Раскол или что?
Между тем, по мнению второго секретаря Омского обкома КПРФ Андрея АЛЕХИНА, «слухи о расколе и близкой смерти КПРФ, мягко говоря, преувеличены». Свое отношение к раскольнику СЕМИГИНУ областная парторганизация высказала на отчетно-выборной конференции в январе 2004 года, заявив о «всемерной поддержке» Геннадия ЗЮГАНОВА. По словам Андрея АЛЕХИНА, «лидер партии сохранит свои позиции, другое дело, что думать о дублере и готовить его надо».
Можно предположить, что бизнесмену Геннадию СЕМИГИНУ удастся отколоть кусок от компартии, но брэнд КПРФ ему вряд ли достанется. Во всяком случае, омские делегаты на съезд отобраны с особой тщательностью и вряд ли проявят какую-либо иную волю, помимо наказа местных партийных товарищей. Однако проблема фракций не так проста: КПСС боролась с этой «заразой» в конце 80-х годов и, надорвавшись, почила в бозе.
Нулевая фигура
Неудачу на выборах в Госдуму АЛЕХИН называет «относительной», подчеркивая, что областная парторганизация шла к декабрю 2003 года «на большом подъме, потому что на губернаторских выборах отпахала по полной программе, сделала из нуля фигуру и показала очень достойный результат». Под «фигурой» подразумевается до того мало кому в Омске известный Леонид МАЕВСКИЙ. На губернаторских выборах МАЕВСКИЙ взял 28% голосов. Центральный округ Омска и вовсе дал МАЕВСКОМУ беспрецедентные 37% против 38% у Леонида ПОЛЕЖАЕВА. Следом все «фигуранты» сделали выводы: глава Центрального округа Виктор ДЕМЧЕНКО поплатился местом, коммунисты проанализировали ошибки, изготовившись к борьбе за думский мандат, где собирались получить не менее трети голосов.
Однако ЦК партии отказался внести МАЕВСКОГО в партийные списки по выборам в Госдуму. В то время в ситуацию вмешался Олег СМОЛИН, которому удалось преодолеть сопротивление Александра КРАВЦА и закрепиться на 129-м участке. СМОЛИН категорически отказался последовать рекомендации областной партконференции и ограничиться общефедеральным списком. Столкнувшиеся лоб в лоб на 130-м участке, КРАВЕЦ и МАЕВСКИЙ обеспечили победу Александру ХАРИТОНОВУ. После этого МАЕВСКИЙ стал злым гением омских коммунистов и причиной того, что «областная парторганизация потеряла более 10% голосов, хотя и показала результат выше, чем по России».
«На выборах главы Омского района, — подчеркивает второй секретарь, — мы взяли уже 32%, при том, что против нас билась команда областной администрации со всеми ее ресурсами. Хотя МАЕВСКИЙ будет нам отрыгаться еще до конца года как минимум».
В перспективе — тачка
Декабрьский конфликт имел продолжение. В январе 2004 года областную парторганизацию попытались лишить офиса на Ипподромной, 2/1. «Сейчас у нас идет борьба: каждый день таскают по судам. Господин МАЕВСКИЙ с помощью господина ШЕФЕРА пытается ликвидировать нашу финансовую и материальную базу, которая создана многими годами», — говорит Андрей АЛЕХИН.
Несмотря на тяжбы и угрозу раскола, региональное отделение компартии намерено «укреплять и очищать ряды», а также укреплять газеты («Красный путь», «Наше омское время») и партийную сеть распространения.
Коммунисты хотят принять активное участие в будущих выборах органов местного самоуправления, перенеся акцент на представительные органы власти. По словам Андрея АЛЕХИНА, «сегодня, когда все районы являются дотационными, работать главами администраций очень трудно, а люди ждут „от красного“ немедленного улучшения жизни». Что до выборов мэра, то здесь перспективы менее определенны. «Несколько лет назад мы не пошли на выборы мэра, — уточняет второй секретарь. — Не было гарантий, что город не заморозят, если тогдашний Валерий РОЩУПКИН стал бы упорствовать. Чтобы выжить прежнего мэра, „они“ готовы были заморозить город, а представьте, что было бы, если бы мы двинули коммуниста». С кандидатурой на предстоящих мартовских выборах вопрос пока открыт. По словам того же Андрея АЛЕХИНА, «люди есть, но пока думаем о целесообразности выдвижения, чтобы население нас потом на тачке не вывезло».
Подпись к фото АЛЕХИНА:
Андрей АЛЕХИН: «Прием у нас не уменьшается».
Справка «КВ»
Восстановительный съезд КПРФ в Омской области состоялся в феврале 1993 года.
Членом КПРФ может стать гражданин РФ, достигший 18 лет, признающий и выполняющий Программу и Устав, работающий в одной из ее организаций и уплачивающий членские взносы. Партийный взнос — 1% ежемесячного дохода.
Численность Омского регионального отделения политической партии «КПРФ» — около 3 000 человек.
Руководящие органы: областная партконференция, областной комитет, секретариат. В структуру омского регионального отделения КПРФ входят 39 районных парторганизаций.
Первый секретарь Омского обкома КПРФ — Александр КРАВЕЦ. Второй секретарь Омского обкома КПРФ — Андрей АЛЕХИН. Третий секретарь Омского обкома КПРФ — Николай КУТОРГИН.
Делегаты X съезда КПРФ: Александр КРАВЕЦ, первый секретарь Омского обкома КПРФ, Леонид ЛУПАЕВ, секретарь Октябрьского райкома, Борис БУГАКОВ, секретарь первичной парторганизации объединения «Полет», Людмила ДЕМИНА, секретарь Шербакульского райкома.
Реалити-шоу на все времена
Антон КУЗНЕЦОВ
7 июня воскресный эфир обошелся без «Намедни», а зрители без Леонида ПАРФЕНОВА. Радио «Свобода» провело опросы жителей российских городов, и те, в большинстве своем, говорили о любви к передаче и уважении к ее автору. Шоу между тем продолжается.
Самое поразительное в современной России — ее вполне постмодернистское отношение к жизни: грань между жизнью и шоу стирается день ото дня. «Намедни» Леонида ПАРФЕНОВА — яркий тому пример. Люди взрослые и вполне самодостаточные имели занятную игрушку, которой приятно было развлечься в воскресный вечер. Игрушка эта была симпатична, гламурна и позволяла подмигнуть рядом сидящему: «Смотри, во дает! Как только ПУТИН такое выносит?» Похоже, ПУТИН вынес: за телеэкран. Что до зрителя, то он давно уяснил, что исчезновение или появление программы на экране от него лично не зависит ни в малой степени. Теперь передачи нет, но реалити-шоу продолжается.
Мода идет в Москву из Парижа, зато регионалы проецируют на столицу свою долю провинциального «шика». На омском экране все мало-мальски самостоятельные передачи давно ушли из эфира, ознаменовав окончание войны между мэром и губернатором. На местном экране царит обкатанная до гладкости морских камней «культура» и безопасные экскурсы в прошлое. Омское настоящее выглядит скучноватым и устоявшимся. Предстоящие выборы мэра привнесут в вещание некую долю строго отмеренного драйва, но ненадолго. Область плавно входит в застой, чему порукой вполне терпимое бытие и усталость от необходимости самостоятельно мыслить. Все это уже было реально, все это уже есть.
Вопрос «КВ»
— Исчезновение с телеэкрана передачи «Намедни» — это ущемление свободы слова?
Нина КАРПЕНКО, президент Омского союза риэлторов, директор фирмы «Недвижимость-Гарант»:
— Я не знаю доподлинно, откуда возникла эта проблема, каковы ее истоки, но передача «Намедни» мне нравилась. Надеюсь, что она будет выходить в эфир. Возможно, она была несколько дерзкой, но, на мой взгляд, журналист должен «оголять» проблему. Это его профессиональный долг.
Виктор КОРБ, директор Агентства региональных исследований:
— Вряд ли. Это, скорее, решение самого ПАРФЕНОВА: он просто обострил ситуацию. Я к господину ПАРФЕНОВУ хорошо отношусь: как к человеку, который умеет создавать новые интересные формы. Но я не склонен рассматривать ситуацию в таком контексте. Все было ясно, уже когда прежнее НТВ закрывали. А теперь вот, если Хрюна со Степаном выгонят, тогда будет поставлена окончательная точка. Смысл шутки понятен: все мы сейчас живем по Салтыкову-Щедрину — «применительно к подлости». ПАРФЕНОВ — яркое проявление эстетического свободолюбия. Форма, картинки — у него всегда были... Когда Альфред КОХ очень умно и откровенно говорит, что просто ГЕРАСИМОВ решил перейти на лучшее место в сетке вещания, и скоро мы именно его увидим в прайм-тайме, это, возможно, недалеко от истины. ПАРФЕНОВ представлял журналистику свободную, но все же не настолько, чтобы его уход можно было рассматривать как поражение свободы слова. Поражение будет — я говорю без ерничанья — если «Эхо Москвы» закроют и Газпром ВЕНЕДИКТОВА выгонит. Вот это будет да. Там были договоренности, он Газпром не трогал, но эти договоренности были публично оговорены. Если «Эхо Москвы» зажмут, тогда все станет четко и понятно.
Леонид МУТОВКИН, председатель Омского регионального отделения МЕДИАСОЮЗА:
— Единственной программы, где более-менее объективно отражалась российская жизнь, теперь не будет. Я думаю, что повод закрытия смешной. Журналист обязан трактовать события такими, какими они есть на самом деле. Вобще-то, передачу хотели закрыть давно, а теперь вот представился случай. Теперь нет ни одной программы, где присутствовала бы журналистика, а не пропаганда. Мы вернулись к временам 1985 года, когда каждое СМИ было под контролем. И хотя легально цензура вроде бы и отсутствовала, теперь она появилась нелегально.
Елена МИХАЙЛОВА