Акселерация тарифов

Дата публикации: 19 апреля 2004

Сколько надо, столько и нарисуем

Если следовать логике новых «Основ», то затратный принцип должен уступить место формированию тарифов методом «экономической обоснованности расходов». В то же время не вполне понятно, как именно будет достигнут декларируемый «баланс экономических интересов собственников жилья, организаций, осуществляющих содержание и ремонт жилья и/или оказывающих коммунальные услуги, и потребителей».

Как известно, самым крупным собственником жилья является муниципалитет, коммунальные услуги оказывают муниципальные предприятия, тарифы формируют тоже муниципальные структуры. Теоретически, конечно, можно представить, что муниципалитет в разных своих ипостасях может сам себе навредить, но на практике игра будет идти в одни ворота, и отнюдь не потребителей.

«Основы» также декларируют «открытость информации о ценах и тарифах и о порядке их утверждения». Понятие «открытости» можно трактовать очень широко, и вряд ли потребителей допустят на коммунальную кухню. Любой тариф формируется из великого множества составляющих, и неспециалисту очень сложно разобраться в обоснованности каждой из них. В тарифах надежно укрыты и бесхозяйственность в виде текущих и парящих трубопроводов, и завышенные нормы потребления (воды, к примеру, россияне потребляют, согласно тарифам, больше всех в мире), и содержание громоздкого, неэффективного управленческого аппарата, и множество других коммунальных огрехов.

Чтобы уйти от неоправданных затрат в тарифах, правительство решило, что «установление цен и тарифов осуществляется с учетом заключения независимой экспертизы». Это, конечно, плюс, но не панацея. Поскольку независимая экспертиза будет проводиться в порядке, определяемом органами местного самоуправления, то нетрудно догадаться, что выбранные эксперты, чтобы сохранить свой кусок хлеба, постараются действовать в интересах муниципалитета. Если вдруг они попытаются отстаивать интересы потребителей, то муниципалитет однозначно больше никогда не доверит им проводить экспертизу.

Быстро только сказка сказывается

Когда корреспондент «КВ» поинтересовался у директора департамента городского хозяйства Александра УСОВА, что изменится с появлением новых «Основ», тот честно признался, что «можно шесть месяцев ничего не делать». А все потому, что сами «Основы» больше дают приблизительные ориентиры, как должно быть в идеале, чем расшифровывают, как же все будет в действительности.

В течение полугода Госстрой совместно с Минфином, Минэкономразвития и ФЭК должны разработать новую методику расчета коммунальных тарифов. С учетом идущей тотальной перетряски правительства вряд ли стоит ждать эту методику в ближайшее время. Механизм исполнения правительственных решений на местах, к тому же в такой проблемной сфере, как ЖКХ, никогда не отличался точностью и обязательностью. К примеру, еще два года назад согласно решению правительства должно было быть ликвидировано перекрестное субсидирование в энергетике, но оно по-прежнему живет и побеждает.

— При формировании новых тарифов мы постараемся соблюсти баланс интересов всех сторон коммунального процесса, экономически обосновать их, — говорит Александр УСОВ. — Чтобы ЖКХ развивалось, тарифы нужно ежегодно индексировать в соответствии с уровнем инфляции. В то же время налоговое бремя на ЖКХ усиливается, это тоже неизбежно отразится на тарифах. Так, с этого года жилищники должны платить НДС — это прямой налог на население, уходящий в федеральный бюджет.

«Основами» определены основания для изменения тарифов. Один из пунктов позволяет повышать тарифы в связи с «принятием организациями долгосрочных целевых программ производственного развития, технического перевооружения, которые необходимы для поддержаниянадежного и безаварийного функционирования объектов жилищно-коммунальной сферы, снижения производственных или иных расходов, а также для реализации согласованных в установленном порядке инвестиционных проектов».

Теперь потребителям, возможно, придется оплачивать еще и инвестиционных планов громадье, и вовсе не факт, что впоследствии эти деньги окупятся сторицей. Пока вся реформа в ЖКХ свелась к резкому повышению тарифов при сохранении очень низкого качества услуг. Когда говорят об «экономически обоснованных тарифах», имеется в виду, что потребители должны платить столько, сколько нужно тем, кто оказывает коммунальные услуги.

Коммунальщики, как, впрочем, и все российские производители услуг и товаров, хотят, чтобы мы платили за ЖКХ так же, как в развитых странах. Но при этом платить зарплату по западным меркам не собираются. Если бы у нас минимальная зарплата была, как американское пособие по безработице — 800 долларов, тогда повышение коммунальных тарифов не вызывало бы такого социального недовольства. Но омичам до мэрских выборов, которые состоятся в марте 2005 года, можно особо не беспокоиться: если Евгений БЕЛОВ хочет остаться в своем кресле, значит, резкого роста тарифов не будет.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/04/15/akseleratsiya_tarifov