Тысячи страниц законодательной руды
Заседание ЗС началось с торжественной ноты: корпус омских мировых судей пополнился на 9 человек. Новоиспеченные судьи приняли присягу, в которой звучали замечательные слова: «Клянусь быть беспристрастным и справедливым, как велит мне долг судьи и моя совесть», получили удостоверения и облачились в мантии. Слушая текст присяги, невольно задумывался: если все судьи ей верны, то откуда же берется «басманное правосудие»?
После вступления в должность мировых судей, пошла штамповка законов. Без сучка и задоринки во втором чтении приняли Законы Омской области «О гимне Омской области», «О внесении изменений и дополнений в Закон Омской области „О гербе и флаге Омской области“, „О внесении дополнений в Закон Омской области “Об административной ответственности за нарушения правил благоустройства территорий городских и сельских поселений Омской области», «Об инновационной деятельности на территории Омской области».
Из законопроектов, принятых в первом чтении и представленных ЗС, наибольшее внимание заслуживает проект закона Омской области «О границах и статусе муниципальных образований Омской области», текст которого занимает 1 038 страниц. Всего, согласно этому законопроекту, в Омской области 424 муниципальных образования, среди них 1 городской округ, 26 городских поселений и 32 муниципальных района.
— Те, кто занимался огромным трудом по подготовке этого законопроекта, заслуживают одобрения, — высказался председатель ЗС Владимир ВАРНАВСКИЙ. — Новые границы согласованы со всеми нынешними муниципальными образованиями. Нашу методику по разграничению и статусу муниципальных образований уже пытаются позаимствовать администрации других регионов.
Про прошлогодние деньги забудьте
Довольно оживленно прошло обсуждение законопроекта «Об исполнении областного бюджета за 2003 год». Министр финансов Омской области Наталья ФРОЛОВА призналась, что исполнение бюджета-2003 стало возможно за счет того, что 60% акцизов на нефтепродукты оставались в регионе. На исполнение Закона о ветеранах при плане 186 млн рублей было израсходовано 456 млн.
Не повезло органам судебной власти, которые профинансированы всего на 60,6%, мобилизационной подготовке — 51,1%, дорожному хозяйству — 76%. Больше всех обделили охрану окружающей среды, на нее из бюджета выделили только треть от заложенных средств. По словам ФРОЛОВОЙ, это произошло из-за отсутствия отчета о расходовании предыдущего финансирования и несогласованных договоров.
Директор Управления дорожного хозяйства депутат ЗС Анатолий КУЗНЕЦОВ попытался обвинить областных финансистов в многолетнем недофинансировании дорожного хозяйства, которое продолжилось и в прошлом году. На этот выпад Наталья ФРОЛОВА предложила «разбираться не в стенах ЗС, а с документами обсудить все вопросы отдельно». Ее поддержал губернатор Леонид ПОЛЕЖАЕВ: «Прежде чем задавать вопросы, нужно отчитаться за грубые нарушения финансовой дисциплины, поискать деньги у себя внутри».
— Хотя правительство меняло налоговые правила не в пользу регионов, нам удалось получить значительный бюджетный профицит, — подчеркнул председатель бюджетного комитета ЗС Олег ШИШОВ. — Есть давние болезни неравномерности исполнения бюджета, которые объективно обоснованны. Нецелевое использование средств и недофинансирование по дорогам и сельскому хозяйству происходят потому, что расходы не подкреплены договорами.
В общем, как бы ни исполнялся бюджет-2003, отчет о его исполнении депутаты ЗС утвердили сразу в первом и втором чтениях. Депутатское большинство ЗС, проголосовав за исполнение бюджета с явными нарушениями, как бы дало добро областной исполнительной власти на дальнейшие нарушения при исполнении бюджетных статей и перераспределение средств во имя целесообразности.
Депутаты — как министры
Без лишних вопросов депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об исполнении Программы формирования и развития государственной собственности Омской области и Программы приватизации государственной собственности Омской области за 2003 год». С энтузиазмом приняли законопроект «О денежном содержании государственных служащих Омской области»и внесли изменения в постановление ЗС ОО от 19 декабря 2002 года «О денежном вознаграждении выборных должностных лиц ЗС Омской области». Теперь депутаты ЗС по зарплате приравнены к областным министрам, разве плохо?
Не вызвал возражений и проект постановления «О принятии в собственность Омской области объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности», согласно которому к области переходят здание УВД Омской области с балансовой стоимостью 737 млн рублей и подсобное хозяйство УВД в Таврическом районе. Безропотно был принят и протест областного прокурора на отдельные положения Закона Омской области «О регулировании земельных отношений в Омской области» — его предстоит рассмотреть комитету по аграрным вопросам.
Остались непринятыми постановление ЗС, одобряющее принятие проекта ФЗ «О внесении изменений в статью 82 ФЗ „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ“ и в статью 84 ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“ (в части установления возможности совмещения выборов и продления сроков полномочия органов местного самоуправления) и обращение ЗС по поводу Федерального законопроекта, предусматривающего замену льгот денежной компенсацией.
В непринятом проекте обращения говорилось: „Депутаты ЗС Омской области считают недопустимым принятие данного закона, так как это приведет к резкому ухудшению положения социально незащищенных слоев населения. Как показывает практика, при замене льгот денежными средствами эти выплаты будут сразу же “съедены» высокими ценами и инфляцией". Это обращение предполагалось направить президенту Владимиру ПУТИНУ, председателю правительства Михаилу ФРАДКОВУ, спикерам Совета Федерации Сергею МИРОНОВУ и Госдумы Борису ГРЫЗЛОВУ, но не судьба. Разве ж можно плевать против федерального ветра?
Не приняло ЗС и постановление о государственной регистрации изменений и дополнений, внесенных в Устав города Омска — этот вопрос решили отложить до принятия федерального и областного законов по поводу разграничения муниципальных образований. Между тем на госрегистрацию изменений и дополнений в уставы Исилькульского, Таврического и Тарского муниципальных образований депутаты ЗС добро дали — налицо дискредитация омского горсовета.
Коммунистов — не пущать
Наибольший накал страстей вызвало заявление депутата Андрея АЛЕХИНА, прозвучавшее в конце заседания. Конституционный суд (КС) 11 мая рассмотрел жалобу АЛЕХИНА и вынес определение, согласно которому ЗС не может отказывать депутатам в праве работать на профессиональной постоянной основе. Окрыленный жалобщик потребовал у ЗС выполнить определение КС и предоставить возможность ему и трем его коллегам-коммунистам работать в ЗС на постоянной основе.
— Мы тоже получили определение КС, — признался Владимир ВАРНАВСКИЙ. — Нужно поручить комитету по законодательству рассмотреть вопрос по осуществлению депутатской деятельности на профессиональной основе. И нечего шуметь — мы все умеем говорить партийным языком и с металлом в голосе. Но сейчас никто к дискуссии не готов, кроме АЛЕХИНА.
Спикера поддержал Олег ШИШОВ: «На слух обсуждать определение КС нельзя, это решение нужно принимать согласно регламенту». А возражение депутата Сергея НОВИКОВА: «Определение КС поступило в ЗС еще 16 июня, с ним всех должны были ознакомить. Я предлагаю всем депутатам уйти со своих постов на непрофессиональную основу», — никто не захотел услышать.
В общем, ЗС решило пока не исполнять определение КС, но ВАРНАВСКИЙ попросил комитет по законодательству спокойно вникнуть в суть вопроса. Говоря по-русски, ЗС должно найти возможность проигнорировать определение КС, как это уже случилось два года назад.
Конституционный суд Российской Федерации
определил:
Нормативные положения, содержащиеся в пункте 4 статьи 20 и в пункте 2 статьи 23 Закона Омской области «О Законодательном собрании Омской области», которыми реализация права депутата на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе ставится в зависимость от того, занимает ли он соответствующую должность в Законодательном собрании Омской области, в отсутствие законодательно установленных процедур, гарантирующих всем его депутатам равные возможности, не может служить основанием ограничения этого права.
Данное Конституционным судом Российской Федерации истолкование указанных нормативных положений является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.
Законодательному собранию Омской области надлежит осуществить законодательное регулирование механизма реализации права депутатов на осуществление своих полномочий на профессиональной постоянной основе с учетом настоящего Определения.
Правоприменительные решения по делу гражданина АЛЕХИНА Андрея Анатольевича, основанные на пункте 4 статьи 20 и пункте 2 статьи 23 Закона Омской области «О Законодательном собрании Омской области» (в редакции от 15 декабря 2002 года) в истолковании, расходящемся с их конституционно-правовым смыслом, выявленным Конституционным судом Российской Федерации в настоящем Определении, должны быть пересмотрены в установленном порядке.
Определение Конституционного суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного суда Российской Федерации В.Д.Зорькин.
Судья-секретарь Конституционного суда Российской ФедерацииЮ.М.Данилов.