Три белых коня
Все снегоходы принято делить на три основные категории: утилитарные (рабочие), туристические и спортивные. Иногда отдельно выделяют горные снегоходы, но у нас в России они не пользуются особой популярностью, поэтому их продают под видом спортивных. Каждый тип снеговых мотоциклов, как их иногда называют, имеет свои преимущества и свои недостатки.
Утилитарные снегоходы, по оценкам специалистов, занимают 85-90% российского рынка снегоходов. Их основное предназначение — перевозить на дальние расстояния тяжелые грузы. Эти снегоходы отличаются повышенной проходимостью, надежностью и неприхотливостью. Они отлично подойдут для зимней охоты, рыбалки, а также для различных экспедиций в условиях суровой сибирской зимы. Однако, как правило, утилитарные машины имеют довольно небольшую мощность и, соответственно, не могут развивать большую скорость. Так что любителям быстрой езды и крутых виражей такой снегоход не подойдет. Еще один минус рабочих снегоходов — они не только неприхотливы сами, но и рассчитаны на неприхотливых людей. Удобство езды здесь минимально, что, впрочем, понятно — лошадка как-никак рабочая.
Для тех, кто любит прогулки с комфортом, существуют туристические снегоходы. «Туристы» сочетают практичность утилитарных снегоходов с маневренностью спортивных. Они мощнее рабочих машин и при этом обладают комфортностью, подчас граничащей с роскошью. Электропривод, различные системы автоматизации, шикарные приборные панели, зеркала заднего вида, задний ход — вот далеко неполный перечень достоинств стандартного «туриста». Правда, за удовольствие приходится платить -туристические снегоходы стоят подороже утилитарных. Да и требования к дороге у них повыше. Впрочем для семейных пикников в зимнем лесу они подойдут как нельзя лучше.
Спортивные снегоходы созданы для настоящих экстремалов. Они обладают форсированными двигателями (мощность которых доходит порой до 170 «лошадей»), максимально облегченной конструкцией, специальными гусеницами и подвесками и особыми, узкими и короткими лыжами, обеспечивающими лучшую маневренность. Однако особые лыжи означают еще и минимальную проходимость, поэтому в лесу «спортсмену» делать нечего — он пригоден только для использования на открытой местности, а еще лучше — на специально подготовленной трассе.
Русские — налево, японские — направо
В Омске, что называется, не отходя от кассы, снегоходы можно купить лишь в двух точках. Первая из них — ООО «Западно-Сибирский Альянс» — снегоходами занимается уже шестой год. Ставка здесь делается в основном на отечественного производителя: «ЗСА» — официальный дилер ОАО «Рыбинские моторы», производящего популярные марки снегоходов «Тайга» и «Буран». Помимо россиян в «ЗСА» представлен участник «большой четверки» снегоходостроителей — американская фирма Polaris. Несмотря на то, что выбор моделей, имеющихся в наличии, достаточно скромен, под заказ «ЗСА» может привезти практически любую модель от любого производителя. Единственное ограничение здесь, по словам менеджера по продажам Елены ЗАБОЦКОЙ, — наличие требуемой марки на складе поставщика. Заказ, как правило, выполняется в течение двух недель, причем цена снегохода в этом случае будет нисколько не выше, чем если приобретать его со склада «ЗСА». Правда, омичей, по всей видимости, ассортимент, предлагаемый «ЗСА», вполне устраивает. На долю снегоходов, привезенных под заказ, приходится не более 5% от общего числа продаж (всего за сезон, по оценке Елены ЗАБОЦКОЙ, удается продать порядка 6 импортных снегоходов и около 30 отечественных).
Вторая компания, предлагающая снегоходы на месте, — ООО «Автоцентр „Барс“. „Барс“ — официальный дилер японской фирмы Yamaha, второго участника „большой четверки“ (помимо Polaris и Yamaha в нее входят канадцы из Bombardier и американская фирма Arctic Cat). И продаются в „Барсе“, соответственно, одни „японцы“. Все классы снегоходов здесь представлены довольно широко, но, несмотря на богатый ассортимент, продукция „Барса“ рассчитана в основном на любителей экстремального отдыха. Конкуренцию „охотничьим“ снегоходам отечественного производства может составить разве что малышка Bravo — практически за ту же цену, но японской сборки. На заказ в „Барсе“ возят только ту же Yamaha. Как сказали корреспонденту „КВ“ в салоне, „по всем другим снегоходам — это не к нам, а в “Западно-Сибирский Альянс».
А вместо сердца — пламенный мотор
Под заказ снегоходы могут поставить еще несколько омских компаний. Одна из которых — ООО «Леванд» — с осени этого года планирует приступить к прямым продажам. Сейчас в «Леванде», по словам специалиста компании Александра АНДРЕЕВА, можно купить абсолютно любую модель по московским ценам, то есть примерно на 5% дешевле, чем в «ЗСА» и «Барсе». На поставку уходит в среднем 7-10 дней. В числе поставщиков «Леванда» известная московская компания «Спорт-Элит», а также питерская «Трэйд-Марин». Несмотря на то, что снегоходами «Леванд» занимается лишь второй год, именно эта фирма, по утверждению Александра АНДРЕЕВА, стала пионером по продвижению в Омске четырехтактных моторов.
Четырехтактники — новое слово в мировом снегоходостроении. Они более экономичны, бесшумны и надежны, чем их двухтактные собратья, но до недавнего времени безнадежно проигрывали им в мощности. Лишь в конце прошлого года эту проблему удалось решить двум участникам «большой четверки» — Bombardier и Arctic Cat. Причем принципиально разными методами. Bombardier не стал заново изобретать снегоход и установил в новинку под названием Lynx 59 Yeti четырехтактник объемом в 1 000 «кубиков», что позволило нарастить мощность до 90 лошадиных сил — совсем неплохо для утилитарного снегохода. В Arctic Cat пошли другим путем, установив на снегоход автомобильный движок от Suzuki Samurai с турбонаддувом. При объеме в 660 «кубиков» такой мотор имеет аж 110 «лошадей».
Пока Arctic Cat и Bombardier поставляются только под заказ, в свободной продаже в «Леванде» они появятся не раньше сентября-октября, тем не менее новинка пришлась по вкусу омским любителям экстрима, и Arctic Cat с четырехтактным «сердцем», по мнению Александра АНДРЕЕВА, расходится очень даже неплохо. Впрочем растет спрос и на другие модели. По сравнению с прошлым годом «Леванду» удалось продать примерно вдвое больше снегоходов. Всего же, по оценке Александра АНДРЕЕВА, в Омске на сегодняшний день около 1 000 владельцев снегоходов (для сравнения: в Москве официально зарегистрировано порядка 2 000 снегоходов и еще примерно столько же нелегальных).
Дмитрий СВЕТЛОВСКИЙ