Илья ДУБИН: "Люди в желтых футболках — это огромная сила"

Дата публикации: 02 августа 2004

Управление молодежной политики, пожалуй, одно из самых непростых подразделений администрации города. Если все другие управления и департаменты работают по годами отлаженной методике, то управление молодежной политики все десять лет своего существования находится в состоянии непрерывного эксперимента. Поскольку молодежь сегодня меняется куда быстрее, чем ее наставники. В июне управление возглавил Илья ДУБИН — самый молодой руководитель подразделения омской мэрии. Корреспондент «КВ» Дмитрий МИТИН встретился с Ильей Владимировичем и побеседовал о том, что же представляет собой сегодня омская молодежь и каково решать ее проблемы человеку, который сам еще год назад относился к этой категории.

— Если говорить о молодежной политике, напрашивается вопрос, а где проходит эта грань — когда один человек считается молодым, а другой уже нет?

— Вообще-то, есть очень четко определенная законом возрастная граница, которая как раз и определяет круг наших интересов. Молодым человеком по законам РФ является любой житель России в возрасте от 14 до 30 лет.

— То есть вы и с 30-летними работаете?

— Работаем. Другое дело, что эта часть молодежи меньше в нас нуждается. То есть мы свою работу выстраиваем с позиции тех, кому мы нужнее. Нужны мы сегодня больше всего подросткам старшего школьного возраста и студенческой молодежи — мы на них максимально все свои ресурсы и направляем.

— Почему именно эти группы?

— Если школьники только-только самоопределяются, им надо все попробовать, и непременно на себе, то наша задача — максимально их ограничить в негативном выборе и дать им взамен выбор из каких-то позитивных вещей. А студенчество — это та часть молодежи, которая наиболее активна и, опять же, наиболее подвержена негативному влиянию. Это те люди, которые из школы уже ушли, из семьи тоже выпали, но еще не влились до конца во взрослую жизнь. Ведь школьная система и система вуза совершенно непохожи. В школе — классный руководитель, родительский комитет, которые заботятся о ребенке. А преподавателю в университете он нужен только на лекции и на зачете.
Вместе с тем активность студентов заставляет их объединяться в некие группы и реализовывать эту активность где бы то ни было. И наша задача эту активность использовать в нужном русле, в русле решения наших общих задач. Городской студенческий педагогический отряд, Омский городской студенческий совет — это та огромная сила, с которой мы сегодня работаем и огромные задачи решаем. Нас в управлении 12 человек работает. Мы ничего не сделаем без их участия. Мы идеологи, мы технологи, мы разрабатываем идеи, даем технологию их реализации, обучаем этих ребят, а они уже являются непосредственными их реализаторами.
Люди в желтых футболках, работающие пятый год в омских дворах, — это огромная, колоссальная сила, которая как раз и способна что-то изменить в плане воспитательного процесса.И это еще раз доказывает мысль, которую я не устаю повторять: молодежь — это не объект внимания и заботы муниципалитета. Это социальный партнер, обладающий серьезными ресурсами.

— В чем заключается это партнерство?

— Мы должны понимать, что в молодежной среде существует ряд проблем. И наша задача определить эти проблемы. Но это не значит, что только мы должны решать их. Наша задача — создать такие условия, чтобы молодежь сама могла решать свои проблемы. Ведь молодежь тоже сегодня многое понимает, она понимает, что может многое изменить. Но все это заканчивается на уровне понимания отдельного молодого человека. Пока мы его в конкретное дело не включим со всей его энергией, со всеми его знаниями, со всеми его жизненными устоями, все это так и останется на уровне понимания.
Ведь на самом-то деле молодежь наша классная и здоровская. И мы как раз и должны сделать так, чтобы эти ее качества смогли проявиться, чтобы молодые люди в конкретное дело пришли и смогли в нем поучаствовать. Не все удается, конечно. Вопросов нет. Но иллюзий никто не строит. Десять лет существования молодежной политики как отрасли института государственной и муниципальной власти — это не тот срок, за который можно все четко и гладко выстроить.
Тем более, что сегодня смена поколений происходит значительно быстрее, нежели раньше. На мой взгляд, когда существовала система комсомола и пионерии, смена поколений происходила за пять-семь лет. Сейчас это происходит каждые два года. Сегодняшние десятиклассники от десятиклассников, которые будут через два года, будут отличаться колоссально. И подстроить свою работу под них мы просто физически не успеваем. Поэтому мы всегда будем жить в поиске, мы всегда будем жить в каких-то экспериментальных вещах. И мы готовы работать в таком режиме. Это движение, и только с помощью него можно что-то реальное сделать в этой жизни.

— Говорят, молодежь сегодня стала более инфантильной, чем 10-12 лет назад...

— Я бы таких выводов делать не стал. Молодежь сегодня слишком разная, и всегда была разная. Нельзя сказать, что раньше молодежь была хорошая, а сейчас плохая, и наоборот. И тогда были мальчиши-плохиши, и сейчас есть такая категория. Есть, конечно, и инфантильные подростки, но они были всегда. Другое дело, что уменьшилось внимание к молодежи со стороны общества. Раньше были какие-то общественные формирования, которые четко занимались молодежью, да и на предприятиях существовал институт наставничества.
То есть молодой человек был всегда под прицелом, он был всегда кому-то нужен и интересен, его на каждой стадии кто-то вел, кто-то обучал. У него просто не было возможности проявить свою инфантильность, его постоянно включали в какой-то активный процесс. Сегодня есть выбор. Я могу включиться, а могу не включаться. Так вот, та инфантильная часть молодежи — это не вина общества. Это личная позиция каждого из них.
Но в целом молодежь сегодня гораздо более активная. Другое дело — как эту их активность направить в нужное русло. Есть, скажем так, категория подростков, которая требует к себе внимания. И не их это вина, что они оказались в такой сложной жизненной ситуации, что они идут на преступление, что они обездоленные, что они беспризорники. Винить детей в том, что они оказались в такой ситуации, бессмысленно. Нужно находить способы вытаскивать их из этой ситуации.

— Находите?

— Находим, но с трудом. Поскольку это работа очень тонкая, адресная и требует объединения усилий специалистов различных управлений и ведомств, а также всего городского сообщества. Семья, родители и общество не должны передавать государству все функции по воспитанию детей и сидеть, ждать, когда государство воспитает их ребенка. Это неправильно. Ведь первоочередным институтом социализации ребенка традиционно считается семья. И только потом какие-то чиновничьи организации.

— Вы самый молодой начальник городского управления. Не тяжело? Все-таки в таком возрасте — и такая ответственность...

— До этого-то мысли и не доходят. Дело в том, что механизм, в который здесь попадаешь, не дает права сидеть и говорить: «Ну я же еще молодой, ну сделайте мне скидку...». Нет, здесь это не принимается. Если тебе дали бразды правления — впрягайся и паши. Скидок на возраст никто у нас не делает. Конечно, сложновато, когда приходишь в коллектив и тут такие зубры управленческие сидят, у которых за плечами огромный опыт руководства подразделениями, насчитывающими тысячи человек. Но коллеги помогают, учат. Да и опыт есть определенный, как-никак я здесь уже пятый год работаю.

— Вы целыми днями заботитесь о том, чтобы организовать досуг молодежи. А на собственный досуг время остается?

— Времени, конечно же, не хватает. Но если выдается свободный денек, очень люблю порыбачить, меня с детства еще родители к этому делу приучили. Люблю выезжать, как это принято называть, на барбекю. И стараюсь очень много путешествовать. Отпуск обязательно трачу на поездки за рубеж с женой.

— Где уже побывали?

— Много где. Стараюсь бывать в интересных с исторической точки зрения странах — Египте, Турции, ОАЭ, в европейских странах. Это, конечно, довольно ощутимо для нашего семейного бюджета, но в течение всего года как-то выкраиваем. Мир ведь очень интересен, разнообразен и всегда дает заряд творческой энергии и помогает в работе.

Дмитрий Митин 

Илья ДУБИН

17 июня 2004 года назначен начальником управления молодежной политики администрации города Омска.

Илья Владимирович родился 19 ноября 1973 года в Омске. В 1991 году окончил школу №4. После школы поступил в Омский педагогический институт (позднее — университет) на естественно-географический факультет, который окончил в 1996 году, получив специальности методиста по воспитательной работе, учителя географии и учителя физкультуры.
С 1996-го по 1997 год работал заместителем директора школы №113 по воспитательной работе. В ноябре 1997 года перешел специалистом по социальной работе в МУ «Центр социальных услуг для молодежи» Советского округа. В 1998 году стал руководителем службы социальной работы по месту жительства. Был одним из разработчиков программы дворовых досуговых площадок, позднее внедренной во всем городе.
В апреле 2000 года был переведен главным специалистом в управление молодежной политики администрации города Омска.
В 2001 году был назначен заместителем начальника управления.
С 1 марта 2004 года до последнего назначения — и. о. начальника управления молодежной политики администрации города Омска.
Женат.



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/07/29/ilya_dubin__lyudi_v_zheltih_futbolkah_-_eto_ogromnaya_sila