Десятирублевый тариф

Дата публикации: 17 мая 2004

Было бы рекомендовано

«КВ» в прошлом номере (от 28 апреля) писали о том, что 21 апреля вступил в силу приказ «Об утверждении тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным и электрическим (кроме железнодорожного) транспортом». Данный приказ, как сказал на заседании одной из постоянных комиссий исполняющий обязанности директора департамента транспорта Олег ОСИНСКИЙ, носит рекомендательный характер. В документе, в частности, написано, что предельный тариф на маршрутных такси не может превышать семь рублей. Но есть в приказе оговорка. Если длина маршрута в один конец больше 20 километров, то на нем может быть установлен тариф десять рублей.

Было бы сказано. Утром 2 мая встретить на дорогах города «маршрутку», которая бы согласилась везти вас за 7 рублей, было практически невозможно. Тариф десять рублей был установлен на маршрутах, протяженность которых и больше, и меньше 20 километров. Самое интересное, что за десятку везли даже те, у кого на борту по-прежнему красовалась надпись: «Проезд семь рублей».

Дождавшись рабочих дней, корреспондент «КВ» попыталась разобраться в ситуации. Конечная остановка автобусов на 21-й Амурской. Общение с водителями разных маршрутов показало, что мало кто из них вообще что-либо знает об этом приказе. На вопрос, почему же тогда у вас тариф десять рублей, отвечали: «Шеф сказал» (хозяин маршрута, на которого водитель работает — ред.). Те же водители, которые являются сами себе хозяевами, отвечали, что, мол, слышали о «каком-то приказе», некоторые даже умудрились увидеть. В общем, ситуация «без меня меня женили». Кто-то на уровне области подписал указ о тарифах, но предварительно об этом ни с кем из представителей маршруточного бизнеса вопрос не обсуждался.

Дальнейшее общение с водителями показало, что эти самые десять рублей им по сути-то и не нужны. Сегодня семь рублей — это вполне экономически обоснованный тариф, который позволяет зарабатывать и делать план. Подняв тариф до десяти рублей, делать план в обычные рабочие дни становится проблематично. Да, говорят многие «маршруточники», за десять рублей народ готов ехать утром и вечером в часы пик, а днем отказывается. Вот и катаются «маршрутки» полупорожняком. А хозяина маршрута это не волнует. Как сказал один из водителей, ему шеф сначала сказал, что надо сделать проезд десять рублей, а вслед за этим поднял план с семисот до девятисот рублей. Так водитель, чтобы сделать этот план, вынужден был днем опять по собственной инициативе снизить стоимость проезда до семи рублей.

И такой водитель не единственный. Многие варьируют цену в зависимости от времени суток и дня недели. Один из моих собеседников, рассуждая на тему «надо или не надо поднимать тариф», заметил, что тарифы нужны более гибкие: стоимость проезда должна зависеть от того, сколько остановок едет пассажир. Если ему надо проехать две-три остановки, то пусть он платит меньше, если из одного конца в другой — пусть платит те же десять рублей. А известить об этом пассажиров можно, наклеив в салоне соответствующие объявления.

Не пойман — не вор

Как бы там ни было, сегодня на маршруточном рынке хаос. Взять под свой контроль ситуацию, по сути, некому: где и у кого можно, например, узнать, какой маршрут десять километров, а какой — двадцать (схема маршрута почти что секретный документ). Корреспондент «КВ» сам лично был свидетелем того, как один водитель в течение нескольких секунд сорвал бумагу с надписью «десять рублей» и потом утверждал, что у него всегда была стоимость проезда семь рублей. А что касается наклеенной бумажки, то " — это кто-то пошутил".

Комментируя ситуацию, руководитель Омского антимонопольного управления Сергей СУМЕНКОВ заметил, что тарифы для муниципальных «маршруток» должны устанавливаться горсоветом, а что касается частников, то они вправе работать в пределах рекомендуемых рамок. Как сказал советник исполняющего обязанности директора департамента транспорта Игорь МИХАЙЛОВ, пока департамент транспорта не намерен выходить в горсовет с проектом решения о пересмотре тарифов. Значит, по идее, можно надеяться на то, что чуть более 100 (цифра, названная г-ном МИХАЙЛОВЫМ) муниципальных «маршруток» будет возить нас за семь рублей. Как бы не так. В том же департаменте транспорта согласились с тем, что поймать за руку водителя практически невозможно. Сейчас складывается впечатление, что в городе большая часть маршрутов длиной больше 20 километров. Хотя Олег ОСИНСКИЙ имел неосторожность сказать в горсовете (на заседании постоянной комиссии), что таких маршрутов у нас мало.

Нас не заставишь

Президент ассоциации транспортных компаний «Автолайн» Иван МЕНЯЙЛОВ корреспонденту «КВ» заявил, что ни на одной из «маршруток» (по данным ассоциации, это более пятисот машин, 35 маршрутов), входящих в ассоциацию, стоимость проезда до десяти рублей не поднимется. Он уверен, что семь рублей — вполне приемлемая цена, которая позволяет зарабатывать. Откуда была взята цифра десять рублей, на каком основании, г-н МЕНЯЛОВ не понимает. Более того, он подтвердил догадки по поводу того, что представители маршруточного бизнеса к обсуждению тарифов не привлекались.

На вопрос, как долго «Автолайн» сможет продержать водителей на семирублевом тарифе, Иван МЕНЯЙЛОВ ответил, что до тех пор, пока не будет каких-то серьезных экономических предпосылок для его увеличения. Вполне закономерный вопрос, как будут складываться взаимоотношения «автолайновских» водителей с другими, которые уже установили тариф десять рублей? «Не исключено, что биться будут на конечных остановках», — считает Иван МЕНЯЙЛОВ. Кто кого победит в этой тарифной войне, остается только догадываться. Пока сами же водители, чьи маршруты пересекаются с «автолайновскими», говорят, что им не выгодно возить за десять рублей, и они еще подумают, стоит ли им окончательно переходить на новый тариф.
ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО

Мэру Омска Евгению БЕЛОВУ
Департаменту транспорта администрации г. Омска
Автоперевозчикам — владельцам маршрутных такси

Иван МЕНЯЙЛОВ,
президент Ассоциации транспортных компаний «АВТОЛАЙН»

Обратиться к вам с открытым письмом меня заставила тревога за происходящее в сфере общественных пассажирских перевозок Омска. Как только бюджетники, пенсионеры и пожилые люди привыкли пользоваться маршрутными такси, их вновь сделали недоступными, необоснованно подняв цену за проезд до 10 рублей. И все это происходит на фоне абсолютной пассивности и недееспособности администрации города и ее подразделений. Департамент транспорта даже не разъяснил людям элементарный смысл приказа минэкономики. А ведь этот документ всего лишь разрешил повышать плату за проезд тем перевозчикам, длина маршрута которых более 20 км в одну сторону. Это рекомендации и только. И вот главный парадокс — те перевозчики, которые наиболее приближены к чиновникам администрации города, кого мэр всегда выставляет эталоном современного бизнеса, кого он отмечает особыми знаками отличия, именно они первыми подняли цены за проезд.

Хочу твердо заявить о нашей позиции — позиции автоперевозчиков, входящих в ассоциацию «Автолайн». Мы — это несколько сотен маршрутных такси. Почти половина наших маршрутов имеет высокую протяженность. Но мы решили оставить цены на проезд в размере 7 рублей. Сегодня это экономически выгодно даже на маршрутах, с протяженностью свыше 20 км в одну сторону. Во всех микроавтобусах ассоциации «Автолайн» цены остались прежними и будут такими, несмотря ни на какие рекомендации. Мы основываемся только на экономических расчетах и социальной ответственности перед обществом.

Сегодня я, президент ассоциации «Автолайн», от лица своих коллег призываю всех участников пассажирских автоперевозок Омска ограничить цену на проезд в маршрутных такси 7 рублями. Лучше урежьте свои сверхприбыли, но не поддавайтесь желанию заработать любой ценой. Нынешняя ситуация лучше всего показывает, кто есть кто. Кто пришел работать, чтобы решить транспортную проблему, а кто только ради сиюминутной наживы. Призываю также мэра города сделать наконец хоть один настоящий решительный шаг в сфере пассажирских перевозок, для решения накопившихся проблем. Ваш департамент транспорта уже давно ассоциируется с бизнесменами, владеющими маршрутками. Он потерял контроль над ситуацией, потому что погряз в других интересах. Говоря языком бизнеса, городской департамент транспорта превратился в аморфную структуру и обанкротился. Там уже давно пора вводить внешнее управление. Может, тогда мы, наконец-то, сможем ВМЕСТЕ решать все транспортные проблемы, а омичи смогут спокойно пользоваться общественным транспортом.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/05/18/desyatirubleviy_tarif