Всем бортам. Разрешаю взлет

Дата публикации: 29 марта 2004

Первым делом — самолеты

Всего сейчас в России работают 210 авиаперевозчиков, по мнению Минтранса, это чересчур много. Недаром новый министр транспорта и связи Игорь ЛЕВИТИН вскоре после назначения заявил, что в перспективе в стране останутся лишь три крупные авиакомпании. Для ускорения процесса передела авиарынка в прошлом году были сняты квоты с 11 из 26 российских авиалиний, а с 1 апреля будут отменены на всех.

По мнению генерального директора ОАО «Авиакомпания „Омскавиа“ Евгения РОМАНЮКА, отмена квот пролоббирована крупными авиакомпаниями и нацелена на полное уничтожение мелких региональных авиаперевозчиков. Процесс подминания мелких авиакомпаний идет все последние годы. Так, новосибирская авиакомпания „Сибирь“ полностью растворила в себе авиакомпании Томска, Барнаула, Кемерова и Новокузнецка. А совсем недавно „Сибирь“ по дешевке прикупила самолеты „Внуковских авиалиний“, которые обанкротились и остались должны государству более миллиарда рублей.

В Омском представительстве „Сибири“ на вопрос „КВ“, собирается ли авиакомпания усиливать свое проникновение на омский авиарынок, ответили, что пока все останется по-прежнему, и без того „Сибирь“ ежегодно увеличивает свое присутствие в Омске на 10%. Как считают омские „сибиряки“, во-первых, квоты могут быть и возвращены, а во-вторых, особых ограничений не было и раньше, основная проблема — в нехватке авиатехники, просто не с чего увеличивать число рейсов. Однако этим летом „Сибирь“ собирается запустить рейсы из Омска на Сочи и Санкт-Петербург.

На недостаток свободных самолетов сетует и руководитель омского представительства Трансаэро Евгений АЛЕКСАНДРОВ. Впрочем, и без добавочных рейсов сейчас трансаэровски самолеты по маршруту Омск-Москва летают полупустыми, годе уж тут добавлять. Когда билетов продается совсем мало, Трансаэро в Омск вообще самолет не гоняет, а отправляет своих пассажиров рейсами Омскавиа согласно достигнутой договоренности.

Не планирует в ближайшее время расширять свое присутствие в нашем регионе и Аэрофлот, у которого тоже не хватает для экспансмии свободных самолетов. Кстати, шесть лет назад Аэрофлот пришел в Омск благодаря активной поддержке Омского аэропорта. Тогда гендиректор ОАО „Омский аэропорт“ Сергей КРУГЛОВ обвинял Омскавиа в том, что-де местная авиакомания не выполняет рейсы в российские города, кроме Москвы, а вот пустим Аэрофлот — и количество рейсов резко возрастет. Однако Аэрофлот пришел только на самый хлебный маршрут — Омск-Москва, а в другие города так и не летает по причине отсутствия спроса.

»Но и своей вершка не отдадим"

На самом деле наличие квот не особо сдерживало проникновение авиаварягов в другие регионы. Единственно, куда почти не пускали «чужих», — в те регионы, где авиакомпании акционировались вместе с аэропортами: КрасЭйр в Красноярске, Дальавиа во Владивостоке и «Пулково» в Санкт-Петербурге. Теперь, когда формальные препятствия сняты, конкуренция, конечно, усилится, но это вовсе не значит, что все окажутся в равных условиях.

Омскавиа, когда на иранских авиаперевозках остались только три из семи летавших там ее самолетов, попыталась зайти на авиарынок других сибирских городов, а в результате получила 30 млн рублей убытков. По приглашению томских областных властей Омскавиа в 2002 году запустила рейс Томск-Москва, после чего «Сибирь», до этого не имевшая там конкурентов, снизила свои тарифы в два раза. В результате Омскавиа полетала себе в убыток и ушла из Томска не солоно хлебавши.

Не увенчались успехом и попытки Омскавиа закрепиться и заработать и на рейсах Томск-Сочи, Барнаул — Сочи. Хотела наша авиакомпания выйти на московский авиарынок, но так и не сумела получить необходимую лицензию. А в Омске загрузить работой свои воздушные суда Омскавиа тоже не в состоянии — мало летают омичи, да и «Сибирь» с Аэрофлотом продыху не дают, занижая тарифы. Но почему же крупные авиакомпании могут позволить себе снижать тарифы до себестоимости и даже ниже?

— Авиакомпании работают в неравных условиях, — считает Евгений РОМАНЮК. — Мы летаем на дорогих модернизированных Ту-154 М, а «Сибирь» и Аэрофлот — на дешевых Ту-154Б, в которые они не вкладывают ни копейки, выжимая оставшийся ресурс. С 1 апреля 2002 года должны были запретить полеты немодернизированных Ту-154 Б, мы готовились, вкладывали деньги в смену своего парка, но сроки использования старых «тушек» продлили еще на несколько лет. Самолеты «Сибири» и Аэрофлота в целях экономии не оборудованы ни системой предупреждения «ТКАС», которая автоматически определяет, кому куда повернуть во избежание столкновения, ни индивидуальными кислородными масками. А мы все это установили на всех своих самолетах, а в результате оказались неконкурентоспособными.

Надо сказать, установить «ТКАС» на один самолет стоит 170 тысяч долларов, а индивидуальные кислородные маски, которые выскакивают автоматически при разгерметезациисалона, — 100 тысяч. На внутренних рейсах это необходимое для безопасности пассажиров оборудование устанавливать не заставляют, а вот на международные линии без него и близко не подпустят. Вот если произойдет ЧП на внутреннем рейсе, тогда крайних найдут и обяжут оборудовать все самолеты «ТКАСами» и кислородными масками, а пока это неплохая статья экономии.

Чтоб не пропасть поодиночке

Говорить об одинаковых условиях для авиакомпаний не приходится. Так, Аэрофлот и Трансаэро полностью освобождены от уплаты таможенных сборов за ввоз импортной авиатехники и запчастей. А Аэрофлот по-прежнему продолжает получать плату с иностранных воздушных судов за пролет над российской территорией — за год набегает более 200 млн долларов. Конечно, при таких преференциях можно позволить себе убыточные внутренние рейсы.

В среднем ежедневно из Омска в Москву летает 200 пассажиров соответственно, и обратно примерно столько же. В результате самолеты на московских рейсах Омскавиа, Аэрофлота, «Сибири» и Трансаэро заполняются в среднем по 60-70 человек. Совершенно понятно, что при такой загрузке средний тариф завышен на недогруз. Меньше всех заполняемость у Трансаэро, поэтому эта авиакомпания, чтобы уменьшить убытки, нередко доставляет своих пассажиров в Москву самолетами Омскавиа.

Подобные отношения у Омскавиа существовали по первости и с «Сибирью», омская авиакомпания перевозила «сибирских» пассажиров, когда их набиралось совсем мало. Но «Сибирь», почувствовав, что теряет пассажиров, от такого сотрудничества отказалась. Между тем без кооперации в нынешней ситуации не выжить, поэтому Омскавиа тесно сотрудничает в системе «Интерлайн» с многими авиакомпаниями: «Волгаавиаэкспресс», «Кавминводы», «Домодедовские авиалинии», «Ист Лайн», челябинской «ЭНКОР», «Пулково», «Самараавиа», «Калининградавиа», и другими.

Объединяя усилия по доставке пассажиров благодаря системе «Интерлайн», региональные авиакомпании начинают перевозить чуточку больше, но это, конечно, не панацея. Та же Омскавиа, лишившись большей половины авиасинекуры в Иране выживает за счет чартерных зарубежных рейсов в Таиланд, Египет, Германию. В прошлом году совершила 25 рейсовв Анталию, в этом собирается наладить рейсы в Стамбул.

— Сегодня из-за конкуренции выигрывает пассажир, но скоро это закончится, — уверен Евгений РОМАНЮК. — Если на московских рейсах останутся две компании — «Сибирь» и Аэрофлот, они договорятся и установят высокий тариф. А омский аэропорт, который сейчас ратует за конкуренцию, потеряет клиентов.

Вообще странная у нас конкуренция: авиакомпании давят друг на друга, снижая тарифы, а региональные аэропорты пользуются своим монопольным положением, повышая цены на свои услуги до заоблачных высот. При таком раскладе гражданская авиация, услуги которой и сегодня доступны далеко не всем, очень скоро может перейти на обслуживание избранных пассажиров.

О вопиющих проблемах российской гражданской авиации буквально кричит письмо Фонда содействия развития авиации «Авиация в поддержку Президента России» (наиболее интересные его моменты «КВ» решили опубликовать), распространяемое среди авиакомпаний. Начнет ли решать накопившиеся проблемы Федеральное агентство воздушного транспорта, создаваемое вместо Государственной службы гражданской авиации, покажет время, а пока можно с уверенностью сказать, что омичей отмена квот на внутренних авиалиниях пока никак не коснется — у нас и без того конкуренция между авиаперевозчиками в полном разгаре.


 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/03/12/vsem_bortam_razreshayu_vzlet