Бизнес готов продаваться

Дата публикации: 24 мая 2004

Осталось только найти покупателя. 

За первые четыре месяца 2004 года на рынке готового бизнеса произошли достаточно сильные изменения. Наблюдается рост не только предложений, но и реальных сделок. Стабильным спросом у омских предпринимателей пользуются автостоянки и автомойки в любом районе города. Правда, предложение по таким объектам практически отсутствует. Зато резко возросло количество предлагаемых к продаже магазинов и аптечных киосков.

Вчера были крупные, но по пять...

По мнению директора ЗАО «НИЛТУ» Артема СЕРИКОВА (региональный партнер «Магазина готового бизнеса), рынок готового бизнеса в Омске развивается динамично. Если в начале 2004 года в МГБ было выставлено на продажу 35 действующих предприятий в Омске и Омской области, то на конец апреля этого года количество предложений возросло уже до 60. Изменилась и структура предложения, причем наиболее динамично развивается самый нижний ценовой сегмент — до 50 тысяч долларов. То есть среди объектов готового бизнеса, предлагаемых к продаже, существенно возросло количество малых предприятий.

Что касается среднего и высокого ценовых сегментов, то там с начала 2004 года значительных изменений не произошло. Большинство производственных объектов остались невостребованными. Хотя среди 25 предлагаемых сегодня на продажу предприятий есть довольно привлекательные объекты (мельничный комплекс, ХПП, цехи по производству колбас, кетчупа, переработке круп, производству рыбы осетровых пород, молокозавод, нефтебаза и так далее), тем не менее потенциальные инвесторы пока проявляют осторожность.

Если сегментировать продающийся сегодня бизнес по сферам деятельности, то наибольшее количество предложений приходится на сферу услуг. Именно в этом сегменте наблюдается самый быстрый рост количества предложений. Сегодня через МГБ продаются уже более 20 предприятий из сферы услуг практически на любой вкус: видеопрокат, туристическая фирма, магазины, солярии, компьютерные клубы, парикмахерские, салон красоты, шиномонтажная мастерская, СТО, гостиница на 9 мест и даже страховая компания. Есть и экзотическое предложение — ресторан в городе Дубай (Арабские Эмираты).

Что характерно, готовый бизнес в сфере услуг довольно быстро находит покупателя. Конечно, при условии, что бизнес этот прозрачен, а продавец назначил за него адекватную цену. Объясняется спрос на эти предприятия небольшой ценой, понятностью бизнеса даже для непрофильного инвестора, а также простотой процесса смены собственника. Следовательно, можно предположить, что рынок и дальше будет наиболее динамично развиваться именно в нижнем ценовом сегменте.

Аутсайдеры рынка

В отдельную категорию можно выделить два бизнеса, которые, по словам Артема СЕРИКОВА, последнее время все активнее предлагаются к продаже, — аптечный бизнес и розничная торговля. Что касается розничной торговли, в этом сегменте рынка наблюдается буквально наплыв предложений по продаже небольших магазинов. И это, видимо, прямое следствие усиливающейся конкуренции на рынке розничной торговли.

— Законы развития розничной торговли едины. Мелкие и даже средние магазины с омского рынка сегодня вытесняются, — считает заместитель директора департамента городского развития администрации Омска Евгений ЧАЩИН. — Либо владельцы будут вынуждены сменить формат, либо их магазины будут поглощены крупными операторами розничного рынка — ритейлерами, которые сегодня интенсивно развивают собственные сети.

Преимущество ритейлеров в том, что они могут предложить покупателям большой ассортимент товаров (от 7 до 12 тысяч наименований), причем по более низкой цене. И собственники небольших торговых предприятий с этого года уже начали ощущать давление со стороны быстро растущего числа продуктовых супермаркетов. Те, кто работал недостаточно эффективно, уже сегодня стремятся избавиться от своего бизнеса, пока на него еще есть спрос, и продать магазин с оборудованием и товарными остатками. А в том, что спрос на торговый бизнес будет падать, сомнений, похоже, нет.

Как считает Евгений ЧАЩИН, небольшие торговые предприятия все же имеют шанс быть проданными, но при этом они должны быть расположены в выгодном месте, чтобы новые собственники смогли затем перепрофилировать их под другие направления бизнеса, более востребованные сегодня на потребительском рынке.

Еще один аутсайдер на рынке — это малый аптечный бизнес. Как известно, в прошлом году Минздрав утвердил новый отраслевой стандарт. Теперь в новых „Правилах отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях“ введены минимальные нормативы площадей. У городских аптек, которые реализуют готовые лекарственные формы, площадь не может быть меньше 90 кв. метров. Минимальная площадь помещений аптечных киосков и аптечных пунктов — 60 и 70 кв. метров соответственно.

По словам одного из учредителей фармацевтической компании „Медэкспорт“ (аптечная сеть „Медикея“) Сергея МИЛЮТИНА, значительная часть омского аптечного бизнеса в этот новый отраслевой стандарт не вписывается. До истечения срока лицензии эти предприятия доработают, но на продление лицензии можно не надеяться.

Надо полагать, срок окончания лицензии у многих приближается, поэтому стремительно возрастает количество желающих продать свой бизнес. К тому же на аптечном рынке последнее время усилился процесс концентрации. Крупные операторы стремительно поглощают более мелких конкурентов и развивают собственные аптечные сети. Правда, интерес к небольшим объектам крупные операторы не проявляют. Как говорит Сергей МИЛЮТИН, аптечная сеть „Медикея“ ориентируется сегодня на крупный формат — с площадью не менее 100 кв. метров.

Дисбаланс интересов

Какой же бизнес омские предприниматели готовы сегодня покупать? Высокий спрос сохраняется на автостоянки и автомойки. Такие объекты востребованы вне зависимости от места расположения, но предложений по ним практически нет. Спросом пользуются кафе, которые находятся в собственности. Предлагаемые к продаже кафе располагаются, как правило, на арендованных площадях, что уже не устраивает потенциальных инвесторов. Есть спрос и на магазины, однако инвесторы очень требовательны к размерам, месторасположению и инфраструктуре объектов. Есть спрос на небольшие производственные объекты. Требуется, например, цех по производству стеклопакетов и пластиковых окон. Впрочем, как и прежде, спрос на рынке готового бизнеса существенно меньше предложения.

— Конкретных заявок очень мало, — рассказал корреспонденту „КВ“ Артем СЕРИКОВ. — Причем чаще всего инвесторов совершенно не интересуют сфера деятельности предприятия. Их интересует выручка, доходность, рынки сбыта продукции и другие факторы, не связанные с отраслевой принадлежностью предприятий. Для примера могу привести одну из заявок: „Требуется любое действующее производство в любом ценовом сегменте с налаженной структурой поставок и сбытовой сетью и прозрачной бухгалтерией“.

Зачастую инвесторы предпочитают создавать бизнес с нуля, а не покупать готовый. Почему? По мнению Артема СЕРИКОВА, причина дисбаланса между спросом и предложением в том, что собственники зачастую не могут адекватно оценить собственный бизнес. Сказывается и отсутствие предпродажной подготовки объектов. Эти две тенденции остаются основными факторами, сдерживающими развитие рынка.

Есть еще одна негативная тенденция, которая стала проявляться последнее время. Объекты неожиданно снимаются с продажи. Еще можно понять собственника, когда он, отчаявшись продать бизнес по заявленной цене, снимает его с продажи и передает в управление родственнику, например. Но бывали уже случаи, когда на бизнес находился реальный покупатель, а владелец предприятия неожиданно отказывался его продавать. Видимо, понимал в последний момент, что расстаться с любимым детищем еще не готов.

Тем не менее с января по апрель 2004 года уже довольно большое количество предприятий сменило собственников. Среди них как объекты малого бизнеса (солярий, мини-магазин, торговые павильоны, ломбард, компьютерный клуб), так и крупные предприятия. Например, сменила владельца крупная ресторанная сеть. А в ближайшей перспективе, как считают специалисты ЗАО „НИЛТУ“, будет наблюдаться не только увеличение количества предложений на рынке готового бизнеса, но и резко возрастет количество реальных сделок.


Таблица
Бизнес, который можно купить сегодня

Объекты до 50 тысяч долларов

Магазин автозапчастей. Площадь 24 кв.м., торговое оборудование, товарные остатки. Удачное месторасположение, рядом автостоянка, СТО. Цена 75 000 рублей.

Туристическая фирма с авиакассой. Площадь 40 кв.м. Договоры с туроператорами, клиентская база. Цена договорная. Возможно долевое участие.

Компьютерный клуб. Площадь 51 кв.м, 15 компьютеров. Цена 500000 рублей. Объект может быть интересен непрофильным инвесторам.

Объекты от 50 до 200 тысяч долларов
Кафе (50 посадочных мест). Площадь 173 кв.м, все необходимое оборудование, сертификаты, лицензии. Ежемесячная прибыль 100 000 рублей. Цена 1 600 000 рублей.

Нефтебаза. Земельный участок 1,5 га, административное здание, 33 емкости. Удобное месторасположение на причале (труба для перекачки с танкера). Цена 2 500 000 рублей.

Молокозавод. Здание площадью 546 кв.м, земельный участок 170 000 кв.м. Цена 4 500 000 рублей. Объект может быть интересен предприятиям сферы пищевой переработки.

Объекты свыше 200 тысяч долларов

Казино. Площадь 250 кв. м (долгосрочная аренда), оборудование, лицензия. Казино имеет статус серьезного, раскрученного заведения. Цена 220 000 долларов США.

Магазин (мини-рынок). Площадь 760 кв.м, группа продовольственных и непродовольственных товаров. Цена 11 000 000 рублей.

Автопредприятие. Площадь 1500 кв. м в аренде, все необходимое оборудование. Дилер Горьковского автозавода. Продажа и обслуживание машин „Волга“, „Газель“. Цена 14 500 000 рублей.

С полным списком объектов вы можете познакомиться на mgb@omsk.info.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/05/19/biznes_gotov_prodavatsya