Владимир КУРАТОВ: "К 2001 году предприятие оказалось в плачевном состоянии"

Дата публикации: 12 апреля 2004

Совсем недавно на омском рынке мясной продукции появился новый участник — ОАО «Калачинский мясокомбинат». Повсюду в областном центре стали появляться фирменные отделы и павильоны, торгующие его продукцией. По всей видимости, предприятие находит свою нишу на рынке, где и без него, было, казалось, полное изобилие. При этом многих удивило, что мясокомбинат сумел сохранить свое лицо, оставшись, в отличие от большинства аналогичных производств Омской области, самостоятельным. Корреспондент «КВ» Владимир КОВАЛЕВ побеседовал с генеральным директором ОАО Владимиром КУРАТОВЫМ о том, как удалось начать подъем предприятия из небольшого города и на что рассчитывает калачинский мясокомбинат, включившись в жесткую конкурентную борьбу.

— Владимир Иванович, как предприятию удалось выжить при нынешней жесткой конкуренции?

— Именно из-за конкуренции на рынке калачинский мясокомбинат и оказался к 2001 году в плачевном состоянии. Я сел в это кресло в июле 2001 -го. С января и до того момента предприятие произвело всего 357 тонн колбасных изделий. Для сравнения: в самые лучшие для мясокомбината годы, (1994 — 1995), здесь выпускали до 6400 тонн колбасных изделий и вырабатывали до 17 тысяч тонн мяса и субпродуктов первой категории в год. Правда, предприятие еще не успело обрасти долгами и сползти в яму банкротства. Но на имевшемся оборудовании уже невозможно было производить конкурентоспособную по качеству продукцию. Высокая марка предприятия была утеряна. Обидно и больно, ведь калачинский мясокомбинат — один из старейших в области, в 2004 году ему исполняется 75 лет.

— Такое старое производство?

— Нет, прежде мясокомбинат был на другом месте. А предприятие, где мы с вами сейчас находимся, запустили в 1989 году. Но возводить его начали в семидесятых годах. Тогда же и проект создавался — на уровне технических достижений сороковых — пятидесятых годов. И когда закончился типичный советский долгострой, оборудование вообще морально устарело. А планы были грандиозные. По проекту мясокомбинат должен был стать предприятием союзного значения, чуть ли не крупнейшим из подобных производств в области. Однако начались другие времена и задумки эти так и не осуществились. Да и огромные объемы мясопереработки стали ни к чему, ведь поголовье скота с начала девяностых сократилось раза в четыре.

— С чего вы начали, став генеральным директором?

— Как я уже говорил, мы сразу пришли к выводу, что при имеющемся оборудовании предприятию не выжить. Но сначала нужно было выполнить реконструкцию котельной. Она проектировалась с прицелом на огромное производство, кроме того, должна была отапливать настоящий «мясной городок» — поселок, который хотели со временем возвести рядом с комбинатом, и другие жилые дома. Мощности котельной хватило бы, пожалуй, на отопление всего Калачинска. Но почти все объекты, которые мы раньше отапливали, муниципалитет перевел на свою котельную. А для мясокомбината такие большие мощности не нужны. К тому же старые котлы, хоть и переведенные на газ, были очень энергоемкими. Мы поставили два новых экономичных котла. И немалые затраты на них вскоре окупились — за год мы сберегли миллион кубометров газа. Приняли и другие меры для экономии энергии. К примеру, отказались от открытого водоподогрева — его КПД был всего 10 процентов, представляете? Остальные 90 процентов пара шли на «обогрев» атмосферы. После котельной взялись за модернизацию и капремонт сердца комбината — компрессорной. Одновременно продолжается ремонт холодильника, который за годы эксплуатации обветшал.

— Основное производство на время ремонта останавливали?

— Нет, все работы выполняются без остановки выработки мяса и производства мясопродуктов. Когда новое руководство пришло на комбинат, был взят курс на увеличение объемов производства. Замена оборудования осуществляется постепенно. И результаты налицо. Взять термическое отделение — важнейшее в технологии изготовления колбас. Старые термокамеры (в них варят и коптят колбасы) износились, к тому же их обслуживание было физически очень тяжелым для рабочих. А в процессе копчения выделялось столько сажи, что люди всю смену ходили грязные. Мы установили первые новые камеры, которые позволили и серьезно ускорить технологический процесс, и улучшить качество колбас, и облегчить труд рабочих. Сейчас люди работают в чистоте. Загрузили колбасы, включили компьютер — и четыре часа остается только следить за приборами. За два с половиной года успели закупить и установить много другого оборудования. Стоит оно весьма недешево, но без этого не обойтись. К примеру, за 43 тысячи евро недавно купили установку, позволяющую освобождать мясо даже от мельчайших жилок при изготовлении продукции высших сортов.

— Руководители, придя на производство, часто проводят сокращения или другие перетряски кадров...

— Коллектив остался практически прежним. Кто-то, конечно, ушел на пенсию, с кем- то по другим причинам пришлось расстаться. Но количество работников по сравнению с 2001 годом существенно увеличилось. Тогда их было 410, а сегодня — уже 619. Серьезно поднялась средняя зарплата. В 2001 году она составляла всего 1061 рубль в месяц, а сейчас — в пределах 3600. Для Калачинска — нормальные деньги, хотя хотелось бы, конечно, побольше. Но мы исходим из того, что сначала средства нужно заработать.

— Мясокомбинат стал давать прибыль?

— Да, некоторая прибыль начала появляться. Однако большие суммы, разумеется, уходят на налоги. Наше ОАО — крупнейший в Калачинске налогоплательщик. В 2003 году мясокомбинат заплатил в казну около 21 миллиона рублей. Если же взять еще дочерние и близкие предприятия, то получается более 33 миллионов налогов. Очень много приходится вкладывать в развитие производства. По мере возможностей мы стараемся кое — что сделать для работников помимо увеличения зарплаты. Например, на территории действует небольшой цех по выпечке хлеба и кондитерских. Он особой прибыли не приносит и нужен прежде всего для того, чтобы люди всегда могли приобрести свежий хлеб. А столовая, где можно хорошо поесть рублей за 12, работает вообще с некоторым убытком.

— Зачем на мясокомбинате столовая? Традиционно работники подобных предприятий питались «подножным кормом».

— Нет, люди с удовольствием ходят в столовую. Что касается «подножного корма»...Конечно, съесть граммов двести колбасы никто не запретит. А для борьбы с несунами мы поставили на проходной современные вертушки.

— Судя по сегодняшнему обилию в Омске калачинских колбас, вам уже удалось серьезно увеличить объемы производства.

— В 2003 году мы выпустили 2200 тонн колбас и аналогичных, в том числе деликатесных продуктов. А также выработали 5800 тонн мяса и субпродуктов первой категории. Производство колбас мы продолжаем увеличивать. В первом квартале прирост должен составить процентов 50. С мясом — сложнее. Поголовье скота в хозяйствах в одночасье не увеличится. Но мы стремимся привлечь как можно больше сдатчиков. Закупаем мясо в сельских АО, у фермеров, с частных подворий. Для удобства сдатчиков организуем доставку животных своим транспортом, закупаем новые скотовозы. Сегодня мы можем привезти скот из любого места на расстоянии до 500 километров, с машинами проблем нет. Расчеты со сдатчиками мы осуществляем четко, да иначе кто будет сегодня мясо продавать?

— А как обстоят дела с продажей вашей продукции? Ведь омский рынок в последние годы, кажется, окончательно поделен, если не сказать — монополизирован.

— Недавно мы открыли в Омске наше постоянное представительство. Продолжаем формировать свою торговую сеть, которая сейчас насчитывает 25 павильонов. При их снабжении нас заставляют шевелиться не только конкуренция с другими производителями, но и сами условия хранения. Поэтому мы ежедневно подвозим свежую продукцию. При организации наших точек с торговлей возникали и возникают некоторые проблемы, но мы их решаем. Наш мясокомбинат не собирается ограничиваться омским рынком, так что стараемся не пропускать выставки в Омске и других городах. Нам есть что показать, ведь калачинский мясокомбинат один из немногих в стране сохранил производство сырокопченых колбас. А фаршированные колбасы в Омской области сегодня умеем делать одни мы. Сейчас работаем над созданием своего имиджа, проводим обкатку нашего брэнда и признания специалистов уже добились, получив множество дипломов и наград за качество.

— Деликатесы достаточно дороги для рядовых покупателей, их берут далеко не каждый день. На них одних, видимо, прибыли не сделать?

— Мы выпускаем много продукции, так сказать, на каждый день, по доступным ценам. Не забываем про ливерку и недорогие колбасы. Последние, не секрет, невозможны без различных немясных белковых компонентов. Кроме выпуска колбас, хотим серьезно увеличить и производство другой продукции. Создаются два новых цеха — по выпуску мясных полуфабрикатов и замороженных субпродуктов. Сегодня делаем и пельмени, и котлеты, выпускаем и замороженные в подложках субпродукты — печень, сердце, почки, но не столько, сколько бы хотелось. Это направление перспективно. Сегодня на Западе лишь примерно 20 процентов продаж изделий из мяса составляют колбасы, остальные 80 — мясные полуфабрикаты. В России же на долю полуфабрикатов пока приходится только 20, а, колбас, наоборот, продается 80 процентов.

— Общеизвестно, что у руководителей, тем более занятых серьезными преобразованиями производства, почти не остается времени на отдых. У вас — тоже?

— Свободного времени, конечно, очень мало. Но стараюсь хоть ненадолго вырваться на охоту. Есть круг друзей, с которыми мы постоянно выезжаем. Тут охота не самое главное, важнее общение с давними друзьями.


Владимир Иванович родился 14 ноября 1954 года в деревне Новое Село Калачинского района Омской области. Мать работала бригадиром в животноводстве, отец — шофером. После окончания Осокинской средней школы поступил на факультет механизации Омского сельскохозяйственного института. В свободное время подрабатывал и активно занимался комсомольской работой. Участвовал в стройотрядовском движении, организовал первый в области механизированный отряд по уборке зерновых.

После окончания института в 1980 году избран вторым секретарем Калачинского горкома ВЛКСМ. С 1984-го по 1987 год работал секретарем парткома совхоза «Великорусский» в Калачинском районе. В 1987 — 1990 годах — заведующий организационным отделом Калачинского горкома КПСС.

С 1990-го по 1997 год трудился заместителем генерального директору по производству агрофирмы «Омь». В 1997 году ушел в «свободное плавание», занявшись бизнесом на территории Калачинского района. С 30 июля 2001 года работает генеральным директором ОАО «Калачинский мясокомбинат».

Женат. Две дочери. Старшая — после окончания экономического факультета ОмГУ — живет в Омске и работает в инспекции МНС по Омской области. Младшая дочь учится на первом курсе экономфака ОмГУ.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/04/14/vladimir_kuratov__k_2001_godu_predpriyatie_okazalos_v_plachevnom_sostoyanii