Вице-президент ассоциации «Автолайн» Станислав СТЕПАНОВ подтвердил информацию, озвученную господином КИВИЧЕМ, уточнив, что были приняты 9 из 15 поправок, предложенных «Автолайном». Всего же на последнем заседании постоянной комиссии горсовета по вопросам ЖКХ, транспорта и строительства было принято 11 поправок из 28.
Несмотря на то, что принятые поправки несколько изменили отношение перевозчиков к документу, Станислав СТЕПАНОВ опасается, что некоторые его положения могут быть истолкованы двояко:
— Мы ведем речь о том, — подчеркнул он, — что документ в руках фокусников из мэрии может повлиять на ситуацию несколько иначе, чем если бы они не были фокусниками. Они просто-напросто будут читать документ так, как надо им.
Большая часть поправок, которых удалось добиться перевозчикам, касается порядка проведения конкурса. В частности, в первоначальном варианте постановления предполагалось, что решения о распределении маршрутов конкурсная комиссия будет вправе принимать, если на заседании присутствует более половины ее членов; а всю конкурсную документацию будет разрабатывать председатель комиссии, избранный открытым голосованием на первом заседании.
Автолайновцы же настояли на том, чтобы кворум составляли более 2/3 членов комиссии, а документацию готовила вся комиссия, а не председатель. Учитывая, что из семи членов конкурсной комиссии двое будут представлять мэрию, а еще двое -горсовет, что сегодня почти одно и то же, несложно догадаться, кто будет избран председателем и как распределятся голоса в случае, если будут отсутствовать трое оставшихся членов комиссии. Так что, настояв на принятии этих поправок, перевозчики лишний раз подстраховались от возможного произвола «фокусников».
Немалое сопротивление со стороны перевозчиков вызвало и приложение к постановлению «Типовое соглашение», которое должны будут заключить победители конкурса с департаментом транспорта. Было даже предложение исключить этот договор из проекта постановления, но депутаты это предложение единогласно отвергли. Единственное, чего удалось в этом плане добиться автолайновцам — права требовать от мэрии бесплатных консультаций по вопросам обучения водителей. Вместе с тем, соотношение прав мэрии и обязанностей перевозчиков, закрепленное в соглашении, на порядок ужесточит правила игры на рынке перевозок. Например, теперь у департамента транспорта появилась возможность высылать на маршрут своих контролеров и проверять газельщиков по полной программе — начиная от наличия лицензии и заканчивая соблюдением графика движения.
В то же время владельцы маршруток помимо водителей обязаны содержать целый штат механиков, докторов и даже собственных контролеров. Кроме того, в число их обязанностей отныне входит выдавать всем пассажирам чеки либо билеты установленного образца. А главным правом перевозчиков значится возможность «самостоятельно устанавливать льготные условия оплаты проезда для отдельных категорий пассажиров с отнесением расходов за собственный счет». Понятно, что делается это все с единственной целью — повысить безопасность и качество перевозок. Только вот многие ли перевозчики потянут такие расходы — большой вопрос.
Перевозчикам НЕ удалось убедить депутатов, что:
1. Для автобусов средней и большой вместимости маршрут должен выдаваться не на 5, а на 10 лет.
2. При конкурсной комиссии должен постоянно работать наблюдательный совет, состоящий из представителей общественных организации перевозчиков.
3. Для участия в конкурсе не обязательно иметь в штате медиков для проведения осмотра водителей.
4. Мэрия не должна диктовать перевозчикам, сколько рейсов они должны выполнить за рабочую смену.
5. Департамент транспорта не должен определять, сколько машин должно работать на маршруте в каждый конкретный день недели и в то или иное время суток.
6. Схемы маршрутов и графики движения мэрия должна изготавливать за свой счет, а не за счет перевозчиков.
7. О своих тарифах перевозчики должны извещать мэрию не ежемесячно, а лишь в случае их изменения.
8. Контрольные проверки на маршрутах работники департамента транспорта должны проводить только в присутствии контролирующих органов (РТИ, ГИБДД и т. д.).
(источник: протокол №39 заседания постоянной комиссии Омского городского Совета
по вопросам жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и строительства от 15.07.04).
При распределении маршрутов конкурсной комиссией будут учитываться:
1. Наличие необходимого или преобладающего количества транспортных средств для обслуживания конкретного маршрута.
2. Опыт работы в режиме работы маршрутного такси, в том числе на распределяемом маршруте.
3. Предложения перевозчиков по реализации социально значимых мероприятий для жителей города, в том числе по предоставлению льгот по оплате проезда на маршруте.
4. Предложения перевозчиков по величине тарифа.
5. Объем и условия долевого участия перевозчиков в организации обустройства, оптимизации и содержания городской маршрутной сети, в том числе конкретного маршрута городской маршрутной сети.
6. Конкретные предложения по применению современных систем учета и контроля за движением автотранспорта на маршруте, предназначенных для ведения статистической обработки пассажиропотоков и осуществления надзора за соблюдением условий соглашения об организации маршрута.
(п. 8.1 постановления «Об утверждении Порядка распределения маршрутов
пассажирского транспорта между перевозчиками, работающими в режиме
маршрутного такси, для осуществления пассажирских перевозок в городе Омске»).
Дмитрий СВЕТЛОВСКИЙ