Все новое — это не очень забыто старое
Новый проект программы приватизации представил депутатам и.о. директора департамента недвижимости Константин ПОДОСИННИКОВ (напомним, что первый был принят к рассмотрению в декабре 2003 года, см. номер от 24 декабря 2003 года). В своем докладе он не только представил программу, и достаточно подробно рассказал, какой конкретно недвижимостью владеет город и какую ее часть предполагается пустить с молотка.
Как сказано в пояснительной записке, на 1 марта 2004 года в реестре муниципальной собственности учтено 9 225 объектов недвижимости балансовой стоимостью 29,8 млрд рублей, в том числе в 5 472 жилых домов, 3 753 нежилых помещения балансовой стоимость соответственно 23, 3 млрд и 6,5 млрд. Общая площадь нежилых помещений составляет 2 857 тысяч квадратных метров. Из них в казну города включено 2 392 объекта площадью 976, 1 тысяч квадратных метров. Более 50 тысячи квадратных метров имеют износ.
Доходы от приватизации муниципального имущества в бюджете предусмотрены в размере 1 281,1 млн рублей. От приватизации нежилых помещений планируется получить 1 197,3 млн рублей, от приватизации акций АО — 27,3, ценных бумаг, вкладов — 56,5. Новый проект программы предусматривает поквартальную приватизацию имущества. Как заметил Константин ПОДОСИННИКОВ, в течение первого полугодия 2004 года предусмотрена приватизация объектов с минимальной доходностью (длительно пустующие, неиспользуемые, имеющие износ более 75%, а также те, что недостаточно привлекательны с коммерческой точки зрения). Кроме того, в числе первых будет реализована та недвижимость, где арендная плата не позволяет покрыть затраты, необходимые для проведения ее ремонта. Всего перечень нежилых помещений, подготовленных для приватизации, состоит из 340 объектов. В первом проекте программы их было 424. В первом квартале, который заканчивается через неделю, предполагается пустить с молотка 93 объекта.
Наиболее ликвидные объекты, как заметил Константин ПОДОСИННИКОВ, будут приватизированы в IV квартале (около 45 объектов). В перечень таковых попали практически все объекты по улице Ленина, большое количество объектов по проспекту Маркса. Стоит заметить, что объекты, расположенные на улице Ленина, приватизация которых намечена на конец 2004 года, также включены в перечень объектов, которые предполагалось продать вне программы приватизации по постановлению № 306. Но Константин ПОДОСИННИКОВ на вопрос депутата Василия МАМОНТОВА, каким образом эти объекты могут одновременно фигурировать в двух перечнях, ответил: «Если мы вдруг не сможем их реализовать, то в программе они, эти объекты, должны остаться. Есть определенные моменты, которые не позволяют нам выполнить то постановление».
Всего в первом квартале от приватизации планируется получить 216,2 млн рублей. Во втором квартале с молотка предполагается пустить не только ряд нежилых помещений, но акции 11 МУПов (не представляющих социального значения, имеющих убытки по результатам финансово-экономической деятельности), преобразованных в АО (см. таблицу). Также источниками пополнения бюджета будет служить приватизация на аукционе ценных бумаг, вкладов, которые не представляют для города экономического интереса. В их числе акции ЗАО МВЦ «Интерсиб», ОАО «МКБ „Сибэс“, ОАО „ИТ-Банк“, гостиницы и ресторана „Маяк“, а также гостиниц „Сибирь“, „Омск“.
Существенное отличие данного проекта программы от предыдущего заключается в том, что ожидаемые поступления в бюджет от приватизации указаны с учетом рыночной стоимости имущества. Если сравнить цены, которые были указаны в прошлом проекте программы, то очевидно: их пересмотрели. Например, еще до нового года акции МУП „Омский книготорговый дом“ после его преобразования в АО предполагалось продать всего за 2 тысячи рублей, а теперь за 10 тысяч. Выросли в цене и объекты в центре города. Объект по улице Ленина, 10 раньше был оценен в 1 млн 983 тысячи рублей, сегодня его стоимость достигла 2 млн 600 тысяч рублей. И такие изменения произошли практически по каждому объекту. Если учесть, что все имущество будет реализовываться на торгах, то не исключено, что их его конечная стоимость в ходе торгов будет выше.
На это, надо заметить, и надеется Константин ПОДОСИННИКОВ. Если, как он заметил, в ходе торгов в течение II-III квартала удастся набрать сумму, которая запланирована в бюджете от приватизации, то в дальнейшем процесс приватизации будет остановлен. Те объекты, которые предполагалось продать в IV квартале, будут перенесены на программу приватизации 2005 года.
Говоря о целесообразности приватизации муниципальных нежилых помещений, Константин ПОДОСИННИКОВ привел для сравнения следующие данные. В 2004 году от приватизации 340 объектов нежилого фонда (143,6 тысячи квадратных метров) город планирует получить 1 110,4 млн рублей, тогда как, если сдавать их в аренду, можно собрать всего 114 млн рублей в год, а на их ремонт потребуется 110,3 млн рублей. Вот такая арифметика.
Надо, Федя, надо...
Тот факт, что на рассмотрение был предложен второй вариант проекта программы, вызвал у депутатов недовольство. „Зачем мы принимаем к рассмотрению второй вариант программы?“ — задался вопросом депутат Александр КИВИЧ. Первый вице-мэр ТЕЛЕВНОЙ заметил, что регламент горсовета позволяет принимать в работу одновременно два документа. Важно, по его словам, желание. „Мне кажется, что тот документ, который внесен, — это существенный шаг вперед и отказаться от его рассмотрения — это значит вернуться к кризису, вернуться назад“. ТЕЛЕВНОЙ также напомнил сомневающимся депутатам, что город сегодня живет в режиме строгой экономии. Муниципалитет ведет активные переговоры с поставщиками тепла, электроэнергии, чтобы успешно закончить отопительный сезон. „Чудес не бывает: либо у нас растет кредиторская задолженность, либо мы должны пополнять бюджет“. Поскольку в бюджете одним из источников пополнения определена приватизация муниципального имущества, вице-мэр попросил депутатов быть последовательными и все-таки принять к рассмотрению предложенный проект программы.
О необходимости принять документ в работу говорил в своем выступлении депутат Александр МЯСНИКОВ. „Боюсь, что мы стоим перед необходимостью, хотим этого или не хотим, рассматривать программу приватизации. У нас есть протест прокуратуры. Сроки сжатые. Призываю всех принять участие в обсуждении. Без нее мы не обойдемся“. Впрочем, депутаты и без агитационных речей прекрасно понимали, что программу принимать необходимо. Но, как подметил депутат Игорь ЗУГА, „мы должны принять правила игры“, в которых должно быть все четко прописано. В частности, нужно положение об аукционе, которое бы не позволяло департаменту недвижимости действовать „по договоренности“, что „оставляет место — мы знаем, для чего“.