По данным Омскэнерго, начало отопительного сезона оказалось смазанным по вине самой мэрии. Причины и финансовые, и технические. Приемка тепловых узлов у абонентов должна была завершиться еще до 1 сентября. Тем не менее к 28 сентября готовность городских объектов к приему тепла была существенно ниже, чем в прошлом году, и составляла в среднем 65,4%. С приближением холодов, как это случается каждый год, энергетики остро поставили перед муниципалитетом и вопрос о долгах.
По сведениям Омскэнерго, на 1 сентября долг городского бюджета перед компанией превышал 354 млн рублей. В первых рядах должников оказались и муниципальные предприятия. Водоканал задолжал энергетикам 87 млн рублей, а Омскэлектро — 35 млн рублей. Стоит отметить, что на стороне энергетиков выступили и областные власти. На прошлой неделе первый заместитель председателя правительства Омской области Виктор ШРЕЙДЕР, возглавляющий областной штаб по подготовке к зиме, высказался через областные СМИ о том, что муниципалитет недостаточно хорошо подготовил городские объекты к приему тепла.
Мэр Омска Евгений БЕЛОВ оперирует другими цифрами. По его данным, 29 сентября город был готов к приему тепла от источников Омскэнерго в среднем на 95%. Все наряды на подключение объектов образования, здравоохранения и культуры были получены в срок, однако, тепло от Омскэнерго поступило в начале прошлой недели только на 93 социальных объекта из 551.
На специальной пресс-конференции Евгений БЕЛОВ заявил, что не видит ни финансовых, ни технических причин, о которых говорит руководство Омскэнерго. Соглашение между городом и компанией по компенсации льгот и разницы в тарифах на тепловую энергию исполняется мэрией в срок. Ежемесячно из городского бюджета в адрес Омскэнерго перечисляются суммы от 50 до 60 млн рублей. Последний платеж на сумму в 55 млн рублей прошел в конце сентября. А всего с начала года Омскэнерго получило порядка 725 млн рублей из суммы в 1,07 млрд, запланированной на 2004 год.
Как пояснил журналистам омский мэр, большую часть разногласий с энергетиками удалось все же решить. Нет проблем и с другими поставщиками тепла — Техуглеродом, Омскшиной и так далее. До 10 октября, по словам Евгения БЕЛОВА, тепло должно прийти на все городские объекты и в жилые дома.
Тем не менее вопрос о долге в 354 миллиона так и повис в воздухе. Как считает мэр, город ничего Омскэнерго не должен. Городские юристы и экономисты собираются дойти вплоть до Минфина, оспаривая эту сумму. Дело в том, что энергетики и мэрия считают суммы компенсаций за тепло каждый по-своему. Энергетики отталкиваются в расчетах от тарифа, утвержденного государственным регулирующим органом — Региональной энергетической комиссией. Мэрия же оперирует в своих расчетах некими «экономически обоснованными затратами» на производство тепловой энергии, мотивируя это тем, что муниципалитет именно так понимает российское бюджетное законодательство.
Смысл термина «экономически обоснованные затраты» пояснил директор департамента городского хозяйства Александр УСОВ. Поскольку, мол, тепловую энергию население получает в виде коммунальной услуги, то при расчете суммы компенсации мэрия не учитывает прибыль поставщика тепловой энергии.
— Я не думаю, что население считает себя формально обязанным оплачивать прибыль компании, — говорит Александр УСОВ, — ведь свою прибыль компания может расходовать на разные цели. Может на развитие, а может и на решение социальных вопросов — спорт, благотворительность и так далее. Почему население должно оплачивать культурно-массовые мероприятия, например, которые организует компания? Себестоимость тепла бюджет компенсирует, а все остальные компоненты тарифа бюджет компенсировать и не вправе.
Какая из сторон права — покажет время. Однако даже во времена плановой экономики прибыль включалась в отпускную цену товара, хотя и называлась она в те годы иначе. Тем более странно слышать подобные рассуждения сегодня — во времена рыночной экономики. Сам же Евгений БЕЛОВ, кстати, публично позиционирует себя не как чиновника, а в качестве либерального рыночника и предпринимателя.