Питерская "Пятерочка" пришла в Омск

Дата публикации: 12 апреля 2004

Местным ритейлерам не нравятся амбициозные планы питерцев
В конце апреля в Омске будет открыт первый универсам сети эконом-класса «Пятерочка». Омская компания «Пятый бастион», специально созданная под этот проект, приобрела у владельцев сети франшизу. Первый магазин должен будет разместиться на площадях Дома быта «Тополиный», на Левом берегу. Всего же, согласно, договору франчайзинга, должно быть открыто порядка 20 универсамов. Омские ритейлеры считают, что наш рынок еще не созрел для транснациональных сетей.

«Пятерочка» — крупнейшая российская сеть универсамов экономического класса — основана в 1999 году. Основными владельцами сети являются ООО «Агроторг» (в Санкт-Петербурге), ООО «Агроспект» (в Москве), ООО «Экономторг — Пятерочка» (в Екатеринбурге) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР), которому принадлежит блокирующий пакет акций. Количество собственных магазинов «Пятерочки» сегодня составляет: в С.-Петербурге — 86, в Москве — 86. На условиях фанчайзинга открыто: в Воронеже — 13, в Челябинске — 15, в Уфе — 10, в Перми — 8, в Ульяновске — 1. В планах компании открытие своих универсамов во всех городах «миллионниках». В 2003 году оборот «Пятерочки» превысил 600 млн долларов.

В июне прошлого года вице-президент по региональному развитию сети «Пятерочка» Михаил ЛАПИН, отвечая на вопросы представителей разных регионов (в интернете), заявил, что Омск пока не входит в число городов, где «Пятерочка» откроет универсамы в ближайшее время. Однако слова представителя «Пятерочки» не оправдались. Сеть все-таки дошла и до Омска.

Как стало известно «КВ», универсам «Пятерочка» появится в Омске на условиях франчайзинга. Омским партнером питерской «Пятерочки» стала специально созданная под этот проект компания «Пятый Бастион», которая и приобрела исключительное право на пользование известным брэндом. Покупка франшизы, как стало известно корреспонденту «КВ», стоила компании порядка 750 тысяч долларов. Насколько известно, это единовременный взнос, дающий право на открытие не одного магазина, а сразу сети. В данном случае речь идет об открытии более 20 универсамов «Пятерочка».

Как сказал руководитель отдела рекламы и PR ООО «Пятый Бастион» Вадим ПИРОГОВ, открытие первого магазина запланировано на конец апреля. Универсам разместится на Левом берегу, в Доме быта «Тополиный». Финансироваться работы по реконструкции объекта, по словам Вадима ПИРОГОВА, будут за счет средств «Пятого Бастиона».

Универсамы «Пятерочка» принадлежат к формату дискаунтеров с реально низкими ценами, близкими к оптовым. Размах сети позволяет ее владельцам получать неплохие преференции от поставщиков. В связи с этим она представляет для омских операторов рынка серьезную угрозу, считает заместитель директора департамента городской экономической политики Юрий ЧАЩИН. Местным ритейлерам, чтобы их магазины были рентабельными, надо делать торговую надбавку в размере не менее 20%. Владельцы же «Пятерочки», получая скидки от центральных российских дистрибьюторов, могут позволить себе снизить порог рентабельности до 15%. Владельцы омских сетей на такое пойти не могут. И поэтому, как бы ни были оптимистичны их высказывания в адрес нового игрока на рынке ритейлерских услуг, они все равно его опасаются, и поэтому, еще до того, как «Пятерочка» появится на рынке, начали искать методы борьбы с сильным конкурентом.

Надо заметить, что сами ритейлеры на эту тему говорить отказываются. Но, насколько известно корреспонденту «КВ», владельцы местных сетей даже собирались «на сходку», где как раз обсуждали вопрос появления на омском рынке «Пятерочки» и способы, которые бы могли помешать ее активному распространению на территории города. В качестве одного из возможных вариантов, как сказал корреспонденту «КВ» человек, пожелавший остаться неизвестным, омские ритейлеры видят консолидацию усилий, которая поможет им более выгодно работать с местными производителями. В результате развитие сети «Пятерочка» в Омске может пойти по тому же сценарию, по которому это происходило в Екатеринбурге, Новосибирске, где местные производители и власти устроили «питерским» блокаду.

Впрочем, как заметил директор сети гастрономов «Наш магазин» Дмитрий ШАДРИН, омские представители розницы и «Пятерочка» могли бы нормально сосуществовать на рынке. Однако франчайзи (имеется ввиду компания «Форэст» — ред.), говорит Дмитрий ШАДРИН, еще не успев закрепиться на рынке, повел себя нечестно и некорректно по отношению к местным ритейлерам. Некорректность, сказал директор сети «Наш магазин», проявилась в том, что франчайзи начал вести на территории уже имеющихся торговых точек работу по привлечению или, лучше сказать, по переманиванию персонала. При таком вызывающем, грубом отношении к тем, кто уже не один год работает в этом бизнесе, уверен Дмитрий ШАДРИН, шансы у питерской сети закрепиться на омском рынке невелики.

По словам Юрий ЧАЩИНА, представители власти не могут вмешиваться в процесс регулирования рынка. И с точки зрения потребителя, и с точки зрения пополнения городского бюджета, говорит он, появление «Пятерочки», безусловно, положительный факт. Что касается вопроса, насколько реально «Пятерочке» развить в нашем городе целую сеть универсамов, то здесь, считает Юрий ЧАЩИН, все будет зависеть от омской розницы. В чью пользу произойдет перераспределение сил, время покажет. Однако далеко не все представители администрации придерживаются такого мнения. Один из чиновников, который попросил не называть его имени, достаточно резко высказался в адрес владельцев «Пятерочки», которые якобы разрушают сложившийся в регионах бизнес.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/04/14/piterskaya_pyaterochka_prishla_v_omsk