Сергей ТОКАЕВ "Я, наверно многих разочарую, сказав, что на меня давления нет"

Дата публикации: 13 сентября 2004

— Сергей Борисович, известно, что холдинг ВГТРК находится сейчас в состоянии реформирования. Каким образом оно происходит и что ожидает ГТРК «Иртыш»?

— Еще 26 февраля 2004 года был подписан приказ тогдашнего председателя ВГТРК Олега ДОБРОДЕЕВА, ныне генерального директора холдинга, о переходе всех дочерних государственных унитарных предприятий — региональных телерадиокомпаний — в филиалы Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании. Это связано с тем, что идет модернизация холдинга, в который входят региональные компании, телеканалы «Россия» и «Культура». Делается это для того, чтобы обеспечить более полный контроль, прежде всего финансовый. Наша документация уже прошла всю необходимую проверку, документы отправлены в Москву, юридически мы уже считаемся филиалом, но фактически этот момент еще не наступил. Когда будет сверстан бюджет ВГТРК на 2005 год, все сотрудники региональных телерадиокомпаний на местах, включая председателей, будут уволены, а затем произойдет обратный процесс. Бывшие председатели станут генеральными директорами, которые и примут сотрудников в штаты. Таков механизм, а сейчас я продолжаю оставаться исполняющим обязанности председателя ГТРК «Иртыш».

— Что даст перевод региональной телекомпании в филиал?

— Здесь, как минимум, преследуются две цели. Прежде всего вся финансово-экономическая деятельность ГТРК «Иртыш» станет более прозрачной. Для управления многочисленными структурами, разбросанными по стране, такая схема наиболее благоприятна. Минус для регионального руководителя — чувство некотрой финансовой несвободы. Плюс для ВГТРК в целом — полная управляемость холдингом.

— На ваш взгляд, какова динамика развития ГТРК «Иртыш»?

— Произошло значительное омоложение коллектива — это раз. Моими заместителями назначены молодые, но уже весьма профессиональные специалисты: Татьяна ФИЛИППЕНКО — заместитель по телевидению, Денис ИОВЛЕВ — заместитель по радиовещанию. Также со временем сменились телевизионная подача, темпоритм, появилась новая харизма. В общем, пришла новая волна телевизионщиков. Старое поколение нам говорит: «Вот мы раньше были!» То есть у нас и школа не та, и этого нет, и того... Да, я многое готов признать, но старая школа никуда не делась, и тот, кто в этой жизни действительно чего-то достиг, лучшее из прежней школы забирает, но обязательно помнит, что нельзя останавливаться на достигнутом. Если ты хоть раз позволил себе в этой жизни сказать «я это сделал, и я — великий», на тебе можно поставить крест. Я коллегам и друзьям повторяю: «Никогда не говорите себе эти слова. Иначе нечего вам делать в нашей работе, которую надо любить, ночью просыпаться, все время в голове держать, быть немного „не от мира сего“. Иначе не будет шага вперед.

— ГТРК делает такой шаг?

— Я считаю, что да, и это позволяет нам совершенствоваться. Это позволяет достигать взаимосвязи с другими омскими ТВ-каналами, которые составляют нам здоровую конкуренцию. Есть регионы, где до семи-восьми компаний работают на высоком уровне. В Омске ситуация, конечно, иная: здесь у нас не так много телерадиокомпаний, занимающихся производством собственного эфира. Но зритель сам выбирает, что смотреть. К слову сказать, по результатам мультимедийных исследований независимого международного Иститута Гэллапа наша ГТРК „Иртыш“ в рейтинге омского телевидения занимает лидирующее место.

— На дворе — осень. Все телеканалы готовят премьеры. Чем вы порадуете зрителей?

— Мы входим в новый, необычайно сложный ТВ-сезон: буквально недели через две — максимум через три перейдем в режим круглосуточного информационного вещания. У нас по-прежнему будут 13 ежесуточных выходов в эфир, но теперь это будет прямой эфир, перекличка с телеканалом „Доброе утро“, подхват друг друга на местах — имеются в виду региональные компании. Мы уже сейчас выходим в этом режиме, но пока не в той гамме, в которой увидит нас зритель совсем скоро. Мы будем взаимодействовать со всеми структурами холдинга. Разработана новая схема глобального интернет-вещания. Омск вошел в эту схему, технологическое оборудование уже поставлено. Теперь мы сможем в режиме реального времени запросить любую интересующую нас „картинку“ как в Москве, так и в любом другом регионе, получить видеоматериалы у лондонского, японского или американского бюро холдинга. Мы меняем формы подачи, телевизионные решения, оформление студии. Зрители увидят новых ведущих. Эфир выходных дней также претерпит изменения. Еженедельно будет выходить программа к 60-летию Победы. Готовится программа „50 лет вместе“ к полувековому юбилею омской студии телевидения. Появится новое ток-шоу. Какое? Пока секрет. Также мы стараемся не забыть о социальнозначимых проектах. На днях благотворительный фонд „Меценаты столетия“ наградил нас золотой медалью „За выдающйся вклад в дело возрождения и процветания мира, за величие души, за бескорыстную щедрость“.

— Не секрет, что многие наблюдатели считают, что со свободой слова в России дела обстоят плохо. Ваше мнение?

— Я, наверное, многих разочарую, сказав, что никакого давления нет. Мы проводим прежде всего федеральную политику так, как она отражается здесь на местах, в регионе. Переведя все это на обычный язык, можно сказать, что в ситуации с перерасчетом пенсии, например, зрителю важно, как она развивается именно в Омском регионе. Человека, живущего в городке Нефтяников, волнует, получит ли он свои рубли, дадут ли ему как прежде бесплатные лекарства в аптеке. Так ведь?


— Чего греха таить, областная власть оказывает воздействие на омское телевидение. На вас давят?

— Нисколько, мы придерживаемся чисто партнерских отношений. Это я говорю серьезно. Правительство Омской области никоим образом не влияет на политику ГТРК „Иртыш“, у нас здоровые партнерские отношения.

— Опытный зритель видит, что в своих вечерних выпусках „Вести-плюс“ вы пытаетесь дать зрителю целостный продукт, освещая события в России и мире. Это политика московского руководства?

— Да, это так называемый синдицированный выпуск, который носит именно такую направленность. Все это делается для того, чтобы местные ГТРК показывали наиболее характерные события, происходящие как в России, так и в мире. Уже к вечернему выпуску мы проводим аналитическую работу, чтобы завязать происшедшее в режиме „реал“ — день в день — с теми событиями, которые имеют место здесь, в регионе.


— Омское радио стало каким-то незаметным. Ушли из эфира передача „Пушкинский час“, нет передачи для молодежи. Есть у омского радио будущее?

— Радио — это специфическая вещь. Если кто-то говорит, что было и пропало навечно, это неверно. Возможно, передачи появятся в еще лучшем виде. Изменения на радио будут происходить, откорректируется сетка вещания в сторону увеличения эфирного времени. Пока об этом подробно не буду говорить — коммерческая тайна, но будет что послушать.

— Но согласитесь, ушла острота передач, практически нет в местном эфире политики, за исключением разве традиционных предвыборных выступлений. Нет и хороших политических ток-шоу. Время другое пришло?

— Нам что, мало в жизни остроты?

— Достаточно.

— Можно построить эфир на скандалах и чернухе, рейтинг будет бешеным, но, положа руку на сердце, что людям от этой дешевой популярности? Она быстро пропадет, и ты рухнешь в такую яму, из которой сложно будет выбраться. Почему НТВ поменяло свой стиль вещания? Все потому же. Здесь просчитываются многие вещи: привлекательность для рекламодателя, дальнейшие перспективы развития — все это необходимо учитывать и смотреть в завтрашний день. Я нередко встречаюсь с коллегами, и оказывается, что практически в каждом регионе пытались сделать программу „Хорошие новости“ и все столкнулись с одной и той же проблемой, что эту программу делать катастрофически сложно. Обычной чернухой зрителя несложно завлечь — »полчаса перестройки" называется, но зачем?


— На досуге чем занимаетесь?

— Немного спортом — плаванием, иногда хожу в тренажерный зал, люблю выезжать с семьей, с друзьями на природу.

— Дочь любите воспитывать, наставлять на путь истинный? Конфликта поколений нет?

— Дочь моя учится на втором курсе факультета «Регионоведение» в аграрном университете. Мы с ней разговариваем на одном языке.

— Спасибо за интервью. Успехов!

Сергей Борисович родился 18 февраля 1966 года в Омске, в 1983 году окончил школу №84. В том же году поступил на машиностроительный факультет Омского политехнического института по специальности «Технология и оборудование сварочного производства».
Во время обучения в вузе играл в студенческом театре миниатюр «Варианты», принимал участие в съемках телепередач. После окончания вуза работал начальником лаборатории СМУ «Уралгазстрой». В июле 1990 года принят на должность ведущего программ студии Омского телевидения. С декабря 1994 года главный редактор службы информации телекомпании СТВ. С декабря 1996 — редактор отдела новостей, начальник отдела собственных программ корпорации Теле-Омск «АКМЭ». В марте 1997 года уволен по собственному желанию, с мая 1997 года — шеф-редактор отдела новостей телекомпании СТВ.
В январе 1998 года принят на должность шеф-редактора общественно-политических программ, затем старшим редактором информационных и общественно-политических программ телевидения ГТРК «Иртыш». В марте 2000 года назначен главным редактором. С мая 2002 года- заместитель председателя по телевидению ГТРК «Иртыш». С мая 2004 — исполняющий обязанности председателя ГТРК «Иртыш».
Награжден специальным призом жюри ТЭФИ-регион как автор и ведущий информационно-аналитической программы «Реалии недели» за глубину и проффессиональную разработку темы
Женат, воспитывает дочь.

Елена МИХАЙЛОВА 



© 2001—2013 ООО ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ДОМ «КВ».
http://kvnews.ru/gazeta/2004/09/35/525128