Сергей НЕСТЕРЕНКО "Мне хорошо известно как создаются энергообьекты"

Дата публикации: 29 марта 2004

— Вам досталось довольно хлопотное энергохозяйство, долго ли колебались, прежде чем согласиться его возглавить?

— Особых раздумий, идти сюда или нет, у меня не было. Я убежден, что в этой должности будут востребованы мои знания и опыт, что это — мое. Особенность муниципальной энергетики — постоянно обеспечивать омичей электроэнергией, от нас зависит жизнеобеспечение всего города. Диспетчеры Омскэлектро, которые следят за бесперебойной подачей электроэнергии, чувствуют городской организм, который живет по своим законам, его можно вылечить, если потребуется, как и человеческий.

Я люблю видеть плоды своего труда. Когда работал в монтажном управлении, после нашей работы в чистом поле появлялись энергообъекты. Мне хорошо известно, как создаются энергообъекты, а когда работал в эксплуатации, до тонкостей узнал, что такое обслуживать электросети, всегда быть готовым к устранению неполадок. Так что энергетические процессыя знаю всесторонне, думаю, что монтажник и эксплуатационник в одном лице — это очень удачное сочетание. Если вдруг будет всплеск строительства энергообъектов, мои знания в этой области пригодятся.

— Собираетесь ли «мести» по-новому или будете продолжать начатое вашим предшественником?

— Коллектив здесь работоспособный, персонал настроен на высокие темпы, будем развивать заложенные традиции, идти в ногу со временем. Наиболее интересная часть — продолжение технических изменений муниципального энергохозяйства для повышения надежности электроснабжения.

О моих планах говорить пока рано, программа развития на этот год сверстана моим предшественником, будем уточнять и дополнять ее в процессе реализации. Главная задача — реконструкция сетей, внедрение новых технологий.

— Кассационная инстанция понудила Омскэлектро заключить договорна оказание услуг по транспортировке с Омскэнерго. Ну и как, заключили договор?

— Мы выполнили условия кассационного решения и заключили договор, но срок его действия закончился 31 декабря 2003 года. Омскэлектро направило свой вариант договора на этот год в Омскэнерго, но ответа пока не получило. Пока договор на транспортировеку не подписан, мы работаем с Омскэнерго в соответствии с рекомендациями РЭК по применению тарифов. В переговорах с техническими руководителями Омскэнерго мы всегда находим взаимопонимание, но тут накладывается политический отпечаток, что и вызывает судебные споры между муниципальной и большой энергетикой.

— С начала года муниципальную энергетику РЭК лишила функции по сбыту электроэнергии, как это сказалось на Омскэлектро?

— Теперь нам неоткуда финансировать цех по ремонту электросчетчиков, хотя другой такой базы ни в городе, ни в области нет. Можно, конечно, бросить этот цех на рынок платных услуг, но тогда возникнет проблема: кто будет менять счетчики, которые находятся на лестничных площадках. Если их не заменить на более точные — неизбежны сверхнормативные потери.

Хотелось бы закончить споры по сбыту электроэнергии населению, сейчас с Омскэнерго ведутся переговоры для достижения компромисса. То, что мы сели за стол переговоров и специалисты обсуждают все вопросы со специалистами, — это плюс, но к общему знаменателю пока не пришли. Между нами нет и не должно быть войны, потому что можем загнать в тупик потребителя, тогда пострадают все.

— Согласно новым тарифам потребители должны оплачивать нормативные потери отдельно. Ну и как, совпадают реальные потери с введенной оплатой?

— Из-за непроработанности этого вопроса возникает ситуация, когда потребитель дважды оплачивает потери: мы выставляем счетаза потери при транспортировке, Омскэнерго тоже включает потери в свои счета. Механизм возврата денег за потери находится в стадии проработки юридическими службами предприятий, но договора пока нет. Нужно все сделать так, чтобы не пострадал потребитель. 6 копеек с каждого киловатт-часа, заложенные в тариф на потери, аккумулируются в Омскэлектро, пока не определено, как и в каком объеме мы должны их возмещать Омскэнерго.

— Когда в состав Омскэлектро три года назад передали Омскгорсовет, возникло много вопросов. Досталась ли эта проблема вам в наследство?

— Не скажу, что со службой наружного освещения все в полном порядке, но и особых проблем нет. На 2004 год бюджет службы наружного освещения — 6,7 млн рублей, на поддержание и эксплуатацию сегодняшнего хозяйства этого достаточно. А вот программа по восстановлению разграбленных линий требует дополнительных средств.

Согласно постановлению мэра № 108 от 17 декабря 2003 года составлен график восстановления сетей наружного освещения, на этот год будет выделено 1,9 млн рублей. Как только нам поступят деньги из департамента городского хозяйства, начнем восстанавливать сети и фонари. Программа по восстановлению городского наружного освещения рассчитана на 8 — 10 лет, сделать все сразу хотелось бы, но денег на это в бюджете нет.

— Серьезной проблемой для Омскэлектро был прием на баланс ведомственных сетей, которые оказались в крайне запущенном состоянии. Насколько это волнует вас сегодня?

— Изношенные сети — это полбеды, их мы ремонтируем и восстанавливаем. Хуже, что часть ведомственных подстанций оказалась в залоге у банков и не была передана нам. Вот и получилось, что сети наши, а пункты переключения — нет. Мы обратились к их владельцам, что готовы взять на обслуживание эти подстанции, чтобы обеспечить более надежное электроснабжение, но вопрос пока не решен.

— А как обстоят дела с хищением проводов?

— Хищения по-прежнему происходят, но системное разграбление сетей, которое было несколько лет назад, прекратилось. Наша служба безопасности расследует каждый случай, хищения, находит любителей цветного металла. Массовые хищения удалось прекратить и потому, что на вновь вводимых и ремонтируемых линиях используется самонесущий изолированный провод, который пункты цветмета не принимают. Возможно, хищения пошли на убыль и потому, что люди стали жить лучше и перестали заниматься этим чрезмерно опаснымдля жизни бизнесом.

— Часто ли приходится прибегать к такой жесткой мере, как отключение потребителей за неуплату?

— Население мы практически не отключаем, пытаемся взыскать долги в судебном порядке. А по юридическим лицам отключения проводим адресно, Омская энергосбытовая компания (ОмЭСКо) проводит аудит и выдает нам наряд на отключение. По заявкам энергоснабжающей организации тоже отключаем. Но при этом заблаговременно предупреждаем об отключении, действуем строго по закону.

Так, 23 февраля отключили совхоз «Армейский», это подействовало — стал рассчитываться. При мне отключений еще не было, но усилили работу по возврату дебиторской задолженности. Оказанием услуг по сбыту тепла и электричества занимается ОмЭСКо, которая получает свою долю не от общего пропуска энергии, а от сбора средств. Соответственно, у компании есть стимул искать новые методы работы с потребителем, оттачивать сбытовое мастерство. А Омскэлектро сосредоточилось на технической стороне, не заботясь о сбыте и сборе денег с потребителей.

— У муниципальной энергетики были наполеоновские планы по привлечению в город дополнительной электроэнергии и строительству энергообъектов, но они так пока и не осуществились. Почему, на ваш взгляд?

— Вопросами приобретения электроэнергии на оптовом рынке занимается ОАО «Электротехнический комплекс» (ЭТК), где я до недавнего времени был техническим директором. Мы столкнулись с жестким противодействием со стороны Омскэнерго, которое увидело в нас конкурента, и непониманием РЭК. Инвестиционную программу вложений в ЭТК, подготовленную вместе с Госэнергонадзором, РЭК не приняла и не включила тариф на транспортировку электроэнергии. Тех средств, которые заложены в тариф, достаточно, чтобы заниматься эксплуатацией и поддержанием сетей на должном уровне, а вот развивать их — проблематично.

Программа по выходу на оптовый рынок реализуется, потому что только так можно сдержать рост тарифов. Есть рынок энергоуслуг — потребителю есть из чего выбирать, нет — монополия. РЭК контролирует Омскэнерго, но ей сравнивать не с чем.

— Омскэлектро живет только за счет тарифа или зарабатывает еще на чем-то?

— Мы оказываем платные услуги по монтажу и ремонту сетей, недавно получили лицензию на монтаж противопожарной автоматики. В области электроэнергетики мы способны оказывать любые услуги. Кроме того, у нас работает учебныйцентр, в котором обучаются специалисты не только омских предприятий, но и из Казахстана и соседних российских регионов. Нужно развивать и активнее предлагать свои услуги, что я и собираюсь делать.

— Ну а как проводите досуг?

— Работать мы научились, а вот отдыхать умеем не всегда. Я люблю играть в волейбол, только редко получается. Летом стараюсь почаще бывать на свежем воздухе: рыбачить, собирать грибы, работать на дачном участке, но часто не получается. Стараюсь читать книги, только вот удается редко.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/03/12/sergey_nesterenko_mne_horosho_izvestno_kak_sozdayutsya_energoobekti