— Анатолий Павлович, какова структура филиала и сколько человек работает на вашем предприятии?
— По данным на 1 июня на предприятии работают 2 557 человек. Это меньше, чем было в четырех сетевых филиалах компании. А до конца года количество персонала будет еще оптимизироваться, поскольку часть функций в процессе реформирования была централизована и передана управляющей компании. Был, в частности, выделен в отдельное подразделение ремонтный персонал — это порядка 300 человек. Также в управляющей компании сегодня централизованы средства телекоммуникации и связи, информационные технологии, материально-техническое снабжение, бухгалтерский и налоговый учет.
— Четыре сетевых филиала ликвидированы совсем или они сохранили свой функционал?
— Бывшие филиалы стали теперь структурными подразделениями Электросетевого предприятия, но большая часть управленческих функций у них сохранилась. В самом управлении Электросетевого предприятия огромного штата не предполагается — будет фактически всего три департамента: управления персоналом, экономики и финансового анализа, а также совершенно новый для нас департамент — транспорта электрической энергии. Еще мы создали у себя небольшую группу главных специалистов, каждый из которых будет курировать одно из шести основных направлений деятельности предприятия.
— Какие задачи будет решать новый департамент?
— Дело в том, что раньше некоторыми вопросами транспортировки занимался Омскэнергосбыт. Считал, в частности, полезный отпуск электрической энергии, осуществлял аналитическую функцию, а мы электрическую энергию только транспортировали. Теперь будем всем заниматься сами. Именно с этой целью и создан новый департамент. В течение июня, я думаю, мы выстроим все отношения и с генерацией, и со сбытом, и тогда департамент заработает в полную силу.
— На ваш взгляд, финансовые результаты одного укрупненного филиала будут лучше, чем у каждого из четырех?
— Думаю, что да. Но все же пока оценивать наш финансовый результат не совсем корректно. Должен пройти некоторый промежуток времени. Главный показатель, по которому мы оцениваем свою деятельность, — полезный отпуск электрической энергии потребителям. Если цену за транспортировку умножить на количество отпущенных киловатт-часов — получаем доходную часть нашего бюджета. Вычитаем из этой суммы затраты и получаем финансовый результат.
— Сколько сегодня активов у Электросетевого предприятия?
— Сумму я назвать пока не могу. И не потому, что это коммерческая тайна. Просто еще нет окончательного варианта разделительного баланса и, соответственно, я не могу сказать, какое количество дебиторской и кредиторской задолженности достанется нам. Ситуация меняется, дебиторская задолженность компании уменьшается. Прошлый год АК «Омскэнерго» снова завершила с прибылью, и это дает повод для оптимизма.
— Насколько изношено электросетевое оборудование?
— По электрическим сетям износ оборудования составляет порядка 60%. Но привлечь инвестиции на стадии реформирования очень сложно. Остается только один источник финансирования — амортизация. Мы, конечно же, не сидим сложа руки, а ищем пути решения проблемы. В начале года, как вы знаете, запустили в Омске подстанцию «Энтузиастов». Оборудование для нее было приобретено по лизинговой схеме. Так что некоторые положительные моменты уже есть. Сегодня формируем план технического перевооружения на 2005 год. Главное направление сегодня — это реконструкция сетей напряжением 0,4 кВ с применением самонесущего изолированного провода — СИП. Он надежен, безопасен и прост в обслуживании. И, самое главное, с таких линий просто невозможно украсть электрическую энергию. Конечно, это дорогое удовольствие, но оно оправданно. Второе серьезное направление — замена приборов учета у потребителей. В 2004 году мы планируем заменить электрических счетчиков у населения на 32 млн рублей. Важно обновить производственную базу, чтобы создать нормальные условия для работы персонала. Не создавая условий, хороших специалистов не привлечешь. Ну и, естественно, реконструкция наших подстанций с заменой старого оборудования на современное — элегазовое. У него срок службы 25 лет, и при этом оно не требует текущих и капитальных ремонтов.
— Часто приходится слышать о сверхнормативных потерях. Откуда они берутся?
— Расчетный период у нас — один месяц. Если потребитель рассчитается, например, через два месяца, то у нас появляются сверхнормативные потери. В структуре потребления электроэнергии в Омской области население составляет в среднем 30%. В некоторых сельских районах еще больше — 60% и более. Вот и представьте, если доля населения 60%,
а при этом половина не заплатила, то сверхнормативные потери в расчетный период составят 30%. Это очень много. А есть еще и прямое воровство электроэнергии. На сегодня существует порядка 200 способов воровства электроэнергии в быту.
— На чьем финансовом результате отражаются сегодня сверхнормативные потери — вашем или Омскэнергосбыта?
— На нашем. Мы эти потери как бы покупаем у Омскэнергосбыта. Именно поэтому вновь созданный департамент транспорта электрической энергии сразу начал заниматься этими проблемами, потерями в быту. За два последних месяца наши работники уже дважды обошли всех потребителей Омской области — более 316 тысяч абонентов — и зафиксировали показания счетчиков. И эффект уже есть, надо отметить. Платежи сразу же увеличились.
— Проверка показаний счетчиков — это все же ваша работа или сбыта?
— В рыночных условиях функция сбытовой компании должна заключаться в том, чтобы собирать с потребителей деньги за электрическую энергию. А наша функция — доставлять эту электроэнергию потребителю. Сколько киловатт мы поставим, на такую сумму энергосбытовая компания выпишет счет этому потребителю и заплатит нам нашу часть — в соответствии с тарифом за транспортировку. Если посмотреть структуру себестоимости наших затрат, там присутствуют так называемые условно-постоянные затраты, которые не зависят от количества пропущенной электрической энергии. Если сегодня, например, трансформатор пропустил 1 млн кВт/ч, а завтра вдвое меньше, то затраты на содержание этого трансформатора не меняются. Естественно, я заинтересован, чтобы пропуск электрической энергии учитывался как можно точнее и постоянно увеличивался, поскольку от этого зависит рост доходной части нашего бюджета.
— Приближающийся свободный рынок вас не пугает?
— Нет, не пугает. Психология уже изменилась. Мы научились считать деньги. Раньше мы просто говорили: «Надо сделать», — а какими средствами, никого не волновало. Сегодня, если нужно что-то отремонтировать, то руководители РЭС сначала прикидывают: как это сделать более экономично и рационально. Если сегодня рассматривается какое-то техническое решение, то обязательно возникает вопрос: а насколько это будет выгодно и когда оно окупится? И это правильно.
— Но ваши затраты при существующей системе тарифообразования все равно закладываются в тариф...
— По моему мнению, тариф на электроэнергию уже достиг своего предела. Сегодня потребитель еще в состоянии оплачивать потребленные энергоресурсы, но если тариф будет расти, то однажды может наступить такой момент, когда потребители платить откажутся. Процесс станет попросту неуправляемым. Политика сдерживания тарифа, которую проводит сегодня Анатолий ЧУБАЙС, наиболее верна.
— Могут ли в Омской области появиться в будущем другие транспортные предприятия?
— В принципе, могут. Конечно, невозможно построить такое количество сетей, как у Омскэнерго, но уже есть примеры, когда частное лицо покупает подстанцию или кусочек линии электропередач, от которой питаЕтся некоторое количество потребителей. А если это оборудование, которое пропускает большое количество электроэнергии, то, владея проводом в несколько метров, можно неплохо зарабатывать. Все основные затраты несем мы, а он получает деньги. Это и было одной из причин, почему компания решила купить сети в райцентрах Омской области.
— А как с городскими сетями?
— Переговоры с Омскэлектро о покупке сетей ведутся давно. Проблема еще в том, что Омскэлектро не признает сверхнормативные потери в своих сетях, поэтому они остаются в компании, что сильно отражается на нашем финансовом результате. Правда, последнее время процесс пошел. Есть варианты решения этой проблемы путем обмена наших тепловых сетей на муниципальные электрические сети. Напрямую это, конечно, не сделаешь, но будем искать варианты.
— Если остается свободное время, как предпочитаете его проводить? Вы не охотник?
— Нет, я не охотник, хотя родился и вырос в тайге. Я животных люблю. А свободное время стараюсь проводить на природе. Там, где нет скопления людей. В отпуск обязательно еду в свою деревню — там у меня живет мать. Люблю побродить по лесу, побыть наедине с собой, послушать, как шумят ели. В выходные дни стараюсь уезжать на дачу. Привести мысли в порядок, почитать. За неделю, естественно, ничего не успеваешь, работы очень много.
Биография
Анатолий КОЗЛОВ
2 февраля назначен директором Электросетевого предприятия ОАО «АК „Омскэнерго“.
Анатолий Павлович родился 1 января 1952 года в деревне Богомель Седельниковского района Омской области. По окончании Седельниковской средней школы в 1968 году поступил в Омский институт инженеров железнодорожного транспорта на факультет электрического транспорта. В 1973 году окончил институт с отличием, получив специальность инженера путей сообщения — электромеханика, и остался работать на кафедре, где защищал дипломный проект. Год отслужил в армии и вновь вернулся в институт — на прежнее место работы.
В 1977 году, когда были образованы Калачинские электрические сети, переехал на постоянное место жительства в город Калачинск и начал работать на этом предприятии сначала в должности диспетчера, затем — через год — возглавил службу релейной защиты и автоматики. Через некоторое время был снова призван в армию — уже офицером. После двухлетней службы вернулся в Калачинск в звании старшего лейтенанта и продолжил работать на прежней должности.
В 1982 году был назначен главным инженером Калачинских электрических сетей, которые в начале 90-х стали Восточными электрическими сетями — филиалом ОАО „АК “Омскэнерго». В начале 2002 года возглавил Восточные электрические сети. В этой должности работал до последнего назначения в феврале 2004 года.
Женат. Две дочери. Старшая дочь живет в Калачинске, работает бухгалтером в Восточных электрических сетях. Младшая — учится в ОмГТУ на факультете «Энергоснабжение промышленных предприятий».