Быстрому питанию есть куда расти

Дата публикации: 09 марта 2004

Омский бизнес за развитие сети русских фаст-фудов. 

25-26 февраля состоялась областная конференция «Торговля и общественное питание: проблемы и перспективы развития». На ней было отмечено, что в Омске необходимо развивать общественное питание. В частности, создавать сети русских фаст-фудов.

От управления будем уходить

Конференцию открыл председатель экономического комитета Омской области Сергей ЕВСЕЕНКО. Он сообщил, в частности, что за несколько последних лет в Омской области количество торговых предприятий увеличилось в десятки раз. Общественное питание сформировалось с высоким уровнем конкуренции. И общепит, и торговля, развиваясь, стали приносить неплохие доходы в областной бюджет. Г-н ЕВСЕЕНКО также напомнил собравшимся о концепции развития торговли и общественного питания, подчеркнув, что эта конференция — очередной шаг к реализации концепции. Кстати, документ был роздан всем участникам мероприятия.

По его словам, достижение стратегических целей концепции на данном этапе будет осуществляться за счет комплекса мер по совершенствованию взаимоотношений товаропроизводителей, развития информационного обеспечения, правового регулирования. «Важно наладить взаимоотношения между властью и предприятиями», — подчеркнул он. А также заявил, что «мы собираемся уходить от управления предприятиями». В настоящее время необходимо помогать бизнесменам в продвижении на рынок. После короткого, но концептуального доклада г-н ЕВСЕЕНКО передал слово своему заместителю Татьяне СПИРИДОНОВОЙ и покинул зал, где проходило заседание.

Омск — объект экспансии москвичей

Г-жа СПИРИДОНОВА довольно подробно осветила процессы, происходящие в сфере торговли и общественного питания. Самое существенное в том, что
, реформирование экономики изменило структуру торговли. Уменьшилось количество вещевых и продовольственных рынков, вместо лотков и палаток все больше становится стационарных магазинов. Появилось большое количество сетевых магазинов, которые «все больше давят на рынки и отдельные магазины».

Более того, по словам г-жи СПИРИДОНОВОЙ, Омск может стать объектом экспансии москвичей, так как они активно начали работать не только с иностранными товаропроизводители, но и с российскими. «Пока нет большой активности. Но это лишь дело времени. Со стороны иностранных сетей вход на омский рынок может быть очень быстрым», — сказала она. В то же время спрос на товары в сетевых магазинах не такой уж большой, так для многих омичей цены в них достаточно высокие. Поэтому, по мнению СПИРИДОНОВОЙ, рынки нельзя сбрасывать со счетов. Они заняли свою нишу: большой ассортимент недорогих товаров. «Рынки тоже будут меняться и развиваться», — подчеркнула она.

Что касается оптовой торговли, то она тоже претерпела изменения. В этой сфере экономики происходит снижение товарооборота. Основная причина в том, что многие крупные магазины стали заказывать товары напрямую у товаропроизводителей или дилеров. В результате многие оптовики стали заниматься розничной торговлей.
Предполагаются изменения в крупных магазинах. В них будут размещаться игровые автоматы, косметические салоны, кафе и тому подобное. Примеры тому уже есть: торговый центр «Омский».

Локальные и глобальные тормоза

Несмотря на бурное развитие торговли и общественного питания, проблем в этих сферах экономики по-прежнему немало. Одна из них — нехватка квалифицированных кадров. «Сейчас проще нанять продавца без опыта работы, чем с большим стажем, так как молодых легче научить работать в современных условиях», — отметила г-жа СПИРИДОНОВА. В новых условиях развития экономики появилась и другая проблема — продавцы слишком назойливо предлагают купить товар.

В числе глобальных тормозов для развития общественного питания и торговли г-жа СПИРИДОНОВА назвала отсутствие федерального закона о торговле, а также Торгового кодекса. Кроме того, существенно мешает низкий уровень концентрации капитала в этих сферах экономики, так как не все согласны объединяться.

Заместитель председателя экономического комитета Омской области также затронула вопрос о концепции развития торговли и общественного питания, перечислив ряд мероприятий по реализации концепции. Вообще предполагалось, что с подробным докладом о реализации концепции выступит заместитель директора департамента городской экономической политики Юрий ЧАЩИН. Однако он не смог приехать. Поэтому слово дали самим бизнесменам.

Ниша свободна

Первой выступила финансовый директор-главный бухгалтер СП ТЦ «Омский» Ирина ЛОМАКИНА, затронув тему общественного питания. По ее мнению, «у нас либо высший сорт — рестораны, либо совсем низкий — лотки быстрого питания. А средний бизнес раскручен очень слабо. В нашем городе должно быть больше предприятий общепита, так как есть большой спрос со стороны населения», — заявила она. Как и представители власти, ЛОМАКИНА отметила наличие большой конкуренции в сфере общепита. Серьезную конкуренцию составляют сети быстрого питания — фаст-фуды.

ЛОМАКИНА отметила, что в последнее время стали появляться, скажем так, русские фаст-фуды. Например, «Сытная площадь» в Торговом центре «Омский».

— Русские сети быстрого питания — эта целая ниша. Причем свободная. Ее надо развивать. То есть заняться есть чем, — сказала она. — Однако все боятся конкуренции со стороны уже существующих сетей. Кроме того, есть проблемы и с поставщиками. Когда мы открывали «Сытную площадь», «Омский бекон» и другие крупные товаропроизводители отказались поставлять нам свою продукцию. Парадокс. В Омске нет организаций, которые занимались бы комплексным маркетингом. Чтобы просчитать, насколько выгодно будет открыть «Сытную площадь», нам пришлось обращаться к москвичам.

Презентация по полной программе

Поскольку конференция была рассчитана на целый день, то, естественно, был объявлен перерыв на обед. После обеда г-жа СПИРИДОНОВА, как и г-н ЕВСЕЕНКО покинула зал заседания. Из председательствующих на конференции осталась только начальник отдела ФГУ «Омский ЦСМ» Светлана ГАЛКИНА. Тем не менее конференция продолжилась. С докладами выступили, в частности, представитель компании «Аделина», вице-президент Ассоциации омских кулинаров Алексей ФОМИН, а также представители компаний «Чайный мир» и «Русьимпорт». Все они рассказывали в основном о том, как развивали свои фирмы и с какими проблемами столкнулись. Многие приводили статистику: сколько партнеров и какие, какая продукция пользуется большим спросом. В общем, их выступления напоминали презентацию компаний. Правда, некоторые из выступавших отметили, что для решения проблем торговли и общепита необходимо плотнее наладить взаимодействие с властями.

Затем состоялась «обратная связь». На вопросы предпринимателей отвечали прибывшие специалисты различных государственных структур: УМНС РФ по Омской области, Госинспекции по труду, лицензионной палаты, фонда соцстраха, экономического комитета Омской области. Во второй день конференции также были заслушаны различные доклады. Состоялись и мастер-классы, например по приготовлению десерта, закусок для банкета, сервировке стола к празднику. В целом конференция удалась: и проблемы, и перспективы обсудили, и попрактиковались.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/03/9/bistromu_pitaniyu_est_kuda_rasti