"Омских министров надо учить ходить,

Дата публикации: 26 апреля 2004

так как они еще "не привыкли к самостоятельности". 

13 апреля губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ на пресс-конференции подвел итоги работы правительства Омской области в первом квартале 2004 года. В ходе пресс-конференции, отвечая на один из вопросов, глава области посоветовал не суетиться желающим занять пост мэра, так как пока еще «преждевременно» проявлять намерения стать главой Омска. Губернатор также сообщил об итогах социально-экономического развития Омской области в первом квартале 2004 года. «КВ» решили ознакомить своих читателей с отдельными ответами г-на ПОЛЕЖАЕВА на вопросы журналистов.

О социально-экономическом развитии

— Рост ВВП в первом квартале 2004 года по сравнению с аналогичным периодом 2003 года составил 10,8%, объем производства продукции сельского хозяйства — 10,5%, инвестиции в основной капитал — 12%, грузооборот на транспорте — 14%, оборот розничной торговли — 19%, объем платных услуг населению — 5,2%, выросли доходы на душу населения и составили 24%. Наиболее важно, на мой взгляд, то, что средняя зарплата по области за первый квартал 2004 года составила 4670 рублей. Это ровно на 1000 рублей больше, чем за первый квартал 2003 года. Такие цифры позволяют нам предположить, что к концу года средний уровень зарплаты станет выше, чем было определено в плане социально-экономического развития области на 2004 год.

Об «Авангарде» и продажности судейства

Наверное, не трудно себе представить, что значит сохранить, особенно содержать хоккейный клуб. Причем это ведь не только один «Авангард». Это целая пирамида: детские, юношеские спортивные школы, десять тысяч ребятишек, которые занимаются, целая армия педагогов. «Авангард» — пик этой пирамиды. Я считаю, что 10-12 лет не такой уж большой срок для становления команды. Суперклубы не создаются за год — два. Ведь надо подобрать игроков, тренеров. Клуб находился в постоянном поиске, двигался, то есть на месте не стоял. Поэтому то, чего достигла команда в этом году вполне закономерно, здесь нет ничего случайного. Какие бы чувства эта победа не вызывала у разных людей.

У нас поставлена задача — создание не просто клуба, а суперклуба, способного конкурировать не только внутри России, но и на международной арене. Мы должны закрепить «Авангард» на высоком уровне. Не ручаюсь, конечно, что клуб каждый год будет чемпионом, но команда будет в элитной группе российского хоккея.

Проблемы омского правительства

Не неожиданно для меня проблемы проявились в том, что не сразу достигается совместимость деятельности отдельных министерств и ведомств. Нет еще слаженности в их работе. Министры еще не привыкли к самостоятельной работе. Они свыклись с тем, что их водит куратор. Система кураторства, которая существовала при старой системе исполнительной власти, замыкалась на мне. Люди, курирующие тот или иной вопрос, приходили ко мне с информацией, а я уже принимал решения. От этого стереотипа не так просто отойти. Что называется, людей надо учить ходить, учить ведомства общаться между собой. Практики такой пока нет.

Кое у кого из министров еще преобладают амбиции. Есть новые министры, которые в аппарате еще не работали, есть поднаторевшие, имеющие большой опыт работы и считающие, что их история позволяет так действовать. Но это ожиданно для нас. И мы знаем, как этот недуг лечить. Надеюсь, что в новой структуре мы избавимся от этих пороков.

Что касается того, удачно или нет выбрали новый вариант системы исполнительной власти, то я считаю, что мы не ошиблись. Если и есть ошибки, то незначительные, которые можно поправить на ходу, имея определенную практику. Уже меньше стало суетливости, сузился фронт взаимодействия. Мы сократили около пятидесяти комитетов, полтысячи чиновников.

О приоритетах омского правительства на II квартал

Для нас второй квартал связан прежде всего с организацией и проведением весенне-полевых работ. Надо будет засеять зерновыми культурами почти 2,2 млн га. Причем это официально. Крестьяне же всегда все делают с небольшим гаком. Посевная кампания, естественно, будет сопровождаться подготовкой техники, обновлением машинного парка, проведением лизинговых операций, закупкой ГСМ.

Также надо будет заниматься организацией летнего оздоровления. Активнее пойдет строительство.

О влияния реорганизации федерального правительства на становление омского правительства

Если реорганизация федерального правительства и скажется на омском правительстве, то не сильно, так как у нас практически все органы корреспондируются с новой структурой федеральной власти. Я с разработчиками структуры федерального правительства заранее ни о чем не договаривался, а исходил из логики действий, из опыта совершенствования структуры управления, который считал наиболее вероятным и необходимым на региональном уровне. Многое совпало, и это говорит о том, что мы мыслим в одном направлении.

О сельхозплощадях и ценах на хлеб

Министерство сельского хозяйства РФ выражает просьбу увеличить посевные площади в Омской области. Мы в свою очередь советуем хозяйствам увеличить площади. К нашим советам прислушиваются. Думаю, это демократично.

Что касается стоимости хлеба. Мы дотируем хлеб. Надеемся, что до нового урожая цены удержим. По крайней мере, в июле нам будет видно, какая цена складывается на зерновом рынке. Тогда и определим: есть ли смысл дотировать и дальше или постепенно надо будет цены отпускать.

О строительстве

Помимо строительства крупнейших объектов — моста в Таре, необходимого для развития социальной структуры, разработок природных месторождений, метромоста в Омске, который решит транспортные проблемы города, Ледового дворца на Левом берегу, будет вестись строительство объектов, не привлекающих на первый взгляд внимания. Это восполнение рынка нового жилья, ликвидация ветхого жилья в Омске, модернизация системы жилищно-коммунального хозяйства. То есть текущая работа.

На мой взгляд, не так сложно решить проблемы строительства. Главная проблема в том, что Омск примерно на 20-25 лет отстает в развитии инженерной инфраструктуры. Заперты мощности по энергетике, по системам канализации. Если ничего не делать, то через два года в Омске мы практически ничего не будем строить. На градостроительном совете мы как раз и рассматривали вопросы развития инженерной инфраструктуры: энергетики, канализации, водоснабжения. Все три вопроса очень принципиальны. Особенно по водоснабжению.

Если мы не хотим, чтобы в Омске через пять лет, как сейчас во Владивостоке давали воду на два часа, то в ближайшие два-три года необходимо провести полную реконструкцию всех водозаборных узлов Омска. Без этого мы не привлегем крупные инвестиции в наш регион. Инженерные структуры инвесторы развивать не будут. Это дело органов власти. Инвесторы придут только на готовые строительные площадки.

О программе приватизации городского имущества

Я не вижу в практике приватизации, продажи части муниципальной собственности чего-то из ряда вон выходящего. Действительно, у муниципалитета, возможно, есть необходимость продать на конкурсах часть имущества в интересах пополнения городского бюджета или в интересах более эффективного использования тех или иных объектов. Именно на конкурсах. То есть это рабочий фактор, не вызывающий вопросов. И мы это делаем. Но не в таком массовом количестве.

Я считаю необъективным и неоправданным одномоментный выброс на рынок такого количества собственности, потому что это сразу же снижает стоимость имущества. Тех доходов, которые город планирует получить от реализации собственности, он может и не получить. Кроме того, если приватизация проводится, то она должна быть прозрачной, продажа должна идти на открытых конкурсах с учетом интересов арендаторов, многие годы пользующихся объектами. Собственность не должна расходиться по рукам начальников, друзей начальников.

Город должен сделать грамотную и обоснованную программу приватизации муниципальной собственности. По крайней мере, объяснить общественности и городскому Совету, почему муниципалитет не может эффективно использовать ту или иную собственность. Просто представить реестр продаваемых объектов и выдавать его за программу, я думаю, это грубое нарушение, неуважение прежде всего представительной власти. Это, безусловно, нечистоплотность проводимой акции в городе. Каждый человек вправе предположить, что здесь какой-то умысел.

О создании новых муниципалитетов в Омской области

Выборы глав муниципальных образований, которые пройдут в декабре 2004 года — это очень важная кампания. Не столько с точки зрения выборов. Я думаю, гораздо важнее вся выборная кампания, связанная с реализацией ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Будет крупная политическая кампания. Правда, ее последствия нам еще не очень хорошо ясны.

Выборы старост в сельских образованиях, где живет не более 30 человек — далеко не простое дело. Выбрать-то мы выберем. Важно будет вдохнуть жизнь в эту систему. Если мы просто посадим человека за стол, дадим ему зарплату, общество и люди мало что выиграют. Если предлагаем такую систему, то у нее должно быть какое-то продолжение, реально влияющее на улучшение жизнедеятельности в конкретной географической точке. Люди будут ждать улучшения жизни. Для того чтобы староста смог это сделать, его надо будет обеспечить, создать финансовую базу. Поэтому сразу возникает проблема межбюджетных отношений. Сегодня мы имеем дело с 32 муниципальными образованиями, а завтра их будет около 500. Я считаю, что самое важно — это послевыборные процессы. Чтобы мы не дискредитировали саму идею, приближающую нас к земству. Мы должны очень серьезно отнестись к принятию нормативных документов, чтобы обеспечить жизнеспособность этой системы.

Про выборы мэра

Журналисты не правы, считая, что я рекомендую того или иного человека на пост мэра Омска, когда идет предвыборная кампания. Нет такого источника, где бы я давал свои рекомендации. Что касается сегодняшней ситуации, происходящей в горсовете в связи с предстоящими выборами, то я не советую суетиться. Еще рано, преждевременно.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/04/16/omskih_ministrov_nado_uchit_hodit_