Прокуроры защитили строителей

Дата публикации: 17 мая 2004

— Насколько сложившийся в Омске порядок предоставления земельных участков под строительство соответствует действующему законодательству?

— В Омске процедура предоставления земельных участков под строительство действительно сложна и в большинстве случаев связана с нарушениями законов и прав заявителей.

Согласно ст.30 Земельного кодекса РФ под строительство земельные участки могут предоставляться с предварительным или без предварительного согласования мест размещения объектов. Причем без предварительного согласования участки могут предоставляться только в трех случаях. Во-первых, если объект будет размещаться в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования и застройки, которые, кстати, в Омске не приняты. Во-вторых, если земельный участок предоставляется для нужд сельскохозяйственного производства или лесного хозяйства. В-третьих, если участки предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства.

— Наталья Александровна, а кто должен обеспечивать предварительный выбор земельного участка?

— В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ — специально уполномоченный орган местного самоуправления. Для капитальных объектов — это Главомскархитектура, для временных — департамент недвижимости администрации города Омска.

— Строители сетуют на то, что в Омске очень много согласующих инстанций. Сколько их должно быть в соответствии с законодательством?

— Да, действительно, мы установили, что перечень согласующих инстанций в нашем городе неоправданно раздут. По закону, обязательность согласования предусмотрена только с шестью организациями и службами. В Омске это ГУПР по Омской области, Главомскархитектура либо Министерство строительства и ЖКК Омской области, если земельный участок расположен за территорией города Омска, ГЦСЭН города Омска либо областная СЭС, ГУ по делам ГО и ЧС по Омской области, УГИБДД УВД Омской области, Управление культуры и искусства администрации города либо министерство культуры Омской области. Также предусмотрено согласование с сетевыми организациями — МУП «Водоканал», ОАО «Омскгоргаз», АК «Омскэнерго», МУПЭП «Омскэлектро» и МУП «Теплокоммунэнерго».

В Омске же вместо шести согласующих организаций и служб, а также сетевых организаций в перечне согласующих инстанций 24 организации. А не так давно появилась еще одна. Решением Омского городского Совета введена так называемая 25-я подпись, выражающая согласие депутата от округа, на территории которого планируется застройка. Данное решение, по нашему мнению, является незаконным и к настоящему времени уже опротестовано. Кроме того, мы направили в суд заявление о признании этого решения горсовета недействующим.

Практически каждая согласующая инстанция взимает со строителей различные суммы в счет, так сказать, оказания платных услуг. Например, стоимость оценки радиационной обстановки, проводимой в рамках предварительного согласования размещения объекта, колеблется, по словам зрителей, от 1000 до 8000 рублей. И это несмотря на то, что действующим законодательством такое заключение не предусмотрено в рамках предварительного выбора земельного участка.

К слову, в целях устранения нарушений, выявленных в ходе проводимой проверки, городская администрация уже разработала, правда, пока еще не утвердила, новую форму акта выбора земельного участка под строительство объектов на территории Омска, предусматривающую шесть согласующих инстанций и «сетевиков».

— Вы упомянули, что в перечень согласующих инстанций входят и сетевые организации. В прокуратуру поступали жалобы от строителей в их адрес?

— Да. Практика прокурорского надзора показала, что на стадии предварительного выбора земельного участка при осуществлении согласования с сетевыми организациями строители вынуждены по их требованию заключать договоры на присоединение к сетям и оплачивать за счет собственных средств развитие этих сетей. При этом заявителям навязываются кабальные условия, согласно которым, оплатив развитие сетей, заявитель не является их собственником, а безвозмездно передает в собственность сетевой организации. Возложение же обязанности заключать такие договоры на стадии предварительного согласования места размещения объекта во многих случаях противоречит как земельному, так и гражданскому законодательству.

По сведениям строителей, их расходы на согласование с сетевыми организациями составляют в среднем от нескольких тысяч до нескольких миллионов рублей. Согласно п.2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, «необходимая информация о разрешенном использовании земельных участков и об обеспечении земельных участков объектами инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также дежурные кадастровые карты (планы), содержащие сведения о местоположении земельных участков, предоставляются бесплатно соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями в двухнедельных срок со дня получения запроса от органа местного самоуправления». В целом что касается согласования технических условий подключения к городским сетям, то обязанность обеспечить создание и развитие систем инженерной инфраструктуры и благоустройства законодательством возложена на органы местного самоуправления.

Кстати, хотелось бы обратить особое внимание строителей на незаконную практику заключения договоров аренды земельного участка на период оформления землеотводных документов. По закону такой договор является незаключенным, и будет считаться, что земельный участок захвачен самовольно. Использовать земельный участок можно только после получения права на этот участок, оформленного решением уполномоченного органа и зарегистрированного в установленном порядке.






 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/05/18/prokurori_zashchitili_stroiteley