не по распоряжению мэра, как было раньше (Положение о муниципальной казне, как уже отмечалось, — основополагающее в сфере управления собственности). По словам заместителя председателя Омского городского Совета Николая КУТОРГИНА, представители фракции КПРФ не стали бойкотировать принятие городского бюджета-2004 именно потому, что мэрия пошла на компромисс и согласилась предать права на отчуждение собственности горсовету.
Право пользования ограничили
Согласно проекту Положения, объектами муниципальной казны являются средства городского бюджета, ценные бумаги, доли в уставном капитале хозяйствующих субъектов, архивные фонды и архивные документы города Омска, а также движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности и не закрепленное на праве хозяйственного ведения и оперативного управления за муниципальными предприятиями (учреждениями). В реестр муниципальной казны должно быть включено движимое и недвижимое имущество. Порядок ведения реестра должен установить мэр своим правовым актом.
В соответствии с документом право пользования муниципальным движимым и недвижимым имуществом от имени города Омска имеет мэр, а также по его поручению структурные подразделения городской администрации. Но право это ограничено. Во-первых, распоряжаться объектами муниципальной казны мэрии разрешается только в том случае, если эти действия «направлены на возмездное пользование объектов муниципальной казны».
Во-вторых, действия мэрии «в отношении движимого или недвижимого имущества, входящего в состав муниципальной казны, которые влекут или могут повлечь за собой потери бюджетных средств либо иные расходы за счет муниципальной казны, возможны только с согласия горсовета, выраженного его решением». Если же мэрия нарушит эти условия, то, как сказано в проекте Положения, «виновные лица будут нести дисциплинарную, административную и иную ответственность». По итогам года городская администрация должна будет предоставить Совету информацию о результатах управления имуществом, включающую сведения, в частности, об общей стоимости объектов.
Решать будет Совет
Пожалуй, самые существенные пункты проекта Положения, определяющие полномочия мэрии и горсовета в сфере управления муниципальной собственностью, касаются отчуждения и приватизации объектов муниципальной казны. Раньше правом отчуждать и продавать объекты муниципальной собственности обладал мэр Омска. Согласно же проекту документа, эти операции будут возможны только с согласия городского Совета.
Что касается приватизации, то в проекте Положения прописано: «Приватизация муниципального имущества города Омска проводится в соответствии с программой приватизации на очередной финансовый год, которая должна содержать весь перечень планируемых к приватизации объектов с указанием их стоимости, способа приватизации, а также планируемого поступления финансовых средств от их приватизации. Программа приватизации вносится в городской Совет одновременно с проектом бюджета Омска и утверждается до принятия городского бюджета на соответствующий финансовый год».
Продажа имущества, не включенного в Программу приватизации, не допускается. Если же все-таки возникнет необходимость продать те или иные объекты, то сделать это можно будет только на основании решения Совета. Причем принимаемого по каждому объекту отдельно.
