Банкротство Омсктрансмаша: 18 месяцев спустя

Дата публикации: 05 июля 2004

Меняю танки на вагоны. Без посредников...

Напомним, что уникальная для Омска процедура банкротства государственного предприятия, которое некогда было флагманом регионального ВПК, началась по решению арбитражного суда 26 сентября 2002 года. К тому времени предприятие накопило миллиард рублей кредиторской задолженности и рассчитаться самостоятельно, по мнению всех заинтересованных сторон, было неспособно. Спустя два месяца, 19 декабря арбитражный суд вынес решение о введении на предприятии внешнего управления на максимально возможный срок — 18 месяцев. Долги завода были заморожены (подробности см. в «КВ» от 2 октября и от 4 декабря 2002 года).

Назначенный внешним управляющим москвич Владимир ХАРИТОНОВ в начале марта 2004 года представил на собрании кредиторов план финансового оздоровления предприятия. Суть его плана заключалась в переориентации Омсктрансмаша на производство гражданской продукции — тракторов и вагонов. За время внешнего управления должно было произойти полное замещение активов должника путем создания трех акционерных обществ со стопроцентным участием ФГУП «Омсктрансмаш»: одно ОАО для производства тракторов, второе — вагонов, а третье — для производства спецтехники (танков Т-80У). В дальнейшем предполагалось акции «гражданских» акционерных обществ реализовать инвесторам, а деньги направить на расчеты с кредиторами.

В вагонное производство давно горело желанием инвестировать свои средства московское ЗАО «МегаТрансКор», учрежденное, как уверяли областные власти, нефтяниками, шахтерами, металлургами и крупными российскими грузоперевозчиками. В начале 2003 года компания даже помогла заводу получить беспроцентный заем на сумму 60 млн рублей. Акции будущего танкового акционерного общества продаже, кстати говоря, не подлежали. Их намеревались передать государству, чтобы погасить долговые обязательства по налогам в бюджет.

Вагоны будут!

Уже в самом начале реализации своей программы финансового оздоровления Владимир ХАРИТОНОВ столкнулся с букетом проблем: изношенностью оборудования, нехваткой специалистов, необходимостью поддерживать мобилизационные мощности и социальную сферу, а также многими другими проблемами (подробности см. в «КВ» от 23 апреля 2003 года). В итоге общая выручка предприятия от реализации продукции в 2003 году составила лишь 227 млн рублей (без учета НДС), а балансовый убыток — 212 млн рублей.

За полтора года внешнего управления из всех планов удалось, по большому счету, осуществить лишь один пункт — зарегистрировать 1 марта 2004 года ОАО «Омсквагонзавод» с уставным капиталом в 970 млн рублей, в котором ФГУП «Омсктрансмаш» принадлежит 51% акций — контрольный пакет. Тем не менее подавляющее количество кредиторов Владимира ХАРИТОНОВА до сих пор поддерживает. 13 мая прошло собрание, где был заслушан отчет внешнего управляющего, и 82,9% кредиторов проголосовало за продление срока внешнего управления еще на 6 месяцев.

Как пояснил Владимир ХАРИТОНОВ, за дополнительное время он намерен полностью завершить программу финансового оздоровления предприятия. До сентября 2004 года предполагается зарегистрировать еще два ОАО — тракторное и танковое, документы на регистрацию которых практически готовы. В ближайшее время управляющий обещает реализовать на открытых торгах пакет из 51% акций ОАО «Омсквагонзавод» и выручить за него более 500 млн рублей. Еще 237 млн рублей, по словам внешнего управляющего, должны поступить до 1 июля 2004 года от второго учредителя Омсквагонзавода — ООО «ГЕО», которому принадлежит пакет из 49% акций общества. Потом, мол, очередь дойдет и до реализации акций тракторного предприятия, а все деньги будут направляться на погашение кредиторской задолженности.

Кто виноват?

Есть и иное мнение о перспективах финансового оздоровления предприятия. Как считает бывший финансовый директор ФГУП «Омсктрансмаш» Вадим ЛУКАЧ, полтора года внешнего управления потрачены впустую, а внешний управляющий не справился со своей задачей. По его словам, за это время на предприятии даже не была проведена полная инвентаризация имущества. Производство фактически стоит с октября 2003 года, а неплатежеспособность предприятия растет — не погашается даже текущая задолженность по налогам. До сих пор не выполнен контракт на поставку 50 тракторов ЗТМ-62 в КНДР, хотя корейцы еще в прошлом году перечислили заводу деньги по контракту — 13 млн рублей.

По словам Вадима ЛУКАЧА, ОАО «Омсквагонзавод» передано лишь производственное оборудование на 80 млн рублей, а имущественный комплекс в собственность акционерного общества так и не оформлен. Рано вести речь и о продаже 51% акций предприятия, если их эмиссия до сих пор не имеет государственной регистрации.

Странным Вадиму ЛУКАЧУ представляется и второй учредитель ОАО «Омсквагонзавод». Если по первоначальному плану финансового оздоровления предполагалось создание зависимого акционерного общества со стопроцентным участием ФГУП «Омсктрансмаш», то почему теперь 49% акций предприятия получило некое ООО «ГЕО» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей? По информации Вадима ЛУКАЧА, учредили ООО «ГЕО» два физических лица и 90% его уставного капитала принадлежит Олегу ЕРЕМЬЯНОВУ.

Броня крепка...

С обвинениями в свой адрес Владимир ХАРИТОНОВ не согласен. Он уверяет, что, если исходить из реальных условий, которые сложились на предприятии до введения процедуры банкротства, выполнить программу финансового оздоровления более быстрыми темпами было невозможно. За следующие полгода он программу обязательно завершит. Корреспонденту «КВ» Владимир ХАРИТОНОВ подтвердил, что поставка 50 тракторов ЗТМ-62 в КНДР еще не произведена, но при этом пояснил, что контракт пролонгирован. Сборка тракторов для Пхеньяна уже началась две недели назад. А генеральный директор ОАО «Омсквагонзавод» Михаил КОФЛЕР заверил «КВ», что его предприятие не только создано, но и реально работает.

Тем не менее коллегия арбитражного суда не смогла с первого раза прийти к однозначному выводу, поскольку часть информации Владимир ХАРИТОНОВ не смог подтвердить документально. Срок внешнего управления Омсктрансмаша пока не продлен. Также судья пожелала услышать оценку деятельности Владимира ХАРИТОНОВА от налоговых органов, которые сегодня исполняют функции бывшего федерального органа по делам о несостоятельности и банкротстве (ФСФО).

Кстати сказать, за день до судебного заседания министр промышленности Омской области Александр ЛУППОВ отчитался перед губернатором Леонидом ПОЛЕЖАЕВЫМ об успехах в выполнении программы финансового оздоровления ФГУП «Омсктрансмаш» и о первых шагах молодого ОАО «Омсквагонзавод». А еще несколькими днями раньше информационное агентство «МФД-ИнфоЦентр» со ссылкой на пресс-службу Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) сообщило о приостановке процедуры регистрации выпуска ценных бумаг ОАО «Омсквагонзавод».

Решение о приостановке было принято ФСФР 17 июня по двум причинам. Во-первых, в связи с обнаружением признаков недостоверной информации в документах, представленных для государственной регистрации эмиссии. Во-вторых, в связи с использованием имущества ФГУП «Омсктрансмаш» для оплаты акций, размещенных среди учредителей ОАО «Омсквагонзавод». В общем, ясно лишь одно — в борьбе за активы Омсктрансмаша сталкиваются сегодня несколько влиятельных групп.

 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/06/25/bankrotstvo_omsktransmasha_18_mesyatsev_spustya