Холодный душ

Дата публикации: 17 мая 2004

Черный апрель

Такого оптимизма, какой царил на российском фондовом рынке до недавнего времени, не было уже давно. Пожалуй, как раз с 1997 года, когда индекс РТС непрерывно рос, а все инвесторы просто сидели на своих портфелях, мысленно распланировав прибыль до конца года. Этот апрель не предвещал неожиданностей. В самом деле, в конце апреля -начале мая большинство компаний начинают закрывать свои реестры перед общими годовыми собраниями акционеров и формировать списки акционеров, имеющих право на получение дивидендов. В это время цены на акции не падали никогда. Наоборот — росли стремительными темпами до конца мая. Так было всегда. Но не в этом году.

Излишки рублевой массы, которые стали локомотивом роста фондового рынка в последние несколько месяцев, практически перестали воздействовать на рынок. После того, как руководство Центрального банка Росси объявило о новом порядке формирования золотовалютных резервов, а также выразило беспокойство по поводу слишком быстрого укрепления рубля относительно американского доллара, валютные спекулянты сделали свои выводы. Буквально сразу появились желающие сыграть на повышении курса американской валюты и, в принципе, их надежды оправдались. Доллар начал расти, а рублевые излишки быстро перетекли с фондового на валютные рынки.

Свою негативную роль сыграли и события на американском финансовом рынке. Председатель Федеральной резервной системы Алан ГРИНСПЕН заявил не так давно о возможном повышении в конце этого года учетной ставки. На этих ожиданиях стали падать цены старых американских бумаг с фиксированной доходностью. Затем волна ожиданий прокатилась по всему американскому фондовому рынку, отразившись на всех развивающихся рынках, в том числе российском.

К тому же, несколько крупных игроков российского рынка (западные инвестиционные фонды, которые пришли в прошлом году) решили в апреле зафиксировать прибыль. Ничего необычного в этом нет. Просто так совпало. Но в совокупности эти события, как ни странно, начали оказывать на рынок негативное влияние. Если еще недавно любая негативная информация рынком попросту не воспринималась, то в середине апреля случился неожиданный поворот буквально на 180 градусов. Все инвесторы как-то слишком остро стали реагировать на любой даже самый маленький негатив. В результате рынок дрогнул и в течение всего нескольких дней апреля провалился почти на четверть. Причем, в отдельные моменты это было похоже на панику.

Чемпионы по прыжкам вниз

Лидерами падения стали несколько самых ликвидных бумаг — акции РАО «ЕЭС России», ЮКОСа и Лукойла. Надо отметить, что ценные бумаги компании ЮКОС стоят до сих пор особняком. На них продолжают действовать факторы, которые трудно назвать рыночными. В апреле опять было достаточно много эпизодов, связанных с «делом ХОДОРКОВСКОГО». В качестве обеспечительных мер по иску налоговиков было арестовано практически все имущество ЮКОСа. Иск, кстати, всего на 100 млрд рублей, а только лишь капитализация компании на тот момент составляла 30 млрд долларов — практически в десять раз больше суммы иска. Тем не менее, арест на имущество был наложен, в том числе арестован и пакет из 92% акций Сибнефти, принадлежащий ЮКОСу. Как результат, падение котировки с 435 рублей за акцию до 320 рублей по состоянию на 30 апреля — минус 25%.

Не обошлось без негатива и у РАО ЕЭС. Стоило Алексею КУДРИНУ повторить заявление о возможном отказе правительства от прпорционального распределения долей акционеров РАО в будущих объединенных генерирующих компаниях (ОГК), как котировки акций компании дрогнули. Причем, раньше подобные заявления чиновников такой реакции рынка почему-то не вызывали. Добавила дров в костер апелляционная инстанция Западно-Сибирского арбитражного суда, которая подтвердила, что процедура приватизации Саяно-Шушенской ГЭС была проведена с нарушениями. Правительство Хакасии, которое давно пытается вернуть под свою юрисдикцию этот энергообъект, идет напролом, что тоже было рассмотрено рынком, как негатив и первый шаг к деприватизации имущества. В общем, нервные инвесторы начали избавляться от акций РАО. Самый сильный удар по акциям РАО был нанесен 29 апреля — в четверг, когда цена упала сразу на 10%. В общем, если максимальная котировка акций РАО достигала в начале второй декады апреля 10,2 рубля, то к 30 апреля акции холдинга продавались уже за 7,2 рубля.

Разочаровали телекоммуникационные компании. При отсутствии даже намека на негатив они падали как-то слишком стремительно. Акции Ростелекома, например, с максимального значения в 75 рублей быстро опускались до 62 рублей. Сибирьтелеком с полутора рублей упал до 1,2 рублей за акцию. В общем, практически все телекоммуникационные компании потеряли в среднем 25% своей капитализации.

Обратная сторона публичности

Иное дело — ценные бумаги Лукойла. Хотя они с 950 рублей опускались в отдельные моменты до 780 рублей за акцию, тем не менее, как нам кажется, эти бумаги пострадали просто за компанию. До середины апреля акции стабильно и хорошо росли. По величине капитализации Лукойл уступает лишь ЮКОСу, бизнес компании диверсифицирован, топ-менеджмент ни с кем никогда не ссорился, а наоборот — подчеркивал свою лояльность власти. Единственная зацепка — не так давно прошла информация о том, что в этом году будет продан с аукциона пакет акций Лукойла величиной в 8% от уставного капитала, принадлежащий государству. Все еще помнят ситуацию трехлетней давности, когда продавался аналогичный по величине пакет акций Лукойла, тогда цена упала значительно и долго не могла вырасти.

Но объяснение этому явлению чисто техническое. Просто акций в свободном обращении становится намного больше. По правде сказать, Лукойл и сегодня чемпион по количеству акций, находящихся в свободном обращении. Только в ADR, торгуемых на западных биржах зарегистрировано порядка 65% от УК. Можно сказать, это единственная российская компания, которая является публичной в западном понимании этого термина. Так что акции Лукойла есть у подавляющего большинства инвесторов. Рынок идет вверх — растут в цене бумаги Лукойла. Если рынок падает, то бумаги падают вместе с ним. Обратная сторона публичности — жесткая привязка к рынку. Тем не менее, мы сохраняем рекомендации относительно этих бумаг — покупать. Тем более, что после коррекции они вышли а новый привлекательный для инвесторов уровень.

Оазис стабильности

В принципе, часть своей капитализации потеряли все российские компании. Коррекция затронула всех. Абсолютно надежных бумаг не оказалось. Однако акции Газпрома держались лучше многих. Они еще раз доказали свою репутацию самых стабильных и устойчивых бумаг. В течение апреля локальный максимум акций Газпрома был чуть выше 63 рублей, а минимум — 57 рублей. Падение составило всего 10%, что по сравнению с общим падением индекса РТС в 25% само по себе является довольно неплохим результатом. Консервативным инвесторам по-прежнему советуем обратить внимание на эти акции, поскольку они и раньше неоднократно демонстрировали свою силу.

К тому же в середине апреля уже стали заметны конкретные шаги по либерализации рынка акций Газпрома. Компания выбрала себе нового финансового консультанта — инвестиционный банк Morgan&Stanley, имеющий большой опыт в объединении рынков и размещении новых ценных бумаг. Видимо, новый консультант будет в ближайшее время заниматься вопросами объединения двух рынков акций Газпрома — внутреннего и внешнего. Напомню, что сегодня иностранные инвесторы не имеют право владеть акциями компании, а могут лишь приобрести депозитарные расписки — ADR, цена на которые в два раза выше внутренних цен на акции Газпрома. Поскольку цена акций на этих двух рынках начнет вскоре выравниваться, то рост " внутренних" бумаг Газпрома неминуем.

Реалии и перспективы

В принципе, коррекция — это нормальное явление, которое является своеобразным защитным клапаном для выпуска излишков пара. Негатив связан лишь с тем, что коррекция рынка немного запоздала, поэтому ее масштабы и оказались неожиданными для инвесторов. С 796 пунктов (12 апреля) индекс опустился до 632 пунктов (29 апреля). Если рассматривать события с точки зрения технического анализа, индекс РТС почти коснулся своей нижней границы уровня поддержки. Если он ее пробьет, может уже и не встретить сопротивления до уровня в 550 пунктов. Я думаю, мы узнаем это в самом начале мая.

Свою негативную роль сыграл и кризис ликвидности. Ряд инвесторов мог бы, в принципе, переждать тяжелый момент, но поскольку многие формировали свои портфели на кредитные деньги, то в нужный момент просто не смогли перекредитоваться — рублевые ставки на МБК достигали в это время 40% годовых. Поэтому многим пришлось избавляться от ценных бумаг на низких уровнях, чтобы иметь возможность погасить долговые обязательства.

Однако кризис ликвидности почти миновал. Поводов для паники нет. Рынок близок к состоянию равновесия. Впереди май — месяц довольно интересный и во многом решающий. Он станет месяцем осторожного прощупывания инвесторами новых уровней. В итоге, как нам кажется, рынок потихоньку двинется вперед. Есть сегодня основания полагать, что до конца года российский фондовый рынок будет стабильно расти. Индекс РТС выйдет на новый уровень и ему станет по плечу рубеж и в 1000 пунктов.
 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/05/18/holodniy_dush