Николай КИРИЛЕНКО: "Самый молодой омской станции — ТЭЦ-5 — в этом году исполнилняется 27 лет"

Дата публикации: 05 мая 2004

Новый филиал АК „Омскэнерго“ образован совсем недавно. В его состав вошли три станции омской энергосистемы — ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5. До конца этого года Электрогенерирующее предприятие станет самостоятельным акционерным обществом. О проблемах, стоящих перед новым предприятием, и о путях их решения рассказал корреспонденту „КВ“ Николаю ГОРНОВУ директор Электрогенерирующего предприятия Николай КИРИЛЕНКО.

— Николай Иванович, вы 14 лет отработали на ТЭЦ-4 и почти 19 лет руководили ТЭЦ-5. Вам нет необходимости долго вникать во все проблемы. Какие задачи вы считаете сегодня наиважнейшими?

— Задача номер один — создание практически нового предприятия. ТЭЦ-3, ТЭЦ-4 и ТЭЦ-5, которые до недавнего времени работали как самостоятельные филиалы, теперь стали одним филиалом. Такие большие предприятия переводить в разряд технологического производства не так-то просто. Все ТЭЦ работают круглосуточно и непрерывно весь год. А они ведь даже географически находятся в разных частях города. Так что при организации работы возникает множество вопросов. Сначала, конечно, самые рутинные. Мы должны были в кратчайшие сроки создать новый аппарат управления, организационную структуру, подобрать кадры, создать для органов управления возможность оперативного управления предприятием.

Ничего выдающегося в этом нет, но тем не менее очень большая организационная работа нами была проделана. И в кратчайшие сроки. Сегодня завершается ее последняя часть. Уже созданы и работают департаменты управления персоналом, экономики и финансового анализа, завершается формирование производственных и инспектирующих служб. До 1 мая переходный период формально будет завершен. Из управленцев на станции останутся только директор и главный инженер, а также небольшая группа, которая будет обеспечивать делопроизводство и ведение складского хозяйства. Остальные специалисты перейдут в штат Электрогенерирующего предприятия.

— Проще будет работать?

— Посмотрим. Пока не могу сказать однозначно. Первое, что не вызывает сомнения — это сокращение численности управленческого персонала. При централизации процессов исчезает необходимость держать множество специалистов на каждой станции. Это касается не только снабжения, но и экономических служб, и технических служб. Ко всему прочему предусматривается не просто сокращение, а отбор наиболее квалифицированных специалистов, перераспределение функций, создание новых — более функциональных структур.

— Сложностей хватает...

— Сложность еще в том, что одновременно с нашей структурной перестройкой идет перестройка аппарата управления самой акционерной компании «Омскэнерго». Если, например, до недавнего времени на каждой станции вели бухгалтерский учет, то теперь вся бухгалтерия централизуется в управляющей компании. Централизуется функция материально-технического снабжения. Диспетчерское управление с 1 июля прошлого года осуществляется не подразделением Омскэнерго, а системным оператором РАО «ЕЭС России». Нельзя забывать, что параллельно мы ведем подготовку к следующей зиме и готовим базу для создания открытого акционерного общества, которым, как вы знаете, до конца этого года должен стать наш филиал.

— Год обещает быть напряженным...

— В общем да. Будет над чем поработать. Но люди, которые могут решить эти задачи, есть. Как по обеспечению жизнедеятельности, работоспособности станций, так и по разработке дальнейших шагов по техническому перевооружению предприятия. Главным инженером уже назначен Виктор ГААК, который до недавнего времени возглавлял ТЭЦ-4. Заместителем по экономике и финансам — Лариса ПАНКРАШИНА. Она до этого назначения руководила департаментом экономики АК «Омскэнерго».

— Сколько будет заместителей?

— Четверо. Кроме двух уже названных, будут у меня заместители по экономической безопасности и по общим вопросам. Раньше на каждой станции было больше заместителей директора, чем сейчас во всем Электрогенерирующем предприятии. В верхнем эшелоне управленцев, как видите, тоже происходят и оптимизация численности, и перераспределение функций. Если говорить в целом, численность мы подсократили существенно. Согласно штатному расписанию в Электрогенерирующем предприятии останется чуть более двух тысяч человек. Если вспомнить, что еще несколько лет назад персонал ТЭЦ-5 составлял почти 1 700 человек, можете себе представить масштаб проделанной работы. Естественно, сокращение численности произошло еще и благодаря тому, что часть служб была выведена в отдельные сервисные подразделения, которые стали дочерними акционерными обществами. Мы теперь должны заниматься только технологией. Сервисное обслуживание будут осуществлять специализированные сервисные компании. В целом процесс идет, как я считаю, грамотно. В соответствии с программой реформирования энергетики. По аналогичному принципу построена работа во всех развитых странах.

— Какие вопросы для вас приоритетны?

— Старение оборудования — это первая большая проблема Электрогенерирующего предприятия. Износ — практически 70%. Вторая проблема — изменение структуры потребления на ТЭЦ-3 и ТЭЦ-4. Вы знаете, что строились станции как поставщики продукции для предприятий нефтехимии. Часть предприятий не работает, часть сократила потребление за счет внутренних преобразований, экономии ресурсов. А наше оборудование не может теперь работать на полную мощность. Даже в зимнем режиме мы не эксплуатируем значительное количество котлов и турбин. На ТЭЦ-4, например, списано и демонтировано уже три первых турбины и два котлоагрегата. Из трех рабочих турбин типа «Р», которые давали пар для нефтехимических предприятий, несет нагрузку только одна. А простаивающие турбины требуют, естественно, ремонта и обслуживания. То есть, затраты мы несем, а отдачи от них не получаем. Поэтому в ближайшее время нужно решать: что с этим оборудованием делать? Аналогичная ситуация на ТЭЦ-3. В этом году исполняется 50 лет с момента пуска первого агрегата этой станции. Все оборудование уже несколько раз успело устареть и морально, и физически. Да и самой молодой станции, как принято называть ТЭЦ-5, в этом году исполняется 27 лет. Ее оборудование тоже требует ремонта и приведения в соответствие с новыми действующими правилами. А это тоже деньги. Нужно строить новые золоотвалы, как на ТЭЦ-4, так и на ТЭЦ-5. И этого нельзя не делать, иначе через три года некуда будет складировать золу.

— Так в какую же станцию вы будете вкладывать деньги? Все три получат поровну или какая-то больше?

— Здесь должна быть гибкая политика. Поначалу она, конечно, будет напоминать затыкание дыр. Амортизационные отчисления третьей и четвертой станций сегодня незначительные. Все держится практически за счет амортизации ТЭЦ-5. Других средств нет. В тарифе инвестиционные ресурсы не предусмотрены. Стратегических инвесторов на горизонте тоже не видно. Они как появляются, так и исчезают. Хотя различные наработки у нас есть. В частности, по турбинам марки «Р».

— Теперь искать инвестиции придется вам. Вы к этому готовы?

— Никто не надеется на чудо. Источников инвестиций, как известно, немного — бюджет, тариф, амортизационные отчисления и кредитные ресурсы. Первые три источника отпадают почти сразу. Банковский кредит сегодня слишком дорог. Остается только инвестор. Но мы прекрасно понимаем, что энергетика — инерционная отрасль промышленности. Рентабельность у нее довольно низкая. А инвестору необходимо получить такую прибыль от вложенных средств, которая была бы выше, чем, допустим, ставка банковского депозита. И срок окупаемости чтобы был не слишком велик. Но это перспективная отрасль. Я уверен, что инвесторы должны вскоре появиться.

— Иностранные?

— Я думаю, что потенциальные инвесторы есть уже и в России. Ситуация хоть и медленно, но меняется. Ставка рефинансирования снижается, следовательно, уменьшается доходность от операций на финансовых рынках. Деньги начнут перемещаться в реальный сектор. К тому же энергетика реформируется и становится более привлекательной для инвестиций.

— Очень скоро производство и продажа электроэнергии будут осуществляться разными юридическими лицами. Вы и дальше будете работать в жесткой связке со своими сегодняшними коллегами?

— Тепловую энергию мы будем продавать Тепловому предприятию, а электрическую энергию — Омскэнергосбыту. Тем не менее программа реформирования предусматривает, что часть продукции мы сможем продавать через другие энергосбытовые компании. Думаю, что такие организации довольно скоро появятся. В итоге важно лишь одно — кто нам будет больше подходить в качестве партнера.

— По каким признакам будете выбирать партнеров?

— По надежности, по умению продавать нашу продукцию, по тому, насколько быстро они смогут с нами рассчитаться за отпущенную тепловую и электрическую энергию. Это действительно серьезная проблема — организация сбыта и правильный выбор сбытовой компании. Сегодня, когда мы работаем в большой акционерной компании, еще есть возможность для маневра, для перераспределения средств. Когда станем работать самостоятельно, будет труднее. Основные затраты энергосистемы — это топливо, вода, материалы. Все эти затраты будем нести мы — Электрогенерирующее предприятие. Не купив топливо, мы просто не сможем работать. А поставщики топлива бесплатно отдавать его нам не станут. И ждать денег долго не станут. Они уже и сегодня не ждут.

— Коммерческие потери по электрической энергии на кого теперь будут ложиться?

— На сетевое предприятие. Мы продаем на выходе, на своих счетчиках. Все внутренние потери — наши.

— А кроме работы, к чему еще душа лежит?

— К мужским хобби — к охоте, рыбалке. Люблю посидеть с удочкой на берегу. Очень нервы успокаивает. Стараюсь найти время, чтобы книгу почитать. А летом основное увлечение — это, конечно, дача. Мы с женой завзятые садоводы.

Биография

Николай КИРИЛЕНКО

2 февраля 2004 года назначен директором Электрогенерирующего предприятия ОАО «АК „Омскэнерго“

Николай Иванович родился 28 августа 1949 года в поселке Амангельды Западно-Казахстанской области. В поселке окончил начальную школу. Среднее образование получил в железнодорожной школе-интернате на станции Казахстан. В 1966 году поступил в Саратовский политехнический институт на энергетический факультет. Получив специальность инженера-теплоэнергетика, в 1971 году распределился в Омскэнерго.

Начал работать на Омской ТЭЦ-4 в должности стажера машиниста котлоагрегата. Вскоре был назначен начальником смены, потом заместителем и начальником цеха, заместителем главного инженера. В 1982 году назначен главным инженером ТЭЦ-4, а уже в 1985 году был назначен директором ТЭЦ-5. При нем вводили в строй шестой, седьмой и девятый котлоагрегаты, а также турбину № 5 — на тот момент самую мощную в энергосистеме. Директором ТЭЦ-5 работал до последнего назначения.

Женат. Двое детей. Сын Андрей работает на ТЭЦ-5 заместителем начальника котельного цеха. Дочь Татьяна — студентка Омского государственного института сервиса.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/04/17/492423