Три медведя в одной берлоге
Когда встал вопрос, кто возглавит ОМС, самого главного искать не стали и договорились, что никто не может претендовать на особое положение в организации. Сопредседателей избрали на два года, им предстоит выполнять представительские функции и принимать на себя удары судьбы. По регламенту ротации в течение четырех месяцев один из сопредседателей будет как бы основным, потом его будет сменять другой.
На первые четыре месяца верховодить доверено Юрию ШАТИЛОВУ. По его словам, во время выборов было заметное противостояние между отдельными персонами, а он — достаточно компромиссная фигура, которая у большинства членов ОМС не вызывает антипатии. Кроме сопредседателей, в ОМС предусмотрена должность исполнительного директора, который на профессиональной основе должен будет заниматься строительством ОМС.
Совет ОМС уже утвердил текст письма-уведомления о создании новой организации и направил его в различные органы власти и управления. В качестве потенциальных партнеров ОМС определены комитет по рекламе Омской ТПП и областной Союз предпринимателей, в обе эти организации входят немало членов ОМС. Подготовлено письмо с предложением о сотрудничестве в горсовет и горадминистрацию — в ОМС надеются, что муниципалитет не оттолкнет протянутую руку.
Инициатива наказуема
На первых заседаниях совета ОМС, которые открыты для всех членов организации, был составлен большой список самых актуальных проблем. Чтобы не затягивать их решение, уже созданы рабочие группы по разным направлениям. Принцип простой: кто предлагает, тот и должен возглавить рабочую группу.
Так, Егор СУСЛИКОВ возглавил рабочую группу по регулированию рынка наружной рекламы. Уже направлены официальные письма мэру Евгению БЕЛОВУ и председателю горсовета Александру ЦИМБАЛИСТУ с предложением включить в городскую комиссию по вопросам наружной рекламы представителей ОМС. Станислав ИВАНЧЕНКО возглавил рабочую группу по вопросам безопасности и профессиональной этики, которая уже начала составлять «черные» и «белые» списки ОМС.
Рабочую группу по проблемам издательского бизнеса и печатных СМИ координирует Алексей ВЕРАХОВСКИЙ. Пока в ОМС явный перекос в пользу рекламщиков, потому что издатели пока выжидают и смотрят, насколько может быть им полезна эта организация. Координатор рабочей группы по тарифной политике в производстве интеллектуальных продуктов Артавазд ИСАБЕКЯН уверен, что пока идет страшная недооценка креатива в рекламе — с этим надо бороться. Первым этапом борьбы должно стать заключение тарифных соглашений между членами ОМС.
В состав рабочих групп активно вовлекаются не только действительные участники ОМС, но и другие профессиональные участники регионального медиарынка. Идет формирование открытого списка актуальных для омского медиасообщества проблем и направлений деятельности, к обсуждению которых ОМС намерен привлечь всех участников этого рынка. А после обсуждения все это планируется оформить в программу деятельности ОМС.
Станислав ИВАНЧЕНКО, директор брэндинг-агентства «Первый консул».
— Мы пока еще ничего не сделали, отношения будут формироваться по мере наших поступков. Пока представители омского медиа-бизнеса по-варварски ведут себя на рынке, поэтому нужно учиться договариваться, приходить к компромиссу, вырабатывать общие правила и точки зрения. Коммуникационные структуры, каковыми мы являемся, в рамках объединения пытаются договориться сначала между собой, а потом с другими участниками этого рынка.
Наша цель — научиться самим решать свои проблемы путем совместных действий. Причем мы не собираемся лоббировать интересы только омских структур, будем договариваться об общих правилах совместного существования с иногородними коллегами, работающими на нашем рынке, привлекать их в ОМС. Мы и так изолируемся, по-хорошему, в ОМС нужно включать и рекламодателей, на чьи деньги существует медиа-рынок, чьи потребности мы удовлетворяем.
Пока мы иногородними членами похвастаться не можем, но, когда начнем реально защищать в том числе и их интересы, они наверняка подключатся. Еще одна насущная проблема медиа-бизнеса — это подготовка кадров. Наши учебные заведения — и гадкие утята, и жертвы в одном лице. Будущих специалистов не знакомят с реальной практикой, идет дискредитация профессии через обучение. Мы собираемся составлять «черные» и «белые» списки, в том числе и вузов, будем пытаться будоражить и учебные заведения, и работодателей, и кадровые агентства.
Мы объединяемся не в самые сложные времена для развития, а не для выживания. ОМС пока никому не помогает зарабатывать, но пытаемся что-то сделать, заполнить информационный вакуум в этой сфере и развивать цивилизованную конкуренцию. У нас пока нет жестких критериев вступления, любого члена местного медиа-сообщества мы готовы принять.
Юрий ШАТИЛОВ, директор РА «Ладно».
— Мы объединяемся не потому, что нас кто-то гонит с рынка, как раз снизу нас никто не подпирает, проблема в системе, которую надеемся выстроить. Реклама, маркетинг, пиар, коммуникационные технологии до сих пор воспринимаются обществом и даже бизнес-сообществом как «понарошечный», ненастоящий бизнес. Представители более традиционных направлений бизнеса, построенных на крупных материальных активах, с изрядным недоверием смотрят на наши визитки с гордыми словами: «креатор», «имиджмейкер», «промоутер». А раз нет доверия и уважения к нашим профессиям — нет и денег.
Мы должны дат понять другим бизнесам и власти, что реклама, маркетинг, пиар, коммуникационные технологии, которые объединены понятием «медиа», вполне реальный и «конкретный» бизнес. В то же время зачатую отсутствие должного понимания и уважения к труженикам медиацеха происходит по нашей собственной вине. Мы плохо знаем друг друга и бизнес своих коллег, не всегда понимаем и доверяем друг другу. Именно поэтому необходимо создать площадку для регулярных профессиональных и межпрофессиональных контактов. Когда люди познакомятся ближе, возможно, пореже будет проявляться столь популярный в любой творческой среде синдром — говорить про коллег гадости.
В нашем регионе весьма неорганизованный медиабизнес, но ОМС не собирается быть направляющей рукой. Мы лишь хотим способствовать самоорганизации медиасообщества. Разработать профессиональные нормы и правила, критерии оценки в профессиональной среде. Наш долг — помочь одним из нас (хорошо бы — лучшим) публично признать их лучшими и оградить сообщество от других (видимо, худших). Чтобы, не дай бог, не подумали, что все у нас сразу получится, хочу напомнить горькие слова Дэвида Огиелви: «Реламный бизнес разваливается, и виноваты в этом те, кто его формирует, кто не умеет ничего продавать, чья миссия — пускать пыль в глаза и выманивать у клиентов деньги, чтобы продемонстрировать свой талант и оригинальность».
Алексей ВЕРАХОВСКИЙ, президент медиа-группы «Премьер».
— Думаю, что наша организация ничем не отличается от других общественных объединений по профессиональному признаку. Мы собираемся отстаивать свои корпоративные интересы во взаимоотношениях со всеми субъектами медиа-рынка: клиентами, заказчиками, исполнителями и законодательной властью. Также собираемся лоббировать сертификацию услуг в медиа-сфере.
Есть очень много направлений и проблем, которые хотелось бы решить и кардинально изменить ситуацию. Омский медиа-бизнес, с одной стороны, в плачевном состоянии, с другой — у нас изданий намного больше, чем в других регионах. Омские газеты и журналы плодятся и умирают одно за другим: очень просто зарегистрировать издание, заплатив всего 1 000 рублей, потом издать тиражом в 2 000 экземпляров, а указать 20 000 и искать рекламодателей, сбивая цену. Нужно добиваться соответствия определенному уровню в медиа-сфере, а пока на рынке процветают непрофессионалы.
В одиночку многие проблемы не решить, в рамках организации это сделать проще. В ОМС я буду заниматься координацией издательской деятельности и полиграфии. Очень серьезное направление — воспитание культуры рекламодателей, которые пока легко вводятся в заблуждение, не существует и правил конкурсного рекламного отбора.
Есть опасение, что если в ОМС будет один лидер, то он может потянуть одеяло на себя и использовать организацию в личных целях. Мы избрали трех равноправных сопредседателей, чтобы ни у кого не возникало такого соблазна. В этой ситуации есть свои преимущества, особенно когда нужно «пинать» властные двери. К примеру, мне легко скандалить по той же наружке, потому что она совершено меня не касается. Те, кто не вступил в нашу организацию, все равно будут пользоваться плодами деятельности ОМС, поэтому надеемся, что по мере воплощения в жизнь реальных дел наши ряды будут пополняться.